Георгий Садовников «Иду к людям»
Нестор Петрович — лучший выпускник исторического факультета и подающий большие надежды молодой ученый — даже не сомневается в своем научном будущем. Поступление в аспирантуру — формальность, а единственный конкурент, сельский учитель, вызывает у всех жалость. Кто же мог подумать, что этим конкурентом окажется любимая девушка, не уступающая, к тому же, в знаниях?
Планы разрушатся один за другим, и на горизонте замаячит карьера педагога в простой вечерней школе, где большинство учеников гораздо старше самого Нестора.
Первая публикация: Георгий Садовников. Иду к людям. Повесть.// ж. «Кубань», 1961. No 3.
По этой повести был снят популярный телевизионный сериал «Большая перемена».
Входит в:
— цикл «Большая перемена»
— сборник «Мне бы крылья!..», 1963 г.
Экранизации:
— «Большая перемена» 1972, СССР, реж. Алексей Коренев
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Неизвестный Ч., 11 января 2024 г.
»...меня окружал незнакомый мир. Я не знал, как держаться на новой планете».
Георгий Садовников -- Иду к людям
Дочитал эту повесть 1962 года, по мотивам которой снята замечательная «Большая перемена». Читаешь и вспоминаешь героев фильма, и досадуешь, когда «не так» или когда эпизод замечательный, а в фильме не отображён.
(Ляпишев уверенно прошагал к столу, встал перед классом и начал:
— Этому Бисмарку было ништяк! Он всю жизнь трубил в первую смену, как хотел. А ты ходишь, ходишь в школу...)
Для меня фильм, однозначно, лучше (может, если бы прочёл повесть раньше кино, вывод бы иным, но вряд ли :)): компактнее, динамичнее, богаче событиями и персонажами, смешнее, зримее (естественно), с прекрасными актёрами; и повесть, за редкими исключениями, представляет лишь исторический интерес. К исключениям отнесу, например, предполагаемый взгляд на нас со звезд («Как им не совестно, этому человечеству, прожить десятки тысяч лет, а может и сотни тысяч, и не оставить после себя ничего путного? Вечные склоки, войны...» — эх, шестидесятые!) или вот, неожиданно актуальное сегодня: «...как в анекдоте об армянском радио: захотел и подумал, мои мозги».
strannik102, 2 января 2022 г.
Девятый класс, молчит звонок, апрельский луч упал на стены… (из песни)
Если идти по пути сравнивания схождений/расхождений между книгой и телесериалом, то рецензия/отзыв может превратиться в простыню с перечислениями. Однако совсем без этого всё же не обойтись.
Честно говоря при просмотре фильма как-то вообще не заморачивался вопросом, а где это происходит, т. е. для меня это был просто какой-то крупный университетский и промышленный город. В книге нас отправляют в Краснодар, и это было немного неожиданно.
Вообще повесть написана совсем неплохим, простым и лёгким в восприятии литературным стилем. От первого лица, коим является как раз наш ГГ. В романе он является центральной фигурой, вокруг которой и в связи с которой крутится-вертится всё действие и происходят все события. Поскольку рассказчиком является сам Нестор Петрович, то и рассказывает он всё происходящее в свойственном ему стиле — слегка академично и не без некоторого занудства, однако же и не без юмора, которым книжный Северов вполне напитан, в отличие от Северова киношного.
Ну, то, что автор распылил других главных персонажей по разным классам школы, а не собрал их всех в один 9 «а», на самом деле мало что меняет, просто для фильма было удобнее сконцентрировать все действия в один класс — кстати, именно поэтому в фильме не показаны уроки Северова в других классах, просто они там, в фильме, оказались не нужны, за сюжетом. И именно поэтому авторы фильма отчасти соединили события с прохождением практики Нестора Петровича в своём первом 9 «а» (в книге) с тем, что происходит с ним в вечерней школе. Ну, и что-то попросту убрали из сценария.
В принципе, можно и дальше следовать по фарватеру «кино-книга», разглядывая поочерёдно то киношные достопримечательности, то книжковые архитектурности. Но при чтении книги если не бросилось в глаза, то пришло на ум вот что — а ведь книга, при всей её юмористической весёлости, ещё и вполне реалистическая и умеренно сатирико-критическая. Автор ловко продёргивает нюансы получения вечернего восьмилетнего и среднего «образования» в описываемые времена — то умудрённая опытом бывалая учительша говорит Нестору, чтобы он не слишком увлекался гусями-лебедями (то бишь двойками), а то ведь могут обидеться и перестать ходить в школу вообще, то директриса вносит свою лепту в соблюдение основного принципа существования вечерней школы — посещаемости, буквально с первых слов открыто постулируя это требование. И хотя в тексте то и дело провозглашается, что в школе сидят рабочие после трудной смены и потому к ним должно проявляться снисхождение, однако автор всё же сумел показать реалии вечерней школы. И в этом контексте наш ГГ как раз выглядит не педантом-историком, а воистину новатором, привносящим в ШРМ новые формы и приёмы обучения (вспомните так талантливо сыгранную в фильме сцену лекции о Нероне), ищущим способы усилить заинтересованность учащегося-рабочего в получении именно образования, а не аттестата об окончании какого-то количества классов.
Как-то так… Всё остальное проговорим живой речью на клубе при обсуждении этой книги всем нашим читательским кагалом.
Прочитано в рамках будущего, январского заседания клуба КЛюЧ г. Валдай
midea, 7 февраля 2021 г.
Когда я начинала читать эту книгу, то по опыту чтения других литературных первоисточников, которые легли в основу наших киношных комедийных мелодрам («Девчата», «Ребёнок к ноябрю»), предполагала, что книга окажется более серьёзной и драматичной, чем кино. Но нет, «Иду к людям» практически один в один соответствует по юмористическому наполнению многосерийному фильму. Да и сюжет мало чем отличается.
Обо всех отличиях автор предупреждает в предисловии. В книге Полина(Лина) показана немного по-другому, да и их отношениям с Нестором уделено намного больше внимания, чем в фильме. Ганжа немного другой и его отношения со Светланой показаны совершенно иначе. Фукин, оказывается, в первоисточнике был другой национальности. Но всё это, в принципе, мелочи.
Книга полна позитива, живого юмора, иногда переходящего в водевиль и буффонаду, но книгу это не портит. Автор сумел сохранить баланс между желанием поюморить, посмотреть на жизненные проблемы через призму иронии и при этом очень ненавязчиво и тонко показать проблемы, с которыми сталкивается молодой учитель. В некоторых моментах книга откровенная сатира, когда автор показывает, что не всё прекрасно в системе школьного образования и есть куда стремиться. Но читать эту книгу можно только как историческую, пускай и недавнюю, но всё же историю. Потому что перед современными реформаторами всеобщего среднего образования не стоят уже те проблемы, что отражены в этой книге, у них только одна проблема – сократить расходы бюджета путём превращения среднего образования из общего в образование для избранных. От высокопоставленных чиновников можно нередко услышать, что девять классов вполне достаточно для большей части населения, а некоторые уже и о трёх поговаривают. Понятно, что господа таким образом хотят сэкономить бюджетные средства для себя любимых и оставить сферу образования вообще без финансирования. Конечно, это всё завуалировано красивыми словами о реформе, оптимизации, улучшении, соответствии лучшим мировым стандартам, но на суть там одна — уменьшить и сократить. Самое отвратительное, что подобные реформаторские идеи находят отклик среди граждан, причём тех у кого не три класса средней школы, а высшее, а то и несколько высших, полученных в своё время бесплатно. В общем, грустно соотносить содержание этой книги с реалиями сегодняшнего дня. Но как бы ни было ужасно положение современного всеобщего среднего образования достоинство этой замечательной повести оно не умоляет. Книга весёлая и добрая, светлая и жизнеутверждающая.