Сергей Недоруб «Метро 2035: Красный вариант»
Что делать, если судьба, допустившая Катастрофу, играет еще более злую шутку: полностью погребает под тоннами породы самую большую ветку Киевского метро, оставляя неповрежденными две другие? Что, если призраки «красной» ветки напоминают о себе в каждой тайне и загадке всех последующих лет? Немыслимо, чтобы там мог кто-нибудь выжить, но все же...
Сталкеры Креста — расположенного под Киевом содружества станций обеих уцелевших веток — во время очередной вылазки находят на поверхности неизвестного человека в сильно изношенном защитном костюме. Он чужой в мире метро, и никто не может сказать, кто он и откуда, кроме местной девушки с повредившимся разумом и психологией ребенка. Чтобы достучаться до ее памяти, требуется помощь кого-то, кто сможет найти способ поговорить с ней. Детский учитель Ион берется сопроводить девушку на другой конец Креста, в отдаленные и дикие районы, чтобы найти ей доктора. Кто-то пытается им помешать, не останавливаясь ни перед чем. Кто-то, все еще хранящий тайны «красной» линии.
Входит в:
— цикл «Вселенная «Метро 2033» > цикл «Вселенная «Метро 2035» > цикл «Метро 2035: Тайна третьей ветки»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 263
Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2709 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 55 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 33%, что близко к среднему (37%)
Награды и премии:
лауреат |
Превосходная книга Вселенной, 2018 // 3 место |
Номинации на премии:
номинант |
Превосходная книга Вселенной, 2018 // Ядерный Артём. Лучшее описание мира. За описание Киева и устройство Креста | |
номинант |
Превосходная книга Вселенной, 2018 // Ядерный Артём. Лучшая мужская роль второго плана. Кипарис | |
номинант |
Превосходная книга Вселенной, 2018 // Ядерный Артём. Лучшая женская роль второго плана. Эльза | |
номинант |
Превосходная книга Вселенной, 2018 // Ядерный Артём. Лучшая мужская роль. Ион |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Dobkachleo, 22 апреля 2018 г.
«Теории заговора»
Рецензия на «Метро 2035: Красный вариант» Сергея Недоруба
Впервые про «Красный вариант» я услышал где-то в 2011 году. К тому времени успела выйти «Война кротов», и читатели задумались, что же случилось с двумя другими ветками, почему о них так мало известно, что произошло? Как ни странно, теорий никто особых не строил, приняли как данность. И вот кто-то пронюхал про готовящийся роман Сергея Недоруба. В Сети имелась информация, что там будет описываться единое на обе ветки сообщество Крест, что главного героя зовут Ион и, кажется, всё.
Много воды утекло с тех пор. Многое переменилось в мире. А главное, с той поры о Киеве написали только трижды: в 2013 году вышел сборник «Сумрак в конце туннеля» с рассказом «Двое на крыше» Нины Золотовой и Михаила Микова на борту; в 2015 году свет увидели второй польский сборник «Шёпоты убиенных» с рассказом «Итерация» Петра Едлинского, чьё место действия отнесли к Киеву, а также заключительный том трилогии «Крым. Последняя надежда» Никиты Аверина, часть действий которого происходит в том самом Киеве, в декорациях первого из упомянутых рассказов.
Польский рассказ мы считать не будем, он ни на что не влияет, а вот остальные два произведения весьма важны в общей картине мира. Когда «Красный вариант» всё-таки решили издать, пошли пересуды (не без моего вмешательства, чего уж там), что «Войну кротов» выкидывают из канона и забывают о ней, как о страшном, хотя и весёлом сне. Но я прочитал второй роман «Вселенной Метро 2035» и хочу доказать, что если автор в возможном продолжении не решит всё перекроить напрочь, то киевский канон, с некоторыми поправками, можно будет считать уцелевшим.
Однако хочу начать доказательство с важного наблюдения: Сергей Недоруб немало внимания уделяет истории и эволюции экономических отношений в постъядерной столице Украины. Иногда целые главы он посвящает только этому, казалось бы, забывая про сам сюжет. Скорее всего, читателям в большинстве своём это не понравится, но лично мне это понравилось до чёртиков, больно уж интересна мне подобная тематика в последнее время. Применительно к линии моих аргументов это наблюдение важно самым банальным образом: автор задаёт нам временные рамки, от которых мы, как от печки, должны прыгать.
Первое, что не вяжется с каноном, — это… а вот и не угадали! Отрезанная красная ветка, пресловутый Красный вариант, тут не причём, как ни странно. Речь идёт о Датаполисе. Он никогда не зависел от Метрограда, не был его территорией. Это и вызывает диссонанс с тем, что мы видели в «Крыме-3», который происходит вскоре после событий «Двое на крыше». С ними, в принципе, тоже не соотносится. Однако из романа мы выясняем, что жители Креста, захоти они, не смогли бы выбраться на поверхность без привлечения известных им соседей. Так что какая-то форма единства территории тут может проглядывать. А уж для неместных листонош это и вовсе непонятно и чуждо. Мало ли что, вдруг перепутали?
Второй удар по канону был нанесён ещё в 2013 году, когда упоминался какой-то знакомый тройке Софьи человек с Арсенальной. Да-да, заброшенной в «Войне кротов», неисследованной в «Красном варианте». Для себя я нашёл объяснение, что либо он перебрался оттуда до вымирания станции, либо, что можно теперь считать рабочей гипотезой, жил там до войны и просто случайно очутился в изведанной части города, сохранив память о родном месте.
А теперь самое очевидное и главное — заваленная красная ветка. Согласно «Красному варианту», на всём протяжении линии подступы завалены изнутри, поэтому-то неизвестно, выжил ли там кто или нет. В то же время «Война кротов» сообщает, что на Святошине есть школа мародёров, а на Политехе и Ленинской (бывшей Театральной) есть свои мародёры. Возникает закономерный вопрос: если канон един, почему за двадцать два года никто друг друга не встретил? Всё просто: их «охотничьи» угодья не пересекались никогда. Начнём с самого простого: жители «красных» станций завалили гермоворота (а также вентшахты, переходы, ССВ и что-то там ещё). Однако ничто не мешает предположить, что как минимум гермы и вентиляцию они вскрыли через какое-то время, особенно на дальних станциях, в частности, на Святошине. Однажды выбравшись, первые мародёры заметили, что самое ценное успели вынести, и не остаётся ничего, кроме как лезть в те районы, куда не ступала нога сине-зелёного.
Вероятность не пересечься повышает и ограничение сталкерства в Кресте. Их там почти не остаётся, «Птицы» — последний рубеж на правобережной стороне Киева. Банально мало людей может увидеть кого-то незнакомого, потому что никто почти и не ходит наверх. В Метрограде вообще мало народу, да и можно ли ему всецело доверять, — тот ещё вопрос. Так что получается, что оставшиеся сталкеры мародёров или изменения в судьбе «красных» станций не замечали, потому что их было мало и они уже разуверились в Красном варианте.
Я выстроил над канонами разных произведений собственный хедканон и буду его придерживаться, пока новые романы не разнесут его до основания. Цементом же намерен считать саму договорённость между Александром Шакиловым и Сергеем Недорубом, о которой ходили слухи ничуть не меньше, чем о самом «Красном варианте», а ещё… жетоны, которые используют в качестве валюты на всех трёх линиях Киевского метро.
* * *
Фух, надо отойти от теорий заговора. Ведь помимо мира, есть ещё и ряд персонажей, которые, конечно, также заслуживают внимания. Начну, конечно, с главного героя, Иона. Я озадачен тем, что он, несмотря на молодость, незнание о прежнем мире, чему-то пытается учить детей в Кресте. Я озадачен тем, что Кипарис скептически относился к его затее. Тем не менее, герой получился довольно приятный. Не балагур и хулиган, как Убер, не безбашенный Рэмбо, а довольно умный спокойный человек с забытыми скелетами в шкафу.
«Птиц» автор раскрывает мало, но они всё-таки второстепенные персонажи. Хотя вот Эльзу тоже мы узнаём постольку-поскольку, но тут-то понятно, она появляется как молчунья с разумом ребёнка. Есть ещё Давид, Мафусаил, уже упомянутый Кипарис, а также Игорь Шестаков (преемник генерала Ольшанского на посту главы Метрограда). И несколько других. Кто-то раскрыт меньше, кто-то больше, но главное, что хочу здесь отметить, каждый герой получился на своём месте. Я бы даже сказал, они отыграли заданные роли так, что всё повествование расцвело. И в конце мы получили всё объясняющую развязку, которая мне понравилась изначальной простотой, что сумела породить, словно эффект бабочки, череду событий, которые привели к тому, с чем нас знакомят на протяжении всего романа.
Здесь я перехожу к сюжету. Местами вспоминалась «Война кротов». Там тоже было путешествие из точки А в точку Б с небольшими завихрениями в начале и конце. Но если Александр держал читателя в тонусе постоянными опасностями, стычками с разношёрстными общинами, то Сергей, напротив, методично продвигает героев вдоль линии (хоть зелёной, хоть сюжетной), раскрывая неоднородный мир благополучного Креста и хитро отвлекая внимание читателя от того, что вообще-то все герои — фигуры на шахматной доске, где ещё в 2010 году он задумал в общих чертах одну потрясающую размахом мысли партию.
Итого, «Красный вариант» — это хороший, по-настоящему хороший роман, ухитрившийся вобрать в себя старые реалии постъядерного Киева, а также привнести в него ещё больше нового и любопытного. И если всё-таки будет продолжение, я буду ему безусловно рад.