Юрий Брайдер, Николай Чадович «Против течения»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Темпоральная фантастика, хроноопера | Антиутопия )
- Общие характеристики: Социальное | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
В будущем — перенаселённость, полно иммигрантов из прошлого, не хватает сырья и продовольствия. Всё это добывают в прошлом, а иммиграционное бюро устраняет искажения во времени, вызванные вмешательством в прошлое. Например, выясняется, что некоторых людей в настоящем не должно быть вообще.
Впервые опубликовано в журнале «Неман» (Минск) № 7 1988 г.
Входит в:
— сборник «Посёлок на краю Галактики», 1989 г.
— антологию «Время покупать чёрные перстни», 1990 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
amak2508, 3 марта 2015 г.
Далеко не первый рассказ авторов на тему путешествий во времени, темпоральных возмущений и временных парадоксов. И, к сожалению, почти все они написаны очень небрежно — время для Брайдера и Чадовича всего лишь декорация для создания цепочки приключений. Причем приключений не то, чтобы увлекательных, не то, чтобы правдоподобных, не то, чтобы несущих какую-то мысль.
Вот и в случае этого рассказа — на что не посмотри, все в нем выглядит наивно-примитивно-шаблонным. Темпоральные возмущения? Сразу и не поймешь, всерьез пишут авторы или это стеб: общество, не имея своих ресурсов, тащит все – полезные ископаемые, дерево, продукты – из прошлых веков и получает за это в настоящем…. Как вы думаете что? Оказывается, современный мир при этом может абсолютно не меняться, просто иммиграционная служба (аналог службы времени) каждый день для дезавуации возмущений просчитывает, кто из живущих в нем внезапно оказывается лишним, а где кого наоборот надо добавить… Ну, ладно, посчитаем, что это просто не очень удачный авторский прием для создания более увлекательного произведения. Но увлекательности, как раз-то, в рассказе и нет. Есть довольно поверхностное и довольно традиционное изложение событий на уровне «он пошел!», «он сделал», «он оказался», причем обильно сдобренное явными нелепостями. Чего только стоит то, что у авторов во всех местах и во все времена люди разговаривают на одном и том же языке.
Ну и финал – может быть при первом взгляде эффектный, но, вообще-то, просто глупый. Во-первых не одна власть никогда не дойдет до мести инсургенту – его просто уничтожат. А во-вторых, как-то не вяжется серьезная тема фашистских концлагерей с этим достаточно слабым и чисто развлекательным рассказом.
MarchingCat, 24 июня 2015 г.
Противопоставление человека Системе тут тоже присутствует, конечно. Но (имхо) не это главное.
У кого-то из классиков жанра уже было произведение, где машины времени — повседневность, времена перепутались, но это стало нормой, так общество и жило себе дальше. А Брайдер с Чадовичем взяли версию развития событий, при которых путаница так же накапливается, но с ней пытаются бороться любыми доступными способами. Причём, при этом не прекращая перемещения во времени, ибо экономика настоящего уже полностью заточена под ресурсы из прошлого.
И картинка получилась прескверная. Мрачная. Беспросветная. Тяжкое осталось послевкусие от рассказа. И не от его качества, а от увиденной картины.
Но проработанности рассказу, конечно, не хватает. Мне лично недостало пояснений по названным фактам. Как из прошлого иммигранты в настоящее попадают. Почему именно вот так изменения накапливаются, а не иначе. Авторы всё подали просто как факты, не подведя под это никакой теории вообще.
БорЧ, 9 июня 2013 г.
Наверное 20 лет назад тематика хронооперы, изложенная в формате короткого рассказа, и была интересна читателю. Но сегодня этот рассказ уже (ИМХО) кажется излишне простеньким, экшен — тусклым, а концовка — ожидаемо-очевидной.
Увы, но не впечатлило и чувства сопереживания за главного героя — как-то абсолютно не сложилось. И, хотя в целом, рассказ и неплохой, но уже воспринимается как нечто анахронистическое.
god54, 6 сентября 2009 г.
Хронопера. Тяжёлый рассказ. Вначале хотелось верить, что этот слабый человек сможет сломать Систему, как это и обязано быть в фантастике. Ан нет. Сломали и уничтожили его. И так будет со всяким кто поднимет руку на Систему... А вначале верилось, да и сейчас хочется верить, что всё закончится хорошо. А это значит, что рассказ задел...