Кирилл Бенедиктов «Точка Лагранжа»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Постапокалиптика )
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Генетические эксперименты, мутации | Болезнь/эпидемия/пандемия (включая инвазии)
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Из-за эпидемий человечество почти вымерло, остались разобщенные группы, жалкие остатки восьми миллиардов. Эпидемии вскоре сошли на нет, но зато начались мутации. Чтобы противостоять мутации, Доктор, а затем его помощник Стас, вводили детям до 12 лет операционным путем некое средство-антиоружие, которое разрабатывали в одном институте до начала эпидемий, но так и не успели закончить исследования. Кодовое имя у этого средства было «Пакость»...
от автора:
Рассказ изначально был написан на сетевой конкурс «Рваная грелка», то есть за 48 часов. Позже я немного переделал его, планируя вставить в сборник, где должны были быть представлены вариации на тему миров, придуманных разными авторами, — так, у Олега Дивова, насколько я помню, должен был быть текст из мира «Выбраковки» и т. п. Я решил, что мрачный рассказ о вымирающем человечестве будет органично смотреться в рамках мира «Войны за «Асгард» — в истории этого мира действительно был период, когда смертоносные эпидемии едва не выкосили весь род людской. Вместе с тем «Точка Лагранжа» не сиквел и не приквел, а вполне самостоятельный текст, который можно читать, даже если вы никогда и ничего не слышали о «Войне за «Асгард».
Входит в:
— цикл «Война за Асгард»
— антологию «Русская фантастика 2007», 2006 г.
— антологию «После Апокалипсиса», 2008 г.
— сборник «Точка Лагранжа», 2008 г.
Награды и премии:
лауреат |
Филигрань, 2007 // Малая Филигрань (рассказ) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Sergio Blanc, 21 ноября 2023 г.
Немного сыроватый, но хоРРРоший по задумке и исполнению рассказ. Постап-мир, рисуемый автором, достоверен и пугающ. Есть немного «соплей», но они сильно не бросаются в глаза. Главгир вызывает смешанные чувства: он пугает в начале, его любишь в середине, переживаешь за его судьбу в конце. Я переживал «сильно» — автор сумел вызвать у меня достаточно серьёзную эмпатию.
По мере вживания в текст понимаешь, что и противоположная сторона, не одобряющая (мягко скажем) вживление Пакости, «на живую», младшим подросткам и детям имеет право на свою правду. Представьте себя на месте их родителей и родственников. Ну и сами « homo novus» в финале показали, что не собираются оставаться статистами в борьбе за будущее человеческой расы. Кто победит? Кем или чем станет человек будущего «нового мира»? Финал открыт и это прекрасно.
Лучший за последнее время постап made in Russia, прочитанный мной. Очень неплохо получилось у Бенедиктова, очень неплохо.
astoun, 18 июля 2024 г.
Хороший рассказ. Но для большей достоверности он должен быть еще жестче.
Например, в описываемом обществе остро не хватает женщин, а здоровые и красивые, как Ленка, буквально на вес золота. Поэтому Защитники давным-давно захватили бы ее, не считаясь ни с чем. Ведь их целая толпа. да и с техникой, как оказалось, нет проблем.
Ну и концовки я люблю более определенные. Поскольку противостоять Мишутке никто не может — значит, он станет владыкой мира? Но этот мир обречен, если он убъет Стаса, и производить хомо новусов станет некому. Значит, Стас должен сообщить ему об этом — и остаться живым?..
Darth_Veter, 2 августа 2021 г.
Ну что ж, очередной мрачный прогноз нашего будущего. Говорят, такое направление в творчестве является нормой неблагополучных стран. Чтобы их население не удивлялось тому, что становится хуже, и заранее готовилось к новым сюрпризам.
СЮЖЕТ
Человечество вплотную подошло к «красной черте» своей эволюции: эпидемии смертельных болезней выкашивают целые города, превращая выживших в уродов и дегенератов. Ученые некоего таинственного Центра, пытаясь предотвратить ставшую вполне реальной гибель человеческой расы, разрабатывают биологический препарат, делающий реципиента неуязвимым против любой инфекции. Побочным результатом такой «прививки» является изменение генотипа.
Идея абсолютной вакцины не нова и давно уже решена как фантастами, так и медиками. Первые считают, что это возможно, а последние уверены, что всеобщей панацеи не существует. В данном рассказе такой панацеей выступает Пакость — особый биопаразит, наделяющий своего носителя невосприимчивостью к болезням на генетическом уровне. Но при этом он изменяет генотип, что приводит к появлению новой расы людей, т.н. homo novus. Тем самым конфликт между «старым» и новым человечеством становится неизбежным. В «малой форме» не получится показать реальные масштабы этого конфликта, так что его проявлением становится молодежная банда Защитников, ведомая неким Джемалом (события происходят на Кавказе?). Столкновения с Защитниками, собственно, и являются главной интригой произведения. Чем они закончатся, ясно и без подсказок, но автор компенсирует такую открытость полной неясностью финала: 1) останется ли жив главный персонаж Стас, который слишком «стар», чтобы примкнуть к новому человечеству; 2) кто спасет новое поколение от озверевших Защитников? В принципе, ответ на второй вопрос опытный читатель уже может пресказать в общем плане — тот самый Мишутка, о котором идет речь в самом начале. Но детали его приобретенного умения остаются пока неясными: благодаря авторской установке, новые сверхспособности проявляются индивидуально, по-разному для каждого нового адепта. В целом, у автора неплохо получается нагнетать интригу, хотя последняя сцена с захватом заложников выглядит притянутой за уши: ведь Защитники как огня боятся «зараженных» и не стали бы к ним прикасаться ни при каких обстоятельствах (автор сам говорит об этом в самом начале). А тут — и ворота в Убежище сносят, и в помещение с «зараженными» детьми врываются... Противоречие, однако! Не совсем хорошо продумано.
ПЕРСОНАЖИ
Стас специально вырисован эдаким садистом-недоучкой: в самом начале он с наслаждением кромсает скальпелем одного из неофитов. А всё потому, что личинка Пакости «должна чувствовать страдания» хозяина, иначе она не приживется. Вот хорошему парню Стасу и приходится выглядеть, словно маньяк. Понятно, что автор просто пытается шокировать читателя, чтобы через какое-то время, после «флэшбековых» вставок, перевернуть всё с ног на голову. Что поделать: ничто так не воздействует на нашу психику, как парадокс. Фантасты любят его и часто вставляют в свои сюжеты. Вот и в рассказе Бенедиктова Стас заменяет Доктора чисто номинально, копируя его действия механически, без глубокого осознания сути. Получается весьма жестокая картина. Но его преданность делу будущего несомненна, хотя сам он этим будущим будет отвергнут (об этом в аллегорической форме говорит и финальная сцена с Мишуткой). Защитники считают его не только предателем, но и террористом, инфицирующим вполне здоровых детей. Работы по Пакости велись келейно, и население проинформировано не было (здравствуй, рояль!) — чего ж удивляться такой реакции? Другие персонажи весьма фрагментарны и обрисованы не столь старательно: они появляются только в определенный момент, чтобы сказать нужные слова и создать нужную атмосферу (Ленка — позитивную, Джемал — негативную, а Мишутка — вообще непонятно какую: он, ведь, будущий лидер homo novus).
НАУКА И ТЕХНОЛОГИИ
Следует сразу же развеять широко-распространенное заблуждение, что вакцина — якобы лекарство. Увы, вакцина — это вовсе не лекарство, а весьма грубое средство воздействия на организм по принципу «шоковой терапии». Другими словами, вас искусственно заражают определенным вирусом или бактерией, чтобы добиться иммунного ответа организма. Противопоказаний здесь куда больше, чем у обычного лекарства, а результат не столь очевиден и весьма индивидуален. Характерный пример — нынешняя ситуация с вирусом гриппа. Большинство населения России имеет кучу противопоказаний к данному штамму вируса и потому не спешит вакцинироваться (что, конечно, разумно). Симбионты — дело куда более серьезное, чем вакцина. Их воздействие еще более индивидуально и непредсказуемо. Возрастной ценз, придуманный автором, не так уж и фантастичен: молодой организм имеет больше шансов приспособиться к изменившемуся метаболизму. Но само действие симбионта медицине совершенно неизвестно по причине отсутствия последнего (вредные симбионты, называемые паразитами, пока не в счет). Биотехнологии будущего, без сомнения, создатут что-то достойное применения, но до этого момента точно лет сто пройдет. Будем надеяться, что процесс внедрения симбионта не будет столь болезненным, как это описано в рассказе.
-----------------
РЕЗЮМЕ: рассказ о четвертом всаднике апокалипсиса, которого привез на Землю вовсе не бледный конь, да и за спиной у него оказались совсем не ангельские крылья.
JIghtuse, 28 декабря 2012 г.
Своеобразные «Люди Икс» по-русски. После крестоформов Симмонса («Гиперион») Пакость не кажется такой уж жуткой. Рассказ динамичен и оригинален, в то же время ощущается, что это именно русская фантастика. Словом, самобытное, пусть и странное местами произведение.
FEDOSSS, 16 декабря 2013 г.
Волнующе и увлекательно. Лишь рассказ, но скрыто в нем многое. Достойное произведение.
Ignacio, 10 мая 2010 г.
Можно было бы и дописать рассказ после конкурса, организовав какую-то внятную развязку. А так — прекрасный стиль, яркие образы, увлекательная завязка, и ... никакая развязка, оставляющая чувство недоумения («как, это всё?»). Была бы развязка, поставил бы 10 баллов, а так, увы, только 6.
Dimus, 10 ноября 2011 г.
Полностью согласен с Ignacio. Не говоря уже о том, что я не люблю авторов, с удовольствием смакующих зло и всякие пакости, как бы мастерски они не писали. :frown: :confused: :facepalm: Поначалу даже хотел выразиться более резко, и написать отзыв всего одним словом. Однако вовремя вспомнил, что на Фантлабе это не поощряется. Теперь же слов, вроде, достаточно, так что говорю однозначно: хрень!
Pupsjara, 3 декабря 2010 г.
«Войну за Асгард» еще не читал, поэтому не могу сказать, действительно можно ли считать их из одного цикла. Рассказ не очень понравился, прежде всего из-за авторского мира, уж очень мрачный и неприглядный он, совершенно не ясно, где добро, а где зло. Стас напомнил мне ученых, которые изобретают, но совершенно не думают о последствиях своих изобретений, так и здесь Стас оперирует, но не знает, кто же выйдет в следующий раз из под его ножа. Зато понравился открытый жесткий финал без намека на сантименты.
Лэйла, 18 ноября 2010 г.
Рассказ вызвал смятение. Во-первых, он очень жесткий, как ранее было правильно отмечено, даже жестокий. Да, возможно при помощи «операций» люди могут выжить, однако очень уж напоминает метод выживания лагеря Гестапо. Все это очень страшно: «операции», личинки, «Пакость», люди «нового» поколения. Поразила финальная фраза Мишутки:
LAN, 11 мая 2008 г.
Очень жесткий, я бы даже сказал жестокий рассказ. Человечество одной ногой в могиле. Что же делать? Просто пытаться выжить? Или же надеяться на чудо и пробовать сделать хоть что-то, пусть это что-то далеко за гранью современных представлений о добре и зле?
Превосходная композиция короткого рассказа, веиколепный стиль...
Бенедиктов в очередной раз подтверждает свой статус «последней надежды новой русской фантастики».
god54, 21 ноября 2009 г.
Армагеддон грядёт и он придёт принесенный в этот мир руками самого человека. В постакалиптическом обществе резко обнажатся все самые плохие черты человека это и будет главное следствие прихода Армагеддона. Поэтому автор и рисует такой страшный мир... в котором уже не осталось никакой надежды...
vad, 31 марта 2009 г.
Не понял, как этот рассказ вписывается в мир «Войны за Асгард»? Судя по сюжету и по финалу, это вполне самодостаточное произведение о приходе Армагеддона, точнее очередной его вариации от Кирилла Бенедиктова.
kkk72, 12 июня 2008 г.
Жесткий и сильный рассказ. Картина постапокалиптического мира выглядит весьма впечатляюще и правдоподобно. Автор рассказа вместе с главным героем пытается найти достаточно нестандартный выход из ситуации. Но благими намерениями устлан путь в ад. Открытая концовка усиливает впечатление от рассказа.
Timchenko, 14 августа 2008 г.
Бросилось в глаза описание действий в настоящем времени...Реально...Жестко...