Филиппа Грегори «Наследство рода Болейн»
- Жанры/поджанры: Историческая проза
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Эпоха географических открытий (15-16 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
1539 год. Генрих VIII, потеряв — или казнив — предыдущих жен, снова обзаводится супругой. Ныне королева Англии — умная Анна Клевская. Она очень старается соответствовать своему высокому положению, только вот выжить при дворе жестокого и коварного короля Генриха так непросто. А между тем ее очаровательная фрейлина Екатерина Говард кокетничает с королем, и Джейн Болейн, невестка казненной королевы Анны, плетет нескончаемые интриги…
Входит в:
— цикл «Плантагенеты и Тюдоры» > цикл «Тюдоры»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Мисс Марпл, 29 сентября 2011 г.
Uneasy lies the head that wears a crown…
Иногда она лежит на плахе. Как убедились на собственном горьком опыте две кузины, очаровавшие одного короля. С другой стороны, такое обилие драматических ситуаций делает тюдоровскую эпоху особенно привлекательной как для авторов исторических романов, так и для многочисленных читателей.
Скажем, та же Филиппа Грегори написала по книжке о каждом мало-мальски значимом эпизоде данной эры. Её работы относятся к так называемому жанру historical romance, проще говоря — костюмированный дамский роман, где внимание писателя акцентируется не на политических интригах или проработке исторических деталей, а на чувствах и переживаниях героинь.
«Наследство рода Болейн» продолжает сагу, начатую нашумевшей «Еще одной из рода Болейн». В этот раз Грегори рассказывает историю не яро обсуждаемой Анны Болейн, а её менее известной и талантливой кузины Екатерины Говард, глупой девочки-подростка, волею судьбы оказавшейся на английском престоле. Но так как написать полновесный роман о только и только и Китти Говард не слишком-то легко, автор добавляет еще две полновесные сюжетные линии — Анны Клевской, недолго бывшей четвертой женой Генриха и запомнившейся только своим якобы уродством, и Джейн Паркер, жены брата Анны Болейн, обрекшей мужа на смерть своим доносом.
Каждая линия написана от первого лица, и такая полифония идет роману только на пользу. Балансирующая на грани безумия Джейн и глупышка Китти получились если не и особо глубокими, то вполне достоверными, а вот в рассуждениях умной Анны слишком уж много от собственной позиции автора, что несколько мешает воспринимать героиню как самостоятельную личность. Однако надо отдать Грегори должное — она заново открывает рядовому читателю женщину, в течение веком оклеветанную черным пиаром карикатуры. Объяснение реакции Генриха на немку и причины их развода вполне обоснованы, а чувства героини, которые многие годы не воспринимались никем всерьез, — логичны и достоверны.
Вопреки последней моде, Грегори беспощадна по отношению к Генриху. У нее он — не обманутый и доверчивый, вспыльчивый, импульсивный, избалованный, но все же по своей природе честный король, а самовлюбленный самодур, маниакальный монстр, подчиняющийся только прихотям собственного не слишком ясного разума. Не поймите меня неправильно, я не призываю к полному оправданию человека, повинного в гибели тысяч людей, но в противоположную крайность ударяться тоже не стоит.
Как и положено по законам жанра, герои Грегори ведут себя как наши современники — от замены платья Китти на футболку и джинсы ни её поведение, ни манера речи не изменятся. Несмотря на старания автора убедить читателя в обратном, мне лично дурочку жалко не было — королевой мало называться, ею надо быть.
Итог: Продолжение дворцовой сантабарбары. Лучше, чем «Тайна Марии Кровавой» и за счет структуры текста лучше, чем «Еще одна из рода Болейн». Читается легко и быстро, повествование от лица разных персонажей немного освежает роман, но это не отменяет того факта, что имя подобным книгам — легион. Есть похуже, есть получше (к коим относится и Грегори) — но все строго в рамках жанра. Прочесть можно, особенно если вам интересна тематика, но ничего выдающегося с литературной точки зрения ждать не стоит. Тогда, вполне возможно, вы будете приятно удивлены.
ii00429935, 24 июля 2013 г.
Всем, кому понравился роман «Еще одна из рода Болейн», горячо рекомендуется продолжение цикла.
Признаюсь, я поначалу колебался, стоит ли покупать эту книгу. Казалось, тему писательница уже исчерпала. Приговор Генриху VIII и его окружению вынесен: абсолютная власть развращает абсолютно. И если про Анну Болейн даже Шекспир писал, то последующие жены короля Генриха вроде бы фигуры серые и не интересные. К счастью, сомнения не оправдались.
Замечательная была идея вести повествование от первого лица и доверить его сразу трем рассказчицам. Если разобраться, это не самые приятные женщины. Анна Клевская все больше плывет по воле волн, решаясь на поступки только в финальных главах. Китти Говард глуповата и распутна. Наша старая знакомая Джейн Болейн уже отправила мужа на казнь и готова к новым предательствам... Но вот удивительно: этим героиням веришь и сочувствуешь. Веришь, даже если в реальной истории все было не совсем так. Волнуешься об их судьбе, даже если уже прочитал соответствующую статью в энциклопедии. Такой искренний, исповедальный тон, как в книге Филиппы Грегори, дорогого стоит.
Цикл «Тюдоры» иногда в шутку называют «придворной Санта Барбарой», что не совсем верно. Конечно, это женский взгляд на историю, но не только дела сердечные волнуют автора. Ей интересна, например, и церковная реформа, затеянная Генрихом VIII. И вообще «Наследство рода Болейн» — очень современная книга. Оглянитесь вокруг: сколько наших сограждан тоскуют по диктатуре! Филиппа Грегори ясно дает понять: беда государству, где все построено на страхе, где человеческую жизнь и в грош не ставят. Через сто лет после описанных событий Англию захлестнет революция. Король Карл отправится на плаху, и дорогу туда проторил любвеобильный Генрих VIII.
Линдабрида, 27 апреля 2012 г.
«Посмотрим, посмотрим, что у нас тут?» Снова Филиппа Грегори ухитрилась найти совершенно неожиданный ракурс в совершенно избитой (казалось бы) истории. Всем известно, что Генрих VIII отверг Анну Клевскую, так как в жизни выглядела она хуже, чем на портрете Гольбейна. А может, все было совсем иначе? Все в курсе, что Екатерина Говард была просто потаскушкой, за что и поплатилась. А может, и это не совсем так? И, конечно, роман украшает фигура Джейн Болейн — интереснейший персонаж, право же, особенно на фоне слишком уж положительной Анны и слишком уж пустенькой Китти. Какая выразительная автохарактеристика вложена в ее уста: «Я снова выказала преданность, снова обрела доверие. Я опять при опочивальне королевы, на самом важном месте, мне можно доверять — я непременно предам. Была верным другом королеве Екатерине, королеве Анне, королеве Джейн и еще одной королеве Анне. Наблюдала, как их лишают монаршего благоволения, как они умирают, как отправляются в изгнание. Меня надо опасаться, словно чумы».
Созданная автором картина деспотизма Генриха просто потрясает. Как говорит Китти: «Знаю одно — наш мир подчиняется прихоти безумца. Он король, глава церкви, Бог говорит его устами. Если он скажет: «Это так», кто осмелится возражать?» Никто не может чувствовать себя в безопасности. Ничто не защитит от обвинения в измене, от тюрьмы, от плахи. Анна случайно уронила распятие. Бабушка Китти Говард не рассказала королю о романе своей внучки. Томас Кромвель привез королю невесту — а тому она не понравилась. Что угодно может оказаться государственной изменой — любой поступок, слово, даже мысль. Не удивительно, что центральным образом романа становится то самое наследство рода Болейн — не титулы, не земли и не трон королевы Англии — а плаха.
В минус могу записать только некоторую затянутость. Автору уж очень нравится подробно расписывать все, что для нее важно: как Анна мечтает стать хорошей королевой, или как Китти пересчитывает полученные подарки, или еще какую-нибудь характеристику персонажа; однотипные эпизоды повторяются, иногда без особой необходимости.
Сараби, 9 февраля 2014 г.
После предыдущей книги «Колдунья»,это просто бальзам для души!Вот она настоящая Филиппа Грегори!Не понимаю,как она в принципе могла так опростоволоситься с предыдущей книгой?!
Огромнейший плюс данного произведение состоит в том,что повествование ведется от лица трех совершенно разных женщин.Было действительно интересно наблюдать за судьбами и суждениями этих интересных и не похожих друг на друга женщин.
Если выбирать женщину,которая мне больше всего понравилась и полюбилась,то это будет всё таки Анна, герцогиня Клевская. Хорошая,добрая женщина,которой не посчастливилось родиться в любящей семье.И только-только она поверила в лучшее,наконец-то забрезжил некий просвет в этой тьме,как оказывается 4 женой короля Генриха VIII.
Анна достойна сочувствия и понимая,ей сопереживаешь и надеешься вместе с ней на лучшее.
Не возможно отметить ещё и Екатерину Говард. Молоденькая,глупенькая,красивая пустышка.Не смотря на то,что она глупа и жадна её жаль.
И что ни говори,обладает в некотором роде храбростью,которая появится в ней в конце книги.
Очень радует,что автор не исписалась на протяжении цикла,а наоборот радует своих читателей хорошо проработанным сюжетом без намёка на банальность,пошлость и отсутствием штампов присущих такого рода литературе.
С удовольствие приступлю к чтению следующей книги в этом занимательном ии интересном цикле!