Ален Бомбар «За бортом по своей воле»
Документальная книга французского врача и путешественника Алена Бомбара рассказывает о возможности для потерпевших кораблекрушение выжить в самых сложных условиях.
Входит в:
— антологию «За бортом по своей воле. Немыслимое путешествие», 1975 г.
- /языки:
- русский (3)
- /тип:
- в планах (1), книги (2)
- /перевод:
- Ф. Мендельсон (2), А. Соболев (2)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
HOMASTI, 21 мая 2021 г.
За что я люблю истории реальных путешествий, так это за их познавательность. А если роман об экспедиции еще и хорошо написан, то вдвойне здорово: и художественное произведение прочитала, и обогатилась новыми знаниями. «За бортом по своей воле» должна была стать именно такой книгой, если бы не одно «но», о котором я скажу чуть позже. Но для начала предыстория.
В 1952 г. французский врач Ален Бомбар в рамках эксперимента в одиночку переплывает через Атлантический океан за 65 дней. Его целью было доказать, что люди, потерпевшие кораблекрушение, могут прожить длительное время в море без запасов пищи и воды, питаясь только тем, что они могут добыть в море. Автор на личном опыте продемонстрировал, что для выживания в открытой воде достаточно питаться сырой рыбой, пить выдавленный из рыбы сок и запивать все это дело морской водой. Эта безумная идея пришла ему в голову после того, как Ален стал свидетелем масштабного кораблекрушения с 43 жертвами. С тех пор, все больше изучая данную тему, Бомбар не переставал размышлять над одним вопросом: как долго может противостоять человек всевозможным лишениям? Исследуя проблему потерпевших, врач пришел к неутешительному выводу. Множество людей гибнет задолго до того, как физические или физиологические условия, в которых они оказываются, становятся действительно смертельными. Если жажда убивает быстрее голода, то отчаяние убивает гораздо быстрее жажды. «Помни, человек, ты прежде всего – разум!». В этом плане я полностью разделяю мысль Бомбара: действительно, чувство страха и безнадежности обрекает человека на верную смерть.
Ален тут же загорелся идеей на своей шкуре выяснить, как человек, автономно выживающий посреди бескрайнего океана, может спастись. После теоретической подготовки и пробного плавания в Средиземном море, Бомбар начинает собственную экспедицию. Одинокое путешествие по колумбовскому маршруту через весь Атлантический океан. Из снаряжения только резиновая лодка с парусом, необходимые приборы измерения, гарпун, дневник и... в общем-то все. Цель — стать жертвой кораблекрушения по своей воле и попытаться выжить всеми доступными на море средствами. Ни еды, ни воды Бомбар в далекое странствие не берет, кроме запечатанного запаса провианта на крайний случай.
Данная книга — это непосредственно сам дневник мореплавателя, т.е. судовой журнал, и сопровождающие его комментарии уже после успешного возвращения Алена из экспедиции. Текст читается легко и непринужденно, путевые заметки довольно подробно (местами даже слишком) описывают почти каждый день путешествия через океан. Помним, что автор не мореплаватель, а врач, поэтому особенно интересно было наблюдать за тем, как Бомбар учился управляться со всякими корабельными приблудами. Из книги можно узнать — как научиться ориентироваться в море с помощью секстанта и карты; какие бывают течения/ветра/волны/приливы и вообще полный курс по психологии океана; какие в море встречаются птицы и рыбы; как на человека влияют шторм, соленая вода, голод и холод и пр. Довольно большое количество любопытных деталей и нюансов. Но самое главное в работе «За бортом по своей воле» — это тезисы, которые Бомбар представляет как «пособие по выживанию для потерпевших кораблекрушение».
И вот здесь появляется то самое «но», которое сильно подрывает полезность всех этих знаний.
Во-первых, часть представленных в книге данных сильно устарела и позже была опровергнута, т.к. все-таки с 50-х гг. наука не стоит на месте, и многая информация, на которую опирался Ален Бомбар в своих исследованиях, уже не актуальна.
Во-вторых, манера повествования наталкивает на мысли, что кое-где автор не прочь приврать и преувеличить. Например, момент с распариванием брюха акулы от хвоста до горла обыкновенным ножом. В прыжке. Ножом. Здоровую акулу. Хмм, что-то я сомневаюсь. И в целом тон автор показался мне слишком самонадеянным, самоуверенным, даже резким. Бомбар нелестно отзывается об окружающих его журналистах, завистниках, помощниках в подготовке к экспедиции, что выглядит как «мне все должны». На пустом месте обвиняет сторонних наблюдателей в своих неудачах, бухтит как старый дед. В общем, не самый приятный тип.
В-третьих, его «пособие» по выживанию в море попросту опасно для жизни! Итак, Бомбар утверждает, что человек может пить морскую воду. Правда делать это он советует по следующей схеме: 5-6 дней пить морскую воду небольшими порциями, потом перерыв на рыбий сок.
«В течение 14 дней я утолял жажду морской водой и в течение 43 дней – соком, выжатым из рыбы. Так я победил жажду в океане».
Бомбар отмечает, что никакого нарушения работы почек не замечалось, количество выделений было в норме, короче не жизнь, а сказка. А что об этом говорят современные исследователи? На основе анализа 448 случаев катастроф британского торгового флота выяснилось, что из 977 человек, утолявших жажду морской водой, погибло 387 — почти 40%! Обычно с пищей человек получает примерно 15-25 г соли в день. Соленость Средиземного моря — 39 г соли на литр, в Атлантическом океане — 37 г на литр. Чем морская вода опасна для человека? Она буквально разрушает его внутренние органы. После употребления морской воды организм получает излишек соли, которую выводят почки, используя внутренний водный резерв организма, что приводит к его обезвоживанию. Особенно уязвима к действию солей ЦНС. Вот почему среди людей, потерпевших кораблекрушение и не выдержавших соблазна утолить жажду океанской водой, так часто наблюдались психические расстройства, сопровождающиеся попытками к самоубийству. Не зря среди мореходов бытует мнение, что соленая вода вызывает помешательство и ускоряет гибель. После появления в печати рекомендаций А. Бомбара на конференции ВОЗ высказали окончательное мнение, что морская вода разрушительно действует на организм человека. В памятках и инструкциях для моряков и летчиков питье морской воды запрещено!
Да, в истории известны и другие случаи, когда люди, подобные Бомбару, пили морскую воду и оставались в живых. Например, 37-дневное выживание военно-морского врача П. Ересько, опыт американского лейтенанта Д. Смита, капитана Уильяма Уиллиса. Сам Бомбар кричит о том, что его действия — это пособие по выживанию, которому должны следовать все, кто потерпел крушение. Его оппонент Х. Линдеман на это ответил: «Рекомендовать пить соленую морскую воду потерпевшим кораблекрушение – по меньшей мере, преступление». Если моряки будут брать примеры этих людей как истину в последней инстанции, то мы неизбежно придем к типичной ошибке выжившего. Когда во внимание берется только успешный опыт тех немногих, кто пил морскую воду и выжил, но полностью игнорируются данные о сотнях умерших людей, которые пили морскую воду и из-за нее погибли.
Бомбар постоянно призывает выдавливать из рыб сок, т.к. они на 80% состоят из пресной воды. В.Г.Волович ставит под сомнение и этот способ утоления жажды. Он пишет, что «даже с помощью специального пресса удается отжать не так много воды. Например, из 1 кг морского окуня можно получить лишь 50 г сока, мясо корифены дает 300 г, из мяса тунца и трески можно нацедить 400 г мутноватой пахнущей рыбой жидкости». Возможно, этот напиток и помог бы решению проблемы, если бы не одно серьезное «но» — высокое содержание в нем вредных для человек веществ, таких как солей натрия, калия и фосфора. Хотя результаты эксперимента, проведенного английским ученым С. Хантером, показали, что при отсутствии пресной воды рыбий сок может в какой-то мере облегчить положение людей, терпящих бедствие в океане.
Но это не точно :\
Как итог: я считаю, что хотя Ален Бомбар пережил невероятное плавание через Атлантический океан, в своей книге он взял на себя слишком много. «Теперь я буду бороться за то, чтобы моя «ересь» была понята и стала христианской верой для всех, кто в будущем может потерпеть кораблекрушение». Его удачный опыт питья морской воды — не более, чем исключение из правил. Слишком много факторов должно сойтись, чтобы данный способ был более менее безопасным: соленость воды, природное здоровье человека, работа почек и т.д. Бомбар как-будто специально выбирал самые соленые воды на земле, чтобы «доказательство» его теории выглядело ярче. Пить воду из Атлантического океана, где на 1 литр 37 грамм соли! Немыслимо и маловероятно. Конечно, может ему повезло. И он может поделиться с миром своим опытом выживания в море. Но делать из этого пособие, обязательное к прочтению, писать какие-то рекомендации и призывы к действию — это безответственно, самонадеянно и опасно для будущих читателей. Поэтому не могу сказать, что полученные из этой истории знания полезны. Скорее наоборот — вредны и противопоказаны! Но все-таки я люблю книги о морских путешествиях, экспедициях. Меня очаровывает и одновременно пугает сила морской стихии. Эта книга также об иссиня-черных тучах на небе перед бурей. О ничтожности крошечного человека, плывущего в скорлупке, перед мощью шторма. О том, как тихая безветренная погода с ясным голубым небом для моряка становится знаком смертельной опасности. Ведь без движения парусник никуда не поплывет. А движение — это жизнь!
«За бортом по своей воле» рекомендую к прочтению тем, кто любит подобные заметки о мореплавателях, любит читать о реальных экспедициях и кто всегда ищет в книгах новые знания. Пусть и не всегда полезные!
strannik102, 3 августа 2020 г.
Пить рыбу и есть рыбу, иногда запивая морской водой...
Не повторять! Опасно для жизни!
Об этом беспримерном опыте Алена Бомбара я знаю, наверное, едва ли не с дошкольного своего состояния — старший брат активно интересовался всякой научно-популярной литературой и фамилия Бомбара точно была на слуху в нашей читающей семье, причём, скорее всего, не единожды (Восточная Сибирь с её бескрайними — так нам казалось тогда, в середине 60-х — таёжными просторами и впрямь напоминала безбрежное море — ну, прямо как в песне про «зелёное море тайги») — вероятно, я просто присутствовал при разговоре охотника отца и школьника-брата о принципах выживания и о важности силы духа и всего прочего (разговоры такие с сибирскими ребятишками в те времена вовсе не были показушными и понарошечными — с тайгой шутить никак было нельзя и мы отчётливо знали, покуда нам можно было заходить в тайгу, а куда уже ни шагу ни полшага).
В общем, неважно, как именно попало мне в уши имя Алена Бомбара, но точно, что с ранних времён. Ну, а потом, вероятно, в школе упоминали, и где-то ещё мелькало в каких-нибудь СМИ — газетах, по радио и уже позже на советском ТВ. Однако, при всей моей осведомлённости о сути сделанного Бомбаром, книга его до сих пор оставалась в непрочитанном. Непорядок, решил я, и на седьмом десятке стал исправлять собственные читательские недочёты (вдруг в океане ненароком затеряюсь).
Вот кажется, что книга эта может касаться только лишь условий выживания человека, потерпевшего кораблекрушение либо ещё по какой-то причине оказавшегося в морских и океанских просторах без всяких средств связи, запасов пищи и воды и всего прочего сугубо важного и необходимого для спасения. Просто в силу того, что опыт на самом себе Ален Бомбар ставил применительно именно к этим условиям. Однако на самом деле в книге содержатся весьма важные универсальные принципы поведения и действий человека, оказавшегося в ситуации выживания и организации собственного спасения. Которые, будучи выдернутыми из текста книги и сформулированы и постулированы по рангу и по списку, наверняка могут быть восприняты некоторыми читателями как очевидные и совершенно незначащие, а то и вовсе ерундовые и никчёмные. И потому воздержусь от выписывания этих принципов в текст своего отзыва — желающий сам сможет легко их вычленить из текста этой дневниково-автобиографической книги.
А вот читатели — любители приключений ничего этакого — щекочущего нервы и воображение — в этой книге, скорее всего, не встретят: хотя бы потому, что сам автор избегал чрезмерного нагнетания и накручивания, впрочем не умалчивая о довольно острых ситуациях, о сделанных им собственных ошибках, едва не ставших роковыми, и о всём прочем, что на самом деле представляло для него самого весьма значимые и острые моменты жизни. Просто повествование, как ты чуть не отстал от своей лодчонки, как чуть не утонул, как чуть не сдох с голода и едва не сошёл с ума, как твоё плавсредство едва не погрызли акулы и не прокололи другие хрящевые рыбы...
Так что скучной книгу никак не назовёшь. Просто она… как бы это правильнее сказать… весьма специфична. Однако и интересна и полезна и актуальна.
В общем, пробел в своём читательском «образовании» заполнен.
azeze, 29 сентября 2023 г.
кто все эти люди которые ставят 9 и 10 баллов?
книга максимально скучна, никаких интриг, умных мыслей, у писателя нет ни единого таланта
глава 1 — плыву, ем рыбу
глава 30 — плыву, ем рыбу
конец
не тратьте время, это полное дно
не говоря уже о том что за бортом после кораблекрушения никто не остаётся в надувной лодке лол, да еще и с радио, музыкой, книгами и гарпуном
ну а про реалистичность — проплыть на корабле атлантический океан и пережить несколько штормов и не перевернуться — очередной фёдор конюхов
туда же и про ночную вахту и про беспечный сон в лодке
косяк рыб он водил 3 недели за собой, ага, скорее не рыб а косяк гоев
свидетели РЕАЛИСТИЧНЫХ СОБЫТИЙ — несите видео с неурезанными 60 днями на видеокамере, нету? ну удачи
Alexvkod, 20 февраля 2018 г.
Важный научный эксперимент доктора Бомбара показал возможность выживания человека потерпевшего кораблекрушения в, казалось бы, безвыходной ситуации. Бесконечное для автора время в открытом океане, во власти ветров и течений. Без достаточной еды, с водой добытой из рыбы. Планктон в качестве витаминной добавки.
Ален Бомбар откроет в своей книге множество удивительных аспектов выживания в открытом море. Об ошибках навигации, соблазнах и опасностях мнимых и настоящих, и о многом другом. Но самое главное и важное, что хотел передать доктор Бомбар. Это то, что воля человека к жизни и целеполагание, вера в свои силы в безнадежной вроде бы ситуации терпящего бедствия в океане — вот единственный способ прожить больше, чем 12 дней. Которые статистически отведены людям опустившим руки и сдавшимся на милость судьбы.
Sawwin, 21 января 2020 г.
Совершенно забыл про эту книгу, а ведь когда-то читал её по французски и даже собирался переводить, пока не узнал, что она давно переведена на русский язык. В целом книга замечательна, она позволяет человеку поверить в свои силы, требует, чтобы он никогда не терял надежды и воли к победе.
Десятки я не поставил по единственной причине: Ален Бомбар во время своего отчаянного путешествия сильно подорвал здоровье и выжил чудом. Всё-таки, эксперимент надо было закончить раньше.
И всё же, «безумству храбрых поём мы славу«!
negativecharge, 20 июля 2019 г.
«Кроме того, вода Атлантического океана кажется мне просто восхитительной по сравнению с водой Средиземного моря: она гораздо менее соленая и прекрасно утоляет жажду.»
Первая половина книги посвящена пяти основным темам: самой идее, которую нужно доказать; сборам экспедиции; испытанию лодки и экипажа в Средиземном море; выражению благодарности тем, кто помогал; сетованию на тех, кто мешал. Последнее сейчас, спустя много лет, выглядит архаично и даже раздражает. Но тут надо понимать, что когда на тебя вылито столько вранья и грязи, и ты пишешь книгу, то как не дать заодно ответы на все эти вопросы, как не высказать наконец-то свою версию событий без преломления их через журналистское желание сенсаций и скандалов.
Во второй половине книги всё это заканчивается. Друзья, враги, завистники, даже просто мешающие идиоты остаются далеко позади. И начинается самое интересное. Кругом Атлантический океан, лодка и автор в ней. Никаких запасов пресной воды, никакой еды... только то, что добыл сам. Ведь смысл всей затеи именно в том, чтобы доказать: люди, потерпевшие кораблекрушение, могут выжить и дождаться помощи. Могут, если будут это чётко осознавать. Ведь быстрее жажды и голода в море убивают отчаяние и страх. Однако на том же примере автора видно, что если человека не спасут достаточно быстро, в течение нескольких дней, то ужас незнания грядущего всё же может доконать его.
Шербетун, 30 марта 2016 г.
«Надеяться – это значит стремиться к лучшему».
Я восхищена автором, как мужественным и отчаянным человеком, решившимся на опаснейший эксперимент. Он бросил вызов природе, рискнул всем и пересек Атлантический океан в небольшой резиновой лодке, без запасов воды и еды, без связи. Он — человек, который пил рыбу.
Алену Бомбару в его непростом начинании помогли чувство юмора и неиссякаемый оптимизм. А как еще можно назвать человека, если не оптимистом, ежели он даже лодку свою, на которой отправляется в, казалось бы, провальное предприятие, назвал с насмешкой – «Еретиком». Одержимый своей идеей, борясь со страхом, он идет вперед, искрится позитивом и, даже потеряв 25 килограмм веса, весь изъязвленный, будучи на грани обезвоживания и истощения, — побеждает.
Бортовой журнал, запечатлевший 65 дней его плавания, читается словно приключенческий роман, и даже в самые тяжкие минуты автор подает свои невзгоды так, чтобы читатель нашел повод улыбнуться и поверить в лучшее, в свои собственные силы.
Вот основные выводы, сделанные путешественником, врачом и биологом Аленом Бомбаром. Если вы остались наедине с океаном помните, что:
- никогда нельзя отчаиваться, но и питать слишком большие надежды не стоит;
- борьба с собой важнее, чем борьба со стихией;
- психический голод страшнее физического;
- морская вода утолит жажду, если пить её маленькими порциями;
- даже влажная одежда сохраняет тепло тела, снимите её, и вероятность умереть от холода возрастёт;
- рыбу можно не только съесть, но и выпить;
- отличное средство от цинги и голода – планктон;
- у любого живого существа есть средства обороны, и они могут вам не понравиться;
- если вы не знаете, где находитесь, не теряйте надежды, ведь течение знает, куда вам нужно;
- враждебны могут быть не только морские обитатели, но и ваши собственные вещи;
- пролетающая мимо птица вовсе не означает что в пятистах метрах от вас земля, вполне возможно, что до земли еще 500 миль;
- не радуйтесь пресной воде дождя, даже небольшой дождик вполне может вас утопить в вашей лодке;
- если на вашу лодку несется меч-рыба, не пытайтесь её отогнать — притворитесь несъедобной корягой, авось пронесет;
- нечто, светящееся в ночной тьме может оказаться не призраком, а вашей недоеденной добычей;
- в регулярном медосмотре нуждаетесь не только вы, но и ваше плавсредство;
- для пассажирских судов расписание – важнее потерпевших кораблекрушение…