Юрий Брайдер, Николай Чадович «Ад на Венере»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Антиутопия )
- Общие характеристики: Социальное | Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Венера | Марс, спутники Марса )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Религиозная секта «Заоблачный Храм» утверждает, что Земля греховна, новую жизнь можно начать только на другой планете. Но для того, чтобы попасть в рай, некоторое время необходимо провести в аду. Рай – это Марс и пояс Астероидов, а ад – Венера и Меркурий.
Входит в:
— журнал «Парус 1988`7», 1988 г.
— сборник «Посёлок на краю Галактики», 1989 г.
— сборник «Ад на Венере», 1991 г.
— антологию «Слушайте звёзды!», 1991 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Necrov, 12 мая 2021 г.
Вполне замечательная повесть о тоталитарных сектах. Однажды пришлось, совершенно вынужденно, снимать комнату у свидетельницы Иеговы. Так вот в самую точку все обещания, которые идут в самом начале. Конечно, про переселение на иные планеты и речи не шло, но вот все блага земные обретались именно в их секте. Разумеется, и про то, что при вступлении в неё люди отписывали ей свои квартиры и все-все сбережения. Ну, а если посмотреть чуть дальше, то в этой повести вполне себе реализован намёк на древний тезис: «Разделяй и властвуй». Пускай на Венере думают, что на Марсе сущий рай, а на Марсианских рудниках рассказывай о том, что венерианцы купаются в благословенных водопадах живой воды — и будет счастье. Каждый будет верить, что вот вскоре и его переселят в край благословенный. Правда, авторы не раскрыли того, куда с Венеры были переселены те, кто якобы отправлялся в марсианский рай, но на самом деле это не существенно. Кажется мне, что переселяли тех, кто ослабел до такой степени, что не мог выполнять работу. И переселяли сразу же в мир лучший, который, как известно, находится на том свете.
Нескорений, 23 мая 2018 г.
Эта повесть Брайдера и Чадовича с первых страниц сигнализирует о принадлежности к «перестроечной» прозе. Атмосфера безнадежности, распада, полный мрак и отчаяние — всё это здесь присутствует в полной мере, равно как и робкая надежда на что-то светлое. Авторы органично соединили два явления — новомодное на тот период увлечение деструктивными религиозными культами и трещащую по швам тоталитарную идеологию. Между этими извращенными формами человеческой общественной организации они ставят знак равенства и имеют на это все основания. Каждый может почувствовать себя на месте главного героя и осудить или одобрить его финальное решение. Актуальности данное произведение, увы, не утратило и в наши дни — что в плане идеологии, что по уровню веры в шарлатанов и чудотворцев наше общество осталось на прежнем уровне.
Действие разворачивается на просторах Венеры. Главный герой, бывший астронавт по кличке Хромой, оказался среди членов религиозного сообщества Заоблачный Храм. Согласно учению этой секты на Венере находится ад, после очищения в котором праведники попадают в рай — на Марс, и там и там у Храма есть собственные поселения. Осознав всю лживость псевдорелигии, Хромой принимает решение сбежать из Компаунда, но деваться с подводной лодки особо некуда, как известно. Его ещё преследуют иллюзии, что где-то там, на Марсе действительно процветают райские кущи, вот туда надо стремиться, подальше от венерианской разрухи и тотального контроля проповедников. Первым шагом к бегству логично предположить выход за пределы Компаунда с целью осмотреться и найти способ навсегда покинуть этот постылый мир лжи и лицемерия.
У местного Храма все черты стандартной секты — апелляция к слепой вере, неукоснительное подчинение проповедникам и внутренняя иерархия, промывка мозгов, жесткое подавление любого инакомыслия. Теперь попробуйте мысленно перечислить самые яркие признаки государственного режима в той же Северной Корее, получается аналогия до степени смешения. Недаром религия и политика тесно дружат испокон веков. Зло в повести довольно схематично, лишено индивидуальности, что лишь подчеркивает то, что под любой личиной и во все времена та власть, что не от Бога, стремится окружить себя сакральным ореолом. Авторы писали с натуры, аналогии с реальностью проводятся предельно просто и чётко. Жанр антиутопии и тёмной НФ для раскрытия темы подходит как нельзя кстати, позволяя сделать акцент на психологию и депрессивную атмосферу.
Даже само название поселения сектантов — Компаунд — символизирует, ведь в одном из значений перевода — это лагерь. Представьте себе ползучий гулаг, до отказа набитый покорными рабами, внимающими пафосным речам своих духовных лидеров — по сути это и получится Компаунд. О том, что происходит на Марсе в тексте прямо не говорится, но несложно догадаться, что там «всё то же, что у нас», таким образом нет никакой разницы между серым настоящим и «светлым» будущим. Инстинкт заставляет главного героя бежать оттуда подальше, но холодный разум безжалостен — нет никакой надежды, некуда бежать, и всё же остается иррациональная вера в чудо, в какого-то волшебника, пусть без вертолета, но с отрядом «голубых касок». Однако в жизни чудес не бывает и свобода добывается только кровью через боль и пределы возможностей.
Небольшой объём повести, по сути она не длиннее среднего рассказа, не оставляет места для раскрытия отрицательных персонажей или же галереи характеров «униженных и оскорбленных». И всё же образ Хромого получился удачно, авторы показывают нам процесс становления героя, который от аморфной установки «пора валить» постепенно переходит к осознанию ценности свободы, к пониманию императива самопожертвования, который может даже в ситуации «один в поле не воин» даровать антагонисту лавры духовной победы. Пробуждение героя-одиночки в ситуации, когда народ безмолвствует — это ядро драматического психологизма практически каждой антиутопии, есть оно и в данном произведении, но вот от правильного финала зависит многое. Если у того же Оруэлла финал демотивирует, то здесь напротив — и это очень важно для читателя.
montakvir7511, 21 января 2017 г.
Динамичное в самом лучшем смысле произведение, в очередной раз описывающее ситуацию с ослом и подвешенной перед ним недосягаемой, но очень грамотно обещанной морковкой. Людям массово рассказывают о очередном небесном Хрустальном Граде, попасть куда можно как следует потрудившись на благо человечества в общем и секты Заоблачного Храма в частности..
А там, во Граде Обетованном, куда ты так рвался, что? Правильно, мужик, тот же Ад, только вид сбоку. «Пашите, негры, пашите, солнце ещё высоко». Тяжелейший труд без перекуров и выходных, охрана, унижения...и, за пределами поселения — чужая, суровая планета, где кое-что есть интересное для твоих скрытых хозяев. Давай, не ленись. Небесный отец вас всех любит, сдохните на рудниках во славу его, и уж потом...вы точно попадете в рай. Скорее всего. Или снова смените одно рабство на другое, чтобы умные и хитрые дышали чистым воздухом на тысячном этаже земного небоскреба, в тишине и безопасности, кушая еду без химии и добавок, пока вы массово мрете на Венере от радиации и зверствующих надсмотрщиков.
Наивная вера простого гражданина в возможность честного и справедливого натурального обмена своих умений и знаний на последующий отдых до самой смерти незыблема и непоколебима. Всегда и везде. Но жизнь ставит на место очень и очень быстро. Иногда это место оказывается загробным.
Ох, как хорошо написано-то, как в классическую фантастику Золотого Века в лучшие ее годы окунулся прямо. Перечитал, аж проникся. Жесткая, циничная и предельно актуальная повесть.
Авторы писали тогда, на самом излете Советской эпохи, совершенно невероятные произведения короткой формы.
БорЧ, 9 июня 2013 г.
Есть такая старая присказка-правило: «Хорошо там, где нас нет...» А эта небольшая повесть — хорошая иллюстрация к часто забываемому окончанию этого правила: «... но только до тех пор, пока мы туда не ухитримся добраться.»
Может быть сегодня эта повесть и рискует (ставшему уже избыточно привередливым современному читателю) показаться несколько простоватой по своему сюжету, — но для конца 80-х годов, да к тому же для только недавно начавших публиковаться авторов, — это был вполне ощутимый успех и несомненная и весомая «заявка» для дальнейшего развития творчества этого писательского тандема.
beskarss78, 22 января 2011 г.
Читал повесть в сборнике «Слушайте, звёзды». Тогда был очень и очень впечатлен — с отечественной «анти-утопической» фантастикой в таком разрезе совершенно до того не сталкивался. Меня поразила совершенно иная установка героя (как сейчас могу сказать — не социалистическая), и еще удивило, что даже в таком аду есть собиратели каких-то там кристаллов, коллекционеры.
Но финал повести характерен даже и для сегодняшней жизни: пережил тысячу невзгод, нашел потеряный корабль, прилетел на другую планету — но там такая же жуткая потогонная система.
god54, 6 сентября 2009 г.
Этот рассказ я читал, когда он только вышел из печати, но впечатления даже от прочтения повторно нисколько не померкли. Казалось бы простой сюжет, но стиль изложения заставляет сопереживать герою. Ты словно рядом, и как бы всё время спрашиваешь себя, а как бы ты поступил. Это наверное связано с тем, что мы все верим, что где-то там нас ждёт рай. Где можно не страдать, не работать, а только наслаждаться. Типичная психология рабов. Но рассказ очень хорош, а для своего времени это вообще был взрыв...
torkan, 3 июля 2008 г.
Читал в журнале «Парус». Очень понравился рассказ! Герой предпочел сытое существование в звездолете обратному пути к «компаунду» где возможно найдет смерть...