Чайна Мьевиль «Рельсы»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Постапокалиптика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Неопределённое место действия | Альтернативная история нашего мира (Земли) (Другая география )
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Становление/взросление героя | Пираты
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
На борту кротована (moletrain) «Мидия» Шэм Йес ап Соорап в благоговении наблюдает за первой в своей жизни плеснекрутовой (moldywarpe) охотой: гигантский крот вырывается из земли, гарпунщики целятся в жертву, кто-то гибнет, кто-то обретает славу. Но как бы зрелищна ни была охота, Шэм не может отделаться от ощущения, что жизнь — это нечто большее, чем путешествие по бесконечным рельсам рельсоёма (railsea) — даже если капитан кротована думает лишь об охоте на крота цвета слоновой кости, которого она (капитан) ищет с тех пор, как тот отгрыз ей руку много лет назад. Когда кротован натыкается на разрушенный поезд, поначалу все радуются находке. Затем Шэм обнаруживает серию рисунков, намекающих на то, что где-то возможно нечто невозможное, — и события поворачиваются совсем не так, как ожидалось. Вскоре за Шэмом охотятся решительно все — и пираты, и кротованщики, и чудовища, и вещеройки (salvage-scrabblers). И, возможно, не одна только жизнь Шэма изменится. Возможно, весь рельсоём застыл на пороге новой эры.
Награды и премии:
лауреат |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2012 // Книги — Лучшая книга на языке оригинала | |
лауреат |
Локус / Locus Award, 2013 // Подростковый роман | |
лауреат |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2015 // Книги — Лучшая детско-юношеская фантастика года |
Номинации на премии:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Batareev, 16 февраля 2025 г.
Подростковая фантастика, типичный янг адалт. Откровенно, ожидал большего, от автора цикла «Бас-Лаг». А здесь мы имеем обычную приключенческую историю в необычном мире. Но этот мир просто как кривое зеркало нашего. Море заменили на рыхлую землю, корабли на поезда, люди остались людьми. В романе много отсылок к произведениям известных авторов, собственно в благодарностях они и перечислены, от «Острова сокровищ» и «Моби Дика» до «Пикника на обочине». Также «Рельсы» могут быть некоторым развитием «Железного овета», так сказать логическим (непрямым) продолжением.
Вместе с тем роман мне не зашёл, взрослому начитанному человеку он покажет просто скучный, пустым. Ребенку может понравиться, благо в нем нет сексуальных тем и непрекрытой жестокости, главные герои — подростки и во главе произведения эстетика железной дороги.
alexeika17, 2 февраля 2025 г.
хорошее, но совершенно не глубокое по смысловой нагрузке произведение. интересные герои, интересное описание мира, но довольно простенький сюжет. ничего заумного от книги не ждите. Но вот основа книги — что-то стоящее. мне всегда хотелось увидеть какую-нибудь похожую на безумного макса книгу, только с поездами. есть, конечно, хроники хищных городов — но это, в целом, такое себе зрелище — а вот эту книгу людям, любящим похожий сеттинг с бесконечными пространствами неизведанного и дикого рельсоморья очень даже может понравиться. также эфимерным плюсом для меня лично является приятная для такого рода чтива подача информация и некие заигрывания писателя с читателем. здесь они ни коим образом чтению не мешали, из-за чего и было как минимум не некомфортно. все остальное в книге.
NIKItoS1989, 26 марта 2022 г.
Странный мир, в котором поезд ведёт свой бесконечный путь по земле. Перед нами Шэм, молодой ученик врача и он наблюдает охоту на гигантского крота, которая очень похожа на охоту за китом. Тут даже есть отсылки к Моби Дику, пусть я его не читал, но поиск их капитаншей крота цвета слоновой кости — явно калька с белого кита.
Парень весьма задумчивый и мечтательный. Он не очень хочет быть врачом, да и вообще не знает в какое направление ему податься. Хотя он всё-таки член этой суровой, иногда жестокой, но скованной узами братства команды.
Параллельно, мы узнаём о мире, кажется, что это мир некоего постапокалиптического будущего. Мелькают названия, похожие на наши земные, рассказывается об уровнях, разделённых по высоте, существующих в этом мире. Один из которых — как раз Рельсоморье.
Шэм, очень напоминает типичных героев Young Adult, не очень успешный, добрый, иногда подвержен травле. Правда, пьянка с командой напоминает нам о том, что парню уже за 18.
Мы видим, как в некий стимпанковский или дизельпанковский мир, добавляются детали из настоящего — электромобили, флешки, компьютеры. При этом существуют артефакты — утиль, который находят сальважиры, особая каста рельсоморяков. Чайна Мьевель добавляет безобидную пасхалку, один такой артефакт — трискель Стругацки — назван в честь братьев Стругацких.
Мьевиль создал настоящую рельсоморскую сагу — с каперами и адмиралами, погонями и сражениями.
Шэм, который одновременно напоминал мне Сэма из Властелина Колец и на Сэма из Игры Престолов. Как настоящий герой он прошёл через огонь и воду... точнее рельсы. Обрёл, если не предназначение, то путь и мы проходим этот путь с ним.
Капитан Напхи, одержимая своей тягой настигнуть крота цвета слоновой кости — проявит себя весьма интересно, но не будет спойлерить — вы всё узнаете, когда прочтёте. Кстати, со своим характером и этой металлической рукой — она напомнила мне Фуру Несс из цикла Мстительница другого британского фантаста — Аластера Рейнольдса. Мьевиль не упоминает его в благодарностях, но я бы не исключал, что образ был в чём-то подчерпнут у коллеги.
Это действительно сильный роман и на данный момент — лучший у автора, потому я всем могу его смело рекомендовать!
vfvfhm, 17 января 2021 г.
Опять, как и в случае с «Посольским городом», который оказался НЕ «лингвистической фантастикой», Мьевиль обманул мои ожидания. Ну что за замечательный писатель! Я ожидал подростковый стимпанк, судя по обложке и некоторым отзывам, а получил полноценную абсурдистскую фантастику с глубоким смыслом, копающую на полный штык нашу противоречивую реальность.
На скоростном поезде своей книги Чайна Мьевиль пронесся вдоль всей истории приключенческой литературы от Гомера до Джека Лондона, да так лихо, что дух захватывало, а страницы переворачивались словно лопасти мощного вентилятора. При этом мир, по которому мечутся в поисках знаний и смысла жизни персонажи, скорее соотносится с Кафкой и сюрреалистами, чем с Жюль Верном и Рафаэлем Сабатини.
В отличие от подростковой трилогии Бачигалупи, стратегия Мьевиля кажется выбрана верно. Начни рассказывать об этом мире и его жителях «на серьезных щах», и получится очередной пессимистический извод «Безумного Макса», а зачем? Здесь же получилось весело, задорно и очень умно. Многопланово.
Книгу можно назвать подростковой, как и романы Вальтера Скотта о рыцарях и разбойниках. Они, скорее, предназначены тем подросткам, которые живут, если живут, в нас взрослых. Книгу намного интереснее читать, и получит больше удовольствия, начитанному читателю. Который и с Жюль Верном, и с модернизмом, и с постмодерном на дружеской ноге. Соединить в одном тесте Гомера, Дефо и Стругацких — это было сильно!
А ведь еще и финал великолепный! Все это оказалось не балагурством чистой воды и не игрой литературными мускулами. Мораль пусть лобовая, зато истинная и важная. Приговор власти подлого чистогана и всесилию буржуазной идеологии получился жестоким, справедливым и едким. Большая от меня благодарность Мьевилю за «диких боссов» и «последнего Контролера».
На таких книгах о честных, смелых, любознательных и благородных героях и следует воспитывать подрастающие поколения. И зрелым людям не грех напомнить себе этапы большого интеллектуального пути. Впервые, осознавая некоторые шероховатости текста и недополученную широту охвата описываемого мира (потому что Мьевиль сам прекрасно осознает ограничения текста и ловко их обыгрывает), ставлю ему за отличную книжку высший балл.
V-a-s-u-a, 25 октября 2020 г.
Располагающая, дышащая фантазией книга, оставляющая после себя сложно описуемое впечатление смутной неудовлетворённости. Оптимист скажет, что книга богата идеями, амбициозна по замыслу, пессимист – что не все её сюжетные элементы, мотивы и символы сложились самым гармоничным образом: пообещали больше, чем смогли.
В любом случае, хорошие стороны – очевидны. Это в самом деле щедрая детская книжка, написанная кем-то, кого очевидно прёт и от собственных выдумок, и от письма как такового, и от детских книжек. Как и полагается детской книжке, здесь есть добрый главный герой, который любит животных и не любит несправедливость, по ходу действия находящий своё место в мире, равно как и группу единомышленников и друзей.
Щедрость здесь многообразна: здесь и лексическая изобретательность: игривое обращение с языком достигает невиданных высот – там, где большинство писателей ограничиваются при конструировании языка своих миров озаглавливаем пары существительных, Мьёвиль пошёл дальше и видоизменил союзы!; здесь и множество формальных повествовательных приёмов, разнообразящих ход рассказа; и вагон и маленькая дрезина отсылок к другим произведениям. Причём по каждому из пунктов заметна даже хорошая избыточность. Классификация разнообразных режимов хождения по рельсоморю очевидным образом обогащает мир, но что можно почерпнуть из всплывшей пару раз за книгу транслитерации русского слова «большой»? Комментарии книги по поводу направления движения собственного сюжета не лишены определённого игривого флёра, но начинать in medias res, которое потом окажется началом второй (из более чем тридцати) главы – это уже какое-то безумие автора, опьянённого своей властью, и/или спешащего использовать каждый известный ему фокус, как будто другой возможности уже не будет. Ну и если отсылка к пресловутой гайке Стругацких по-своему трогательна и, возможно, заслужит благодарности от тех, кто благодаря ей прочитает и проникнется «Пикником на обочине», то полуиздевательский привет «Робинзону Крузо» просто сбивает с толку (понятия не имею, что Мьёвиль хотел им сказать).
Но где при движении от страницы к страницы тебя постоянно преследует радость узнавания, удивления, восторга от выдумки, на макроуровне впечатление не такое устойчивое. Тут я разделю два пласта: всё, что касается действующих лиц-кротоловов, и всё, связанное с интригой насчёт прошлого рельсового мира.
По поводу первого у меня больше положительных чувств. Образ капитанов-философов, своеобразных ложный пророков, подчиняющий с помощью демагогии и личной харизмы экипаж своим недалёким целям, очень славный, и как раз на месте в детской книжке с темами на вырост. Мне, однако, не хватило яркости и полнокровности персонажей, населяющих кротопоезд, чтобы кульминация этой линии превратилась в нечто большее, чем приятную абстракцию. Надо заметить, что стройность сюжетной конструкции вообще слегка проседает во второй части книги, когда главный герой расстаётся со своими коллегами: в какой-то момент метакомментарий, так очаровывающий поначалу, становится больше походить на признания автора в том, какого труда ему приходится снова свести две сюжетные линии воедино.
К линии поисков выхода из рельсоморя претензии более концептуальные. Железнодорожный поезд, неостановимо мчащийся по проложенному пути, как метафора безжалостной поступи прогресса – почти общее место: встречался, например, в недавних фильмах от «Одинокого рейнджера» до, конечно же, «Сквозь снег». Так что зная факт или два про Мьёвилля, несложно вычислить, что он попытается использовать сеттинг данной истории, чтобы отвесить пинок нерегулируемому капитализму. И правда – когда мы узнаём, как появился мир рельсоморя, открытие не из весёлых.
mikereader, 12 февраля 2020 г.
Чайна — не мой писатель. Не понимаю я его книг. Вот и «Рельсы» оправляются в заброшенное депо, где я постараюсь быстрее забыть это бессмысленное чтение.
Началось вроде бодро, но без изюминки — какой-то местный олух находит типа артефакт, что укажет путь к просветлению и спасет всех от чего угодно. Необходимость самого это Просветления в книге никак не обоснована, зачем оно нужно? Т.е. просто создается псевдо важная цель Макгаффин, которую надо достичь во чтобы то не стало, и если еще у некоторых хоть как-то можно оправдать это стремление, то главному герою оно вообще не нужно, так почему этот дурачок во всем этом участвует — непонятно! Простой, как три копейки, какой-то глуповатый и неприятный, бесполезный бездельник-неудачник. Сопереживать такому совсем не хочется.
Обычно у Мьевиль придумываются неплохие миры, в меру оригинальные, но точно не тут. Я уже пару раз читал почти про такие же пустыни, где колесит всякое отребье постапокалипсиса, где кругом полно невиданных загадок и опасностей, жутких мутантов, бесценного лута и артефактов, а во всем виноваты инопланетяне... Так что в «Рельсах» для меня не было ничего необычного, это не минус, но и не плюс. Мир, застывший в одной авторской фазе, и никак не меняющийся десятилетиями, не очень-то интересен сам по себе.
К тому же все это выглядит подделкой. Ну сами подумайте — кучи народа колесят на поездах с бешеной скоростью по какой-то плоскости с единственной философией: чем дальше уедешь — тем больше прибыль! И вот все эти отчаянные исследователи не смогли за столько лет заехать за вон ту гору в 100 метрах. Они что в песочнице чтоль играют? Да там должны уже были все изучить и изъездить вдоль и поперек, и никаких тайн бы не осталось! У автора же все находки получаются типичными «А что так можно было?» Да, вы могли и раньше точно так же ездить. Люди и пешком ухитрялись карты составлять тысячу лет назад, а у этих сложный транспорт массовый да скоростной, а они не знают, куда идет эта вот дорога? И за столько лет не нашлось никого, кто бы проверил? Фигня на постном масле, а не «Рельсы».
Да и вообще, кто обслуживает всю эту технику? Ну ладно роботы следят за рельсами, а поезда, составы и все такое? А топливо в таких диких количествах? Это какая же инфраструктура должна быть создана? А тут дикари на уровне 13-15 века, подтирающиеся ладонями. В горшках что ль мазут варят и сталь отливают? Фальшь кругом.
И вот под таким душистым соусом неукротимых поисков, исследователей, всегда стремящихся куда-то за горизонт, в конце взял Чайна и выдал банальность за откровенность, да еще с таким многозначительным видом: «У каждой палки два конца!» Я вообще офигел! Спасибо, кэп! Как же я раньше-то жил!?
Жалею о потраченном времени и никому не советую. Есть книги и поинтереснее, что на самом деле содержат актуальные и необычные мысли, а не прикрывают общепризнанными банальностями и туповатыми приключениями свою внутреннюю пустоту и безыдейность.
yarigo, 25 мая 2020 г.
Возможно приелся малёк стиль и манера Мьевиля. После эмоций от Вокзала всё последующее шло по нисходящей.
Вроде оригинально когда всё на рельсах, мифы про край света, как там, чтобы не съели и не свалиться. Земля свалка для инопланетян. Да мы сами её в состоянии захламить. Чудики, пардон чудовища всякие — Кроты и Ангелы... Философия капитана поезда гоняться за своим Моби Диком в образе крота то ли кремого, то ли ещё какого дизайнерского цвета.
Наверное увлекательные приключения для подростков, кем, кстати и являются главные герои.
Точно не Нью-Кробюзон.
ConstructorCS, 27 ноября 2019 г.
Наконец я прочитал данное произведение.
Хотел поделиться своим мнением. Для того чтобы понять что есть хорошие книги и плохие нужно читать и те и те. Прочитав данную книгу я понял как хорошо что есть авторы которые пишут хорошую фантастику. Данное произведение относиться к плохим! Но их тоже надо читать чтобы ценить хорошее.
Плюс только один идея!
А теперь одни минусы.
Автор не смог ничего сделать с идеей, она та и осталась в том состоянии в котором ее автор нашел.
Плохо проработанная, автор не знает ничего о железной дороге. Хорошо, пусть, сделаем скидку,
Иногда автор забывал про рельсы и складывалось впечатление что в первой итерации все же было море. Очень повеселило пиратская тема, абордаж и прочие.
Мне даже интересно автор ездил на поездах. Абордажные крючья и прочие это выше любой логики.
У меня сложилось мнение что автор типичный представитель нового поколения с клиповым мышлением, по ходу всего текста меня не покидала дынная мысль что автор данную книгу представлял в виде клипов на youtube, как современные трейлеры, зачастую их смотреть интересней чем фильм.
Еще у меня мысль что автор много раз смотрел «водный мир» с Кевином Костнером
Сюжет, диалоги и прочие предсказуемы, банальны
Книга мне не понравилась. Рекомендую к прочтению
URRRiy, 2 декабря 2019 г.
Великолепная фэнтези-паропанк с аллюзиями чуть не на десяток классических произведений. Конечно первый напрашивается «Моби Дик», только вместо кита ловят крота. Понятно белого и огромного. Мир машинистов и рельс у Чайны Мьевиля нарисован великолепно — сказка есть сказка. Путешествие через континент в этом причудливом мире, к Краю Земли, где многие и многие пути сплетаются в узкую однополосную ленту.
Конечно все прелести далёкого путешествия глазами мальчонки допризывного возраста обрисованы просто, доступно и красочно, например, кровь жертв охоты кротобоев как ритуальное украшение на теле, одно из них. А финал — то, что обнаружилось — таки на краю земли — это очередной стёб автора, убежденного социалиста, над тупым и жадным капиталистическим сознанием. В общем очень увлекательная техносказка как для юношества, так и для взрослых.
Мух, 5 сентября 2019 г.
...Итак, Мьевиль-лайт, или Мьевиль подростковый. Дивный мир Рельсоморья, динамичный, хотя несколько нарочито наивный сюжет, весьма лихо закрученный, стивенсоновская романтика, герои, которые либо только что соскочили со страниц комикса, либо готовятся на ходу туда запрыгнуть... Вот вам отважные кито... то есть, кротобои, вот жестокие пираты, вот циничные военные, вот пустившиеся в странствие подростки — словом, полный набор.
...и что храктерно, все это ничуть не делает книгу хуже, наоборот, оно в жилу и в кассу. Лет в 14 заглотил бы эту книгу на одном дыхании и добавки попросил. И сейчас заглотил: тов. Чайна не забыл своих старых фанов и балует их вкусняшками вроде отсылок к «Моби Дику» и другим менее заметным в тексте не-детским вещам, авторскими главками-отступлениями. А уж индивидуальные философии капитанов кораблей-поездов — находка вообще шикарная.
На выходе имеем очень крепкий и увлекательный (не только для подростков) роман с переносом традиционной морской романтики на рельсы, лихо закрученным сюжетом и массой авторских находок. Читать стоит однозначно.
Strelok13, 22 марта 2019 г.
Хотел познакомиться с творчеством Мьевиля, но именно этот роман выбрал скорее случайно, и как оказалось попал в не самую типичную для автора стезю подростковой литературы, возможно даже первую его книгу в этом направлении. Сразу могу сказать, что эмоций получил больше положительных, чем отрицательных, хоть в книге и есть вещи, которые получились слабее, чем бы того хотелось.
Но чего не отнять у данного романа, так это его прекрасно прописанного, интересного мира. Мир постапокалиптический, но сам апокалипсис случился очень давно, новый образ жизни людей уже полностью сформировался, и он неразрывно связан с поездами, ведь весь мир – это одни сплошные рельсы, целое Рельсоморье, опасное, если ступать на землю, населённое огромными кротуродами поедающих огромных червей и прочими разросшимися животными.
Наверное, трудно не любить поезда, и их здесь много. Самые разные, как по предназначению, кротобои, сальважиры, собирающие утиль, пираты и другие, так и по принципу передвижения, от паровозов до поездов-парусников. От поездов и всего, что с ними связано, я несомненно получал удовольствие.
Но вот от чего труднее получить удовольствие, так это от персонажей. При чем как от главного героя, так и от всех остальных. Здесь нет ни одного по-настоящему яркого персонажа, они все довольно скучные, какие-то блёклые, кто-то больше, кто-то меньше, но при этом главный герой умудряется еще и проигрывать остальным, будучи одним из самых неинтересных. Не могу сказать, чтобы герои были неприятными, но хотелось бы увидеть в них больше «жизни». Главный герой хоть и изменяется по ходу действия, но делает это как-то слишком резко, и как мне кажется, без всяких особых предпосылок к этому. Второстепенные персонажи радовали чуть больше.
Автор частенько ломает четвёртую стену и в один из этих случаев, он пишет, что будь у штурвала читатель, история могла бы двигаться совсем по другому пути, и к сожалению, возможно будь история совсем другой, она могла бы оказаться интереснее, чем эта. Сюжет — второй аспект книги, после персонажей, который заметно отстаёт от интересного мира, придуманного автором. Он довольно прост, читать хоть и достаточно увлекательно, но это заслуга, скорее хорошего антуража, чем самого сюжета, который слабо запоминается и мало чем цепляет. Финал оставляет чувство разочарованности, будто приехали совсем не нуда, куда хотели.
Роман интересен тем, что во многом построен на отсылках к произведениям других писателей, большинство из которых, признаюсь, я не увидел, так как еще не читал многое из того, к чему отсылает автор. Вполне возможно, что чем больше книг, на которые отсылает Мьевиль прочитано, тем сильнее меняется восприятие книги. Это не значит, что читать «Рельсы» без того же «Моби Дика» невозможно, в конце концов, роман больше подростковый, но мне трудно судить какая доля шарма теряется от незнания первоисточников. Возможно это должно подстегнуть к знакомству с ними или призвано добавить интереса для более взрослой и начитанной аудитории.
Итог: несмотря ни на что, приятная книга, читать её легко, многое, конечно вытягивает интересный, хорошо продуманный и прописанный мир, атмосфера рельсов, поездов, путешествий и приключений. Возможно, у нас из такого мира, когда-то бы сразу начали делать межавторский цикл. Персонажи и сюжет простые, как сами по себе, так и на фоне мира Рельсоморья. Скажем так: вас ждет красивый паровоз, за окном интересные виды & необычное зверье, таящее в себе много опасностей, но вот попутчики ваши немного скучны, а цель поездки не совсем ясна.
Оценка: 8/10 («Очень хорошо»).
Кузьмичч, 22 февраля 2019 г.
То, что автор решил попробовать писать подростковую фантастику, меня несколько удивило. Узнал я это только в процессе чтения и, признаюсь, это меня немного разочаровало.
Несомненно у книги есть плюсы и много. Присущая Мьевилю необычность и капля безумия. Необычный мир с постоянными отсылками к «Моби Дику», подробнейшими и захватывающими описаниями тварей, живые герои. Это своеобразная сказка-приключение, разбавленная размышлениями о мире, жизни и философии. Ну и финал, хоть и был ожидаемым, все же затронул струны души.
Из минусов — постоянное прямое общение автора с читателем быстро надоело и казалось слишком частым и ненужным. Также сюжет показался немного скомканным, как сценарий по книге, который сильно урезали, чтобы вписаться в хронометраж.
Итог: книга, на мой взгляд, сильно выбивается из творчества Мьевиля, отличие не лучшую сторону, но прочесть можно.
scafandr, 23 ноября 2018 г.
Ага, мой любимый писатель решил попробовать себя на подростковом поприще... — думал я перед тем, как начать читать «Рельсы». Но потом я удивлялся тому, что особо и не нахожу янг эдалта в книге, кроме очень простого языка, авантюрного сюжета и возраста главного героя. Ах да, еще есть зверушка-помощник, как в каком-нибудь заправском аниме.
«Рельсы» меня радовали прекрасным постапокалиптическом миром, испещренном рельсами, по которым разъезжают самые разные поезда всяких конструкций. А по земле ходить нельзя, ибо в далеком прошлом люди довели флору и фауну до того, что животные мутировали. Ступив на землю, можно оказаться съеденным голодным и страшным кротом.
Наш главный герой устроился работать на кротобойный поезд, и как-то раз совершенно случайно он столкнулся с загадкой. Капитан поезда махнула на загадку рукой и уничтожила вещественные доказательства, но ГГ решил дойти до конца и выяснить, что было изображено на найденных снимках.
2/3 книги интриги держалась на высоком уровне, и я получал наслаждение от книги, предвкушая выставление «девятки» книге. Но ближе к концу Мьевиль как всегда не смог довести интригу до конца, выжав из себя что-то вялое и открытое в финале. Эх, а как все здорово начиналось. Поэтому пришлось балл отнять.
Тем не менее, «Рельсы» мне очень понравились. Мьевиль очень здорово умеет придумывать интересные миры, и читатель никак не может догадаться, что его ждет на следующей странице, потому что он лишь гость в книгах Мьевиля, а хозяин — сам автор. И он как всегда высоко держит марку!
Г. Л. Олди, 11 августа 2018 г.
Да, когда мы говорим о Чайне Мьевиле, мы чаще вспоминаем о безумном буйстве фантазии в экзотическом, мрачно-брутальном мире «Нью-Кробюзонского цикла» («Вокзал потерянных снов», «Шрам», «Железный Совет»). Но «Рельсы» — они совсем не такие. Юношеская приключенческая фантастика в чистом виде, но при этом — в исполнении неподражаемого Чайны Мьевиля!
Путешествия? Приключения? Дух поиска, дальних странствий и еще не открытых земель; чудес, что ждут тебя впереди? Сколько угодно! Погоня за сокровищами? Обязательно! А где сокровища, там и злобные коварные пираты — куда ж без них? Но найдутся, найдутся верные друзья, которые выручат тебя из беды — без друзей тем более никак невозможно! Погони и похищения, интрига, лихо закрученный сюжет? Да, да, и тысячу раз да! Тайны? Загадочные артефакты? Неизведанные просторы Рельсоморья, кишащие жуткими чудовищами? Всенепременно! Ах, Вы не знаете, что такое Рельсоморье? А вот догадайтесь! Мы добрые, мы даже подсказки дадим.
Итак, подсказки:
Надеемся, все помнят «Волшебника Земноморья» Урсулы ле Гуин? Вот и Чайна Мьевиль на своих читателей очень надеется. Намекает, подсказывает: Земноморье — Рельсоморье, ничего не напоминает?
Аллюзий, параллелей, намеков, скрытых и явных цитат в этой книге Мьевиля более, чем достаточно. Разумеется, никак нельзя тут не упомянуть о Германе Мелвилле с его «Моби Диком» — эта аллюзия тут, пожалуй, самая явная и монументальная. Но кроме нее весьма порадовали узнаваемые намеки на «Пикник на обочине» Аркадия и Бориса Страгацких. Да-да, «Пикник...» Мьевиль однозначно читал, о чем недвусмысленно свидетельствует не только мелькающий в тексте любопытный артефакт, не только один эффектный сюжетный ход, которому мы мысленно поаплодировали но и... само Рельсоморье!
Ну и, разумеется, юный герой с жаждой приключений и шилом в заднице. Читая, вновь окунаешься в незабвенную атмосферу «Острова Сокровищ» и «Пятнадцатилетнего капитана», в атмосферу романтики и приключений, и с замиранием сердца ждешь, что откроется тебе и героям за горизонтом.
k2007, 14 сентября 2018 г.
Неплохой роман про приключения парнишки пятнадцати лет, вышедшем в условное море помощником корабельного доктора. С поправкой на свойственную Мьевилю безуминку и с учетом достижений литературы XXI века. Для подростков рекомендовать — ну, не знаю, книжка своеобразная, но почему бы нет?