Роберт Хайнлайн «Достаточно времени для любви, или Жизни Лазаруса Лонга»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Темпоральная фантастика, хроноопера | «Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Далёкое будущее | 20 век | Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Бессмертие | Генетические эксперименты, мутации | Искусственный интеллект | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
«Мы перевалили через вершину. Теперь наша раса могла бы оставить пятьдесят планет, плотнее сомкнуть ряды и двинуться дальше. Наши галантные дамы возместят потерю за одно поколение. Но едва ли подобное случится; до сих пор нам не удалось повстречаться ни с одной расой, такой же бессовестной, настырной и коварной, как наша...» Человечество покорило космос, но перед ним встал новый, совершенно неожиданный выбор. И решение нужно принимать не откладывая...
Посвящается «Биллу и Люси». Билл Корсон был другом четы Хайнлайнов. Люси — невеста Билла во время войны, с которой он познакомился в Нью-Йорке. (из авторской колонки bellka8)
Входит в:
Награды и премии:
лауреат |
Прометей / Prometheus Awards, 1998 // Зал славы |
Номинации на премии:
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 1974 // Роман | |
номинант |
Небьюла / Nebula Award, 1973 // Роман | |
номинант |
Юпитер / Jupiter Award, 1974 // Роман |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тимолеонт, 27 апреля 2022 г.
Каюсь, я не понимаю, как Хайнлайн умудряется делать крайне увлекательные и пикантные темы настолько тошнотно-пресными, скучными и неприятными, что отбивается даже желание думать о них. Ну вот групповушки, свингеры, свободные сексуальные отношения — Хайнлайн пишет о них так, что его работы стоит взять на вооружение пропагандистам, ратующим за воздержание и целомудрие. И нет, он не обличает порок, аки авторы «Волка с Уолл-Стрит», он пишет обо всём этом всерьёз и по факту, занимается пропагандой. Но, блин. Я даже не знаю, с чем сравнить. Прочитай я эту книгу в подростковом возрасте, сама бы мысль о подобном разврате стала бы для меня противной, наверно, пожизненно.
Возможно, Хайнлайн просто слишком увлёкся инцестом и рассказами, как это хорошо, если, пардон, член встаёт. Нет, у него реально какой-то пунктик по этому поводу. Дочери. Внучки-правнучки-прапрапра... Сёстры. Мать. Свои же чёртовы клоны и т.д. Если когда-нибудь инцест начнут реабилитировать в массовом сознании, как гомосексуализм, творчество автора наверняка будет в авангарде этого движения — такой апологетики инцеста я раньше не видел даже на порносайтах. Хотя.... Я понял, чем меня отпугивает «разврат Хайнлайна» — своим цинизмом и рассудительностью. В «Свободном владении Фарнхэма» и здесь он с пугающе научным обоснованием объясняет необходимость оттрахать свою дочь\сестру\мать, если нужно. Точно так же с чисто деловым подходом он объясняет, почему жёнам полезно трахаться и рожать от всяких разных мужчин, даже если настоящий отец будет неизвестен и т.д. И сколько бы автор здесь не рассуждал о чувствах и любви, на самом деле он их практически исключает из секса, низводя его на уровень чисто механического получания удовольствия.
А чего здесь стоит Лазарус Лонг... Этот сверхчеловек настолько прекрасен и могуч, что вообще все встречные женщины готовы на коленях с открытым ртом охотиться за его драгоценной спермой, чуть ли не умоляя оплодотворить их. У меня такие фантазии были в подростковом возрасте, лет в 16-18. Его сперматозоиды настолько могучи и совершенны, что от них здоровые дети родятся даже от ближайших родственниц и от самого себя! Ну и да, мне как представителю народа, который в 1940-ых едва-едва не был истреблён как «генетическое отребье» представителями «высшей расы», было достаточно неловко читать про откровенно евгенические фантазии и необходимость правильного размножения только с теми, с кем надо.
Что же есть хорошего? Ну, во-первых, восхитительная история о хитрозадом ловкаче, который всего старался достигать с минимальными усилиями — я сам такой же, даром, что не настолько умный. Будь эта история издана как отдельная повесть — поставил бы «9», не меньше.
Ещё неплохая история про колонистов, осваивающих Дикий Запад. И да, блин, это Дикий Запад, а не иная планета. Я ещё мог скрипя зубами стерпеть «фермеров» на Ганимеде, но герои, которые с ишаками и на телегах идут осваивать фронтир с помощью технологий начала 19-го века... Смешно было читать про описываемое благолепие, потому что вульгарные колхозники с техникой уровня космической эпохи, соответствующми семенами, удобрениями, агро-наукой и прочим, в честной конкурентной борьбе разорили бы этих фермеров за полтора сезона, максимум.
ааа иии, 23 июля 2017 г.
В 23 века он так нашустрил: проституток всех осестрил, астры звездил, звезды астрил, все миры перереестрил, оставалось только...
Стреляются у Северянина, хайнлайновский Лонг морил себя так причудливо сложно, что потомки его вычислили и, с удовольствием, спасли.
Книга суха, местами зла и похожа на олитературенный программный манифест утилитарного прагматизма. Вот только учитель — суицидник и, сколько не хвалил секс и семью (в свингеровском варианте), даже от занятий бизнесом в конце пути поддержки не получил.
И, вот, ранее уподобивший науку собиранию пуговиц, заботившийся о будущем, решается участвовать в чисто научном проекте обращенном целиком в прошлое.
Подтверждение морального банкротства, а не программный манифест.
Более того. Лазарус был рабом, банкиром, капитаном, юристом, вышибалой и т.д. и т.п. Был. Сделал...? Высшее достижение: ковчег угнал, и то не в одиночку (и не в этой книге). Литература для него закончилась на Шекспире, музыка на шалмане, познания — оценка последствий инцеста и эмиграции достойны бонопартистской каббалистики Пьера Безухова. Уличный грабеж зовя социализмом, шаманов и священников готов вешать и т.п.
Хайнлайн держится правды: реальные долгожители не титаны. Огород, дети и душевный комфорт. Но насколько же серы Лазарус Лонг, его жизнь и любовь, по сравнению, хотя бы, с Фам Нювеном Винджа. Приключения — космический век играет в освоение Дальнего Запада на говорящем муле. Климат даже не изучив.
Впечатляет, но не в хорошем смысле.
Впрочем, есть два достойных места. История ленивого парня — автор припомнил о флоте кое-что вне идеалов «Космического кадета» и «Гражданина Галактики». И отрывок о памятном по «Пасынкам Вселенной» звездолете «Авангард», с важным фактом про экипаж.
Рекомендуется хайнлайноведам.
dima9275, 8 июля 2024 г.
Ну что начнём наверно с того как читателя вводит в заблуждение информация на задней обложке книги — этак невзначай переводя внимание на путешествие во времени — которому по факту выделено меньше сотни финальных страниц.
Дальше по нарастающей — обильное пустословие автора — главный грех всего «позднего Хайнлайна» — многостраничные пустые тексты не имеющие связи с сюжетом и не представляющие никакого интереса и пищи для размышлений.
Пытаясь создать новый магнум опус автор понадёргал идей из предыдущих книг и сшил неумелыми аляповато-раздутыми лоскутами. Выглядят эти многочисленные истории абсолютно не к месту — ни как не связаны с основным сюжетом (присутствующий в нитевидном состоянии:)). Автор не к месту вдаётся в научные изъяснения, громоздит множество ненужных абзацев, отчего истории разбухают, становятся нудными и через несколько страниц у читателя теряется не только нить повествования и собственно сама проблема завязки историй, но и пропадает интерес к сюжету и персонажам; а учитывая то, что история ни как не повлияет на основную ветку — и подавно пропадает всякое желание мучить себя чтивом длиннющих отрывков.
Самый прекрасный подарок ждёт примерно на середине книги — происходит смена локаций Лазаруса и предыдущая часть книги словно отрезана, остаётся каким-то не понятно долгим-долгим введением (по сути и не нужному) к основному сюжету, а читатель обозлённый не может понять какого чёрта тратил своё время на не нужную писанину. Вот так с середины книги словно открываешь новую, а прошлую, не законченную, оставляешь позади с чувством опустошения и не понимания.
Лазарус. Есть у Хайнлайна роман «Дети Мафусаила» — прекрасная вещь, написана в 41 году. В ней впервые появляется Лазарус.. В следующий раз герой появляется в 73 году — в данной книге. И в нём больше нет какой-то оригинальности. Он похож на любого главного персонажа поздних книг. Что старикашка Смит из «Не убоюсь зла», что Лазарус — абсолютно не отличимые персонажи, с одинаковой манерой речи и рассуждениями. Тоже саме и женские персонажи — шаблонно калькированы — что Юнис из «Зла», что абсолютно любая женская особь из «Лазаруса» — отличий нет никаких.
Вообще довольно приземлённые представления у автора в лице Лонга (а может и подсознательно вытекшие на бумагу) — по сути Лонг создаёт своё племя образца первобытно-общинного строя с собой во главе. Он вождь альфа-самец, все самки в семье его — за ними и ЕГО детьми ухаживают другие бета-самцы, которых он лично отобрал.
И вся книга — такая старо-патриархально-общинная.
К тому же Лонг, по сути влюблён в самого себя — его клоны девчёнки-близняшки которых он так любит и брюхатит — акт любви к самому себе. Та же дикая влюблённость в свою мать.
Кстати о повальном желании всех баб обрюхатиться именно от Лазаруса — самое забавное они сами не понимают зачем хотят этого. Как отвечает Иштар на вопрос Галахада — это не любовь, и не получение лучших генов. Тогда что!? Ответа нет — это нонсенс, только если не принять во внимание просто подсознание, первичный животный инстинкт самки на выживание своего потомства — тогда всё логично. Лонг лучший альфа-самец для выживания потомства, поскольку прожил дольше всех во вселенной. Бабы сами себе на социальном уровне разума не отдают отчёт в том как ведётся их биологическое бессознательное на феромоны Лонга:)))
Есть у Хайнлайна хороший рассказ «Все вы зомби» — о патруле времени. Где глав герой сменяет пол и сам себя рожает. Рекомендую прекрасную экранизацию Predestination, 2014 с Итаном Хоуком (Патруль времени в нашей локализации). Только здесь Лонг в галактическом масштабе размножает свой генофонд.
Вставлю сюда и Дору — мм, ну в общем-то тупая и не далёкая бабища, вот по факту. Спасённая в детстве Лонгом вышла замуж за спасителя — попахивает каким-то комплексом. И прожили всю жизнь в деревеньке уровнем развития дикого запада. Без современной техники и базы знаний. Лонг сделал из своих детей обычных фермеров — не выпуская за границы угодного ему мирка, не обучая сверх того, что сам преподавал. И даже не настоял на омоложении Доры, прекрасно зная как новая молодость заряжает позитивом. Нет — просто похоронил и свалил. Оставив потомков деградировать. И не надо про любовь и личный выбор каждого. Ещё бы одна жизнь в молодом теле ничего бы плохого Доре не сделала — не понравилось бы, так и не продлевала бы жизнь на третий заход. Просто была она женщиной узкого мирка в рамках границ своей долины и Лонга. А Лазарус просто получил удовольствие от прожитых нескольких десятков лет, похоронил, вздохнул и двинул дальше. Не более.
Местечковость. И при этом никакого развития технологий, всё застопорилось на уровне конной тяги конца 19 века. Как же меня бесит эта любовь американцев к Дикому Западу — всюду впихнут его (особенно в финальные фильмы трилогий любят ставить:))
Какое к чёртовой матери пятое тысячелетие — звездолёты, лазеры, нуль-транспортации. Нет — каждая новая колония на планете калька с дикого запада — лошади, навоз, безграмотность, пулевое оружие. Что это за бред такой вообще?! Ну, блин, Хайнлайн — включай мозги-то, думай что пишешь.
Многие, как и я при чтение аннотации на задней обложке ожидали (особенно помня хороших «Детей Мафусаила») головокружительный экшн, звёздные войны, открытие новых цивилизаций и из уничтожение, смешение разных рас и расцвет генной инженерии, налёт киберпанка — в общем мечталось о динамичном приключении с приятными философскими вставками. Ничего этого в книге нет — даже мало-мальски новыхх и главное хороших мыслей.
Бессмертие. Основополагающий стимул колонизации галактики выброшен за борт.
Лично я бы хотел прочесть как долгожительство, почти бессмертие, повлияло на социум и его расслоение. Как изменилась культура, подход к колонизации и самому восприятию жизни, мировоззрению.
Зачем бессмертным так активно рожать — в этом нет и нужды и достаточно времени, торопиться не куда. В связи с этим как изменились бы половые признаки человеческих особей — исчезла бы грудь, и перестала бы вырабатываться сперма — как не нужные для размножения и вскармливания элементы. Как эволюционировало тело, какие бы возможности развились (особенно ментальные). Показать возможность вынашивать детей вне тела женщины — в баках.
Раскрыть потенциал генной инженерии с заходом в область киберпанка + роль мыслящих ИИ.
Кстати, мне не понятно — зачем делать таких чрезмерно истеричных и эмоциональных ИИ? Головная боль сплошная от них.
Ничего из перечисленного в книге и близко нет. Хайнлайн попытался что-то показать краткими мазками — но в данной контексте книги такой подход не работает.
Возраст. Все герои прожили не одну сотню лет, но этого не чувствуется. Автор бездарно упрощает — деля всё на 10. Двухтысячелетний Лонг пердит как 60 летний старик; другие герои ведут себя и рассуждают на уровне 30-летних. 80 летняя героиня, многодетная мать и бабушка в омоложенном теле ведёт себя как 16 летний подросток.
Нет ощущения действительно долгоживущих людей. Автор не потрудился описать мысли, рассуждения и реакции человека прожившего не одну жизнь. А, они, думаю будут сильно отличаться от обычного старика. И к чему тогда вся эта бодяга с сотнями и тысячами лет — если перед нами по сути не прожившие и сотни лет. Хотел поделится старческими мыслями, так и делал бы героя максиму лет на 200-300. А то видите-ли персонажи прожили по 300-400 лет, а ведут себя как детки малые и хотят набраться опыта у ПАТРИАРХА прожившего 2 тысячи лет. Ох — как бредово. Что там нового-то для них?
Плюсы. Понравилось — автор впервые показал правдиво армию, без своего обыкновенного лизоблюдства и возвышенной мифологизации. А правду — как есть; никчёмные люди продвигаются по карьере, получают хорошее жалованье в отставке, а потом за дополнительные платы промывают молодому «мясу» о благе вступления в ряды доблестной и идти на убой во славу какой-то *уй пойми великой цели. После чего оратор возвращается домой забыв и наплевав на всё. Была в моей жизни встреча в военкомате с таким вот представителем — хотелось сразу врезать в рожу, когда это положило мне руку на плечо и елейным голосом сказало что послужить-то надо. Я смеялся последним.
Морин — в общем единственный живой персонаж, к тому же выполняет очень полезные для интимных мышц упражнения Кегеля (хороши как для женщин так и для мужчин).
Смысл. Идеи автора в общем-то понятны, все они не новы для Хайнлайна. Но реализованы в книге просто бездарно. Мазки и полуупоминания, а зачастую просто намёки в произведении такого характера не работают — нужно раскрывать полнее.
Читать или не читать — решать вам, но я бы не рекомендовал.
Yarowind, 28 декабря 2023 г.
Весьма длинное и неровное произведение. Что будет чувствовать человек, который живет неограниченно длинное время? Причем он вовсе не бессмертный, его вполне можно убить, он может умереть в результате несчастного случая, он может даже умереть от старости, если вовремя не пройдет омолаживающие процедуры. А если пройдет реювенилизацию – то будет опять молодым. И если проводить такие процедуры регулярно – вот вам и бессмертие по сути. Но омолаживается сугубо тело, память, чувства и прочее остается прежним. Таким образом, у человека получается вполне достаточно времени для всего, в том числе и для любви, хотя само понятие любви при этом становится несколько другим. Все произведение – по сути набор новелл о любви, правда временами весьма специфической. Больше всего понравилась история о Диком Западе на далекой планете, пожалуй, она была самая душевная. Интерлюдии же между этими новеллами показались нудноватыми. Поэтому только 6.
Velary, 1 сентября 2016 г.
Я достаточно наслышалась отрицательных отзывов о позднем Хайнлайне и за «Достаточно времени для любви» бралась с опаской. И первые главы как будто оправдали мои опасения, первое впечатление: это что-то странное, немного безумное, и не в хорошем смысле. И настолько не похоже на творчество «зрелого» периода! Но я верила в автора, и не зря.
Я понимаю, почему к этой книге трудно относиться адекватно. Здесь объединены философия любви «Чужака в чужой стране» и брачные отношения из «Луна — суровая хозяйка» и возведены в степень. Здесь на каждом шагу инцест, свободная любовь и наслаждение эросом. Человек, воспитанный в нашем насквозь пуританском обществе, просто инстинктивно отгораживается от этой «грязи». Чтобы стряхнуть с себя всю шелуху «моральных устоев» нужно прожить сотни лет — как Лазарус, и то он с горечью признаётся, что до сих пор не изжил эти намертво вбитые в мозг ограничения.
На первый взгляд, вся философия романа сводится к «трахай всё, что движется» (с), и не сразу удаётся разглядеть истинную суть — в жизни всегда должно оставаться достаточно времени для любви, в том числе для физической любви, и это прекрасно, делиться таким образом друг с другом самым сокровенным, познавать другого человека и дать ему познать себя, дарить удовольствие и получать его, ведь без этого жизнь — не жизнь.
Любите друг друга.
kirik, 2 августа 2015 г.
Как будет выглядеть мир глазами человека, живущего тысячелетиями? Именно это постарался показать Хайнлайн в своем произведении и начало вполне соответствует характеру автора в описании подобных произведений: конец 20-го столетия, наука не шагает, а скачет вперед, люди вырываются из объятий планеты Земли и рвутся в дальние дали, осваивать и заселять подходящие миры. Казалось бы — вот оно! тут то мы и увидим полет фантазии о мире будущего в таком то объеме! — а не тут то было. Фантазия оказалась очень многословной, «водянистой» и лишенной интриги\деталей\действий дабы вызвать интерес у читателя (у меня) к произведению.
Очень печально, что весь смысл романа сводится к единственной цели существования человека сквозь века — размножаться и заселять новые земли, как саранча, а на приправку добавлена нравственная тема любви между родственниками — ведь живя не по одной сотне лет и размножаясь как кролики не мудрено, что будешь очень часто сталкиваться с родней. Как итог — произведение не впечатлило, так как по сути является скучным повествованием скучной жизни долгожителя без какой-либо цели в жизни и со стремлением как можно больше распространить свои гены, не гнушаясь близких родственников.
GPX, 11 января 2011 г.
Как и большинству читателей Хайнлайна, мне не слишком нравится его позднее творчество.
На мой взгляд, история жизни Лазаруса Лонга не так уж и проста, как кажется, но ужасно скучна. Во многом виноват большой размер произведения — к середине повествования хочется отложить книгу на время.
Вместо романа большого объема хорошо бы смотрелись несколько отдельных рассказов или одна-две повести.
Не понравилось то, что автор во многих главах произведения детально расписал генетические, глубоко-научные и тому подобные идеи, которые не представляют интереса обычному читателю. Плюс к этому, не понравилась философия Хайнлайна. Возможно, что книга стала бы гораздо лучше, если бы автор поставил в основу приключенческую или научно-фантастическую историю в мире будущего, как ранее, а философию оставил в меньшинстве.
маРуся, 10 августа 2010 г.
В свое время раза 3 начинала и бросала — скучно, нудно и непонятно. Но потом взяла себя за шкирку и вчиталась, оказывается надо было просто преодолеть первые страницы.Теперь одна из любимых книг гранд-мастера. Да, у него своеобразное видение и понимание любви и брака, но тех, кто увидел в этой книге только пошлость и призыв к разврату, можно только пожалеть.
femid, 9 июля 2010 г.
Дочитал с трудом. Назидательность, серьезный роман, размышления героя о жизни, афоризмы — все это конечно хорошо. Но важнее не что, а как. Форма подачи откровенно скучна, порой нить сюжета ускользала. Сильно ругать не хочется, все-таки писатель талантлив. Но увы, впечатление от романа осталось плохое.
urs, 14 ноября 2010 г.
Вещь очень неоднородная. Диапазон: от блистательной истории любви Лазаруса и Доры, пропитанной насквозь... хотел написать духом освоения Запада. Нет все же духом самой жизни. Бери на свои плечи и поднимай... не только дом и свою семью, весь маленький участок этого мира, который ты в состоянии, осилить. Великолепные афоризмы, уже отчасти непонятные новым поколениям. Но история сватовства к собственной матери... ну, все-таки несколько неудобоваримая тема.
Ank, 12 августа 2006 г.
Многословно. Нравоучительно. Излишне назидательно. Читалось с трудом. Не идёт ни в какое сравнение с ранними романами автора.
Роман сократить бы в объёме раз так в шесть, и выйдет отличная повесть.
Madrock, 26 марта 2008 г.
Скажу так — если вам попадается книга из цикла про Лазаруса Лонга, то постарайтесь, чтобы первой была именно эта... Хотя там все равно потом все вперемешку (они там со временем научились управляться:smile:)... Я эту книгу помню меньше остальных — там в основном завязка всех событий... Поэтому скажу о всем цикле: в целом, романы в нем несколько слабее отдельных произведений Хайнлайна... НО: именно эти романы заложили во мне восприятие этого мира с чувственно-сексуальной стороны — если в будущем такое возможно, то я за него спокойна :smile: Главным для меня в романах получилось именно отношение к человеку, вера в него... Конечно, там есть и войны, и технические чудеса, но все равно впечатление очень глубокое... А еще автор очень хорошо знает кошек и ценит их очень высоко... В общем, познакомится с этими романа надо — если в начале не спасуете, то потом проникнетесь и лихо закрученнным сюжетом, и некой философией...
Sashenka, 24 октября 2005 г.
К неоспоримым достоинствам этой книги можно отнести включенные в текст сборники афоризмов (интермедии), сравнимые с афоризмами Козьмы Пруткова.
В ней рассказана самая прекрасная и самая необыкновенная история любви («Повесть о приемной дочери»), показывающая, на мой взгляд, что такое есть (или должна быть) Любовь на самом деле.
А самое главное, несмотря на довольно запутанный сюжет, в Жизнеописании Лазаруса Лонга очень много моментов, показывающих неожиданный выход из различных ситуаций. Ведь человек не может считаться свободным, если он видит только один путь. Умение видеть множество вариантов решений и выбора оптимального из них — вот секрет долголетия старого жизнелюбивого пройдохи Лазаруса Лонга.
Любители же научной фантастики и космических приключений тоже не останутся обделенными.
Так же, как и любители юмора.
P.S. Изд. Полярис, перевод Ю.Соколова. Других вариантов не читала.