Василий Белов «Плотницкие рассказы»
Автор повести приехал в отпуск в родную деревню. Чем заниматься в деревне 24 зимних дня? Да хотя бы отремонтировать баню. Одному такой ремонт было не потянуть, пришлось звать себе помощника, старика-плотника Олешу. А пока идет ремонт, Олеша вспоминает прожитые годы, а напарник слушает.
Входит в:
— сборник «Повести и рассказы», 1984 г. > цикл «Воспитание по доктору Споку»
— сборник «Холмы», 1973 г.
— сборник «Повести и рассказы», 1980 г.
— журнал «Роман-газета, 1982, № 13-14», 1982 г.
— антологию «Повести и рассказы советских писателей. В двух книгах», 1985 г.
— антологию «Поле Родины», 1986 г.
— антологию «Живая вода», 1989 г.
— сборник «За тремя волоками», 1989 г.
— сборник «В кровном родстве», 1996 г.
— антологию «Русская проза второй половины XX века», 2009 г.
Периодика:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Стронций 88, 7 августа 2024 г.
Так получилось, что я долго читал эту совсем небольшую повесть, и только потом понял, почему. Я её растягивал, я её смаковал по глоточку, как тот коньяк, — мне не хотелось её завершать.
Прямо перед этой повестью я читал «Кончину» Тендрякова – вещь, в которой я чувствовал недюжинную силу, но от которой было мне морально тяжело. А здесь – я отдыхал душой. Хотя обе эти вещи – так называемая «деревенская проза», и обе они чуть-чуть отражались друг в друге. Но насколько светлые «Плотницкие рассказы»! Как много в ней кислорода и солнца истаивающей зимы, какой сочностью отдает её простой, красивый язык. А ведь не только в нём радостное и веселое – в рассказах этих двух престарелых друзей-недругов сквозят и личные драмы, и общая несправедливость, трагичность общества и жизни. А ближе к концу, когда несправедливого прошлого набралось чуть больше, и вовсе подумалось, что, написанная в 60-е годы, повесть вдруг обновилась актуальностью нынешнего дня, в плане оценки уже не становления колхозов, а общего советского прошлого – все та же непримиримость взглядов, но только жить-то нам вместе, бок о бок, миром.
На самом деле, чем сильнее я вглядываюсь вглубь этой повести, в её морозную кристальную прозрачность, тем сложнее она мне кажется, тем больше, кажется, в ней спрятано – и прямо на виду. Такова магия хрустального и сочного стиля, его искренней простоты и красоты – вот даже вполне себе взрослые намеки и крепкое словцо смотрятся в нём естественно, не грубо и не пошло, а на это тоже нужно огромное мастерство.
Прозрачный сладкий леденец – эта повесть. Сладкий, веселый, печальный и глубоко серьезный. Таких произведений ещё поискать!