Габриэль Гарсиа Маркес «Опасные приключения Мигеля Литтина в Чили»
..В 1985 году высланный из Чили режиссер Мигель Литгин нелегально вернулся, чтобы снять фильм о том, во что превратили страну двенадцать лет военной диктатуры. Невзирая на смертельную опасность, пользуясь скрытой камерой, он создал уникальный фильм «Всеобщая декларация Чили», удостоенный приза на Венецианском кинофестивале. Документальный роман Маркеса — не просто захватывающая история приключений Литтина на многострадальной родине. Это великолепная стилизация в духе авантюрной испанской прозы XVI — XVII веков.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Goddara, 10 мая 2020 г.
Всё-таки Маркес не зря получил свою Нобелевскую премию по литературе. Мастерски он передаёт чисто человеческие эмоции, когда человек приезжает на свою Родину инкогнито, боясь быть узнанным, не может встретиться с родными и друзьями, не может вдоволь гулять по родным местам. Невозможность быть самим собой в своей стране вызывает отклик из самой глубины души. И в конце, когда по следам героя уже идут ищейки, он едва успевает на самолёт. Невероятная щемящая горечь проливается со страниц и герой бежит из своей страны во второй раз. А ты читаешь об этом и желаешь ему только вернуться обратно домой.
Фильм, как и книга о фильме, не стали каким-то откровением, после которого люди восстали против действующей и угнетающей власти. Нет, сопротивление уже шло полным ходом, когда Мигель Литтин прилетел в Чили. У подпольщиков была своя структура, организация, больницы. Они уже боролись изо всех сил, погибая от рук верных режиму Пиночета. И борьба эта завершилась только много времени спустя, когда Пиночет став старым и больным, выпустил власть из рук. В самой книге высказывается мысль, что Пиночет сам подготовил плацдарм для своей отставки, окружив себя чиновниками гораздо моложе себя и выгнав тех, кто его поддержал при перевороте. Но тем не менее, книга, как и фильм, не были бесполезны. Они стали ещё парой поленьев в костре под Аугусто Пиночетом. Всё же жаль, что сопротивлению не удалось свергнуть диктатора на пике силы, чтобы победа стала ещё ярче.
Это произведение насквозь антивоенное и оно нужно людям, как предупреждение о зверином оскале диктатуры. Гуманизм книги кроется в идее свободы для всех и каждого. Никакими силами нельзя заставить терпеть человека угнетение. И после долгих лет жизни под пятой диктатуры, знамёна свободы поднимутся вновь. El pueblo unido jamas sera vencido!
MadRIB, 21 июля 2014 г.
После установления в Чили диктатуры Пиночета многие были высланы из страны без права вернуться. Мигель Литтин, режиссёр, был в их числе, однако в 1984 году он вернулся в страну – замаскировавшись как шпион, с несколькими съёмочными группами, чтобы снять фильм о режиме Пиночета. Документальная повесть Маркеса рассказывает именно об этом эпизоде из жизни режиссёра. Самыми интересными в этой повести являются первые «шпионские» главы, где описано превращение автора в совершенно другого человека, где строятся планы о том, как будут проходить съёмки. А когда Литтин и команда оказываются в Чили всё становится совсем не так интересно – описание скатывается в «приехали туда-то, осмотрелись, вроде не следят, поснимали, поехали в другое место»... В общем, думаю, повесть отлично бы читалась после просмотра фильма «Хроника событий в Чили», который Литтин и снимал, а отдельно от этого проекта читать её не слишком интересно.