Андрей Битов «Фотография Пушкина (1799-2099)»
Из юбилейного пушкинского 2099-го в 1836 г. на машине времени отправляется «хроноагент», — с заданием сфотографировать великого поэта и записать его голос. Впрочем, хроностранник тайком захватывает с собой и пенициллин , — на случай тяжкого ранения поэта на дуэли...
Рассказ (новелла) входит в состав повести-цикла «Преподаватель симметрии» (1987).
В качестве отдельного произведения включён в авторский сборник «Новые сведения о человеке» (2005).
Входит в:
— антологию «The New Soviet Fiction: Sixteen Short Stories», 1989 г.
— сборник «Жизнь в ветреную погоду», 1991 г.
— антологию «Недолгое пребывание в камере пыток», 1991 г.
— антологию «Антологиjа руске приче XX века. Том II», 2004 г.
— антологию «Антологиjа руске приче. XX век», 2020 г.
Номинации на премии:
номинант |
Великое Кольцо, 1987 // Малая форма |
- /языки:
- русский (4), английский (1), сербский (2)
- /тип:
- книги (7)
- /перевод:
- М. Грбич (2), П. Майер (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
мрачный маргинал, 15 декабря 2013 г.
За произведением тенью стоит авторская литературная мистификация: рассказ «неизвестного английского автора» Э. Тайрд-Боффина, — «Фотография Шекспира».
- В вымышленном «оригинале» герой из конца 21 в. устремляется на машине времени в прошлое, — с целью сфотографировать Шекспира и с контрабандным намерением навестить Стерна и подлечить Свифта, но в результате лечит Шекспира и сводит Стерна со Свифтом, сильно напугав обоих, — и мальчика, и старика...
Автор создал русский аналог-пересказ (по авторскому определению — «переперевод»-«перевывод») несуществующего оригинала.
Таков отправной пункт литературной игры.
Задав себе план-конспект в английских реалиях, автор пишет аналог в русских обстоятельствах, выбирая для литературной фантазии вместо Шекспира, конечно же, — А. С. Пушкина. Машина времени есть и здесь, но отправляется она в канун гибели поэта... Получается занятная история погони за Пушкиным сквозь время, — двойная пародия, — и автопародия, и пародия на пушкинистов. По ходу странствия на МВ ГГ создаёт хронопарадоксы, и сам, в конце-концов, решив стать «хроноэмигрантом», поневоле оказывается в пародийной ситуации, так что его в расстроенных чувствах приходится эвакуировать домой из охваченного наводнением Петербурга...
Таким образом, писатель сконструировал сложную литературную игру, приглашая к ней и читателя...