Бентли Литтл «Наследие»
- Жанры/поджанры: Триллер
- Общие характеристики: Семейно-бытовое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Конфликт отцов и детей
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами | Вложенный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Стив Най никогда не был близок со своими родителями, но давние семейные секреты мрачной тенью прошлого преследуют его в настоящем. Почему их семья так часто переезжала с места на место? Почему отец пытался убить его мать? На самом ли деле отец сумасшедший и его предсмертные слова в психиатрической лечебнице поток воспалённого сознания? На эти и многие другие вопросы Стив пытается найти ответы погружаясь в бездну безумия и невольно выпуская персональных демонов.
«Яблоко от яблоньки...»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Rheo-TU, 20 сентября 2024 г.
Американский пригород: ровные ряды одинаковых, как под копирку, домиков, и в каждом — семьи со своими проблемами и дрязгами, которые они не спешат выставлять наружу… Что там творится, за стенами этих домов, какие драмы могут разыгрываться, какая жестокость скрывается за добропорядочным обликом соседей?.. Любимая тема Дэвида Линча. Стив, герой романа Бентли Литтла, живет такой же сонной и ничем не примечательной жизнью, как и все вокруг, пока однажды не обнаруживает себя на пороге некой зловещей тайны. Многочисленные намеки указывают на то, что отец его, помутившийся на старости лет рассудком и ныне прикованный к больничной койке, в прошлом был серийным убийцей, так и не пойманным. Стив начинает собственное расследование, чтобы выяснить, какие злодеяния совершал отец, и постараться сделать все, чтобы имя последнего, который в бреду того и гляди себя изобличит, не было очернено.
Для этого и самому Стиву придется замарать руки кровью.
Читая «Наследие», поначалу вспоминается Кинг, но с ним общего, пожалуй, лишь то, что Кинг так же любит описывать ужасы маленьких американских городков. Я не могу назвать Бентли Литтла таким же мастером психологического портрета: его герой заметно плосок, одномерен, и лишь в приятном неоднозначностью финале романа как будто поворачивается к нам новой стороной. Симпатии к Стиву никакой не испытываешь; «Наследие» — роман о социопате, какими те и бывают. Уж если говорить о психологизме, то в полной мере он проявляется в воссоздании внутреннего мира убийцы: с похожими на кошмарные сны рассказами, которые Стив пытается параллельно писать, с методичным подходом к планированию преступлений, с особой извращенной логикой, которая может быть присуща только сумасшедшему, выбирающему убийство как наиболее эффективный способ решения проблем, будь то косые взгляды окружающих, стремление замести следы или даже персональный комплекс вины от нехватки в жизни фигуры отца… Разумеется, роман напомнил мне и фильм «Дом, который построил Джек», (субъективно) возможно, самый выразительный портрет серийного убийцы в истории кино. С учетом того, что Стив, в отличие от героя той картины, не выстраивает на избранном поприще никакой философии — кажется, все, что ему подсознательно нужно — это завоевать уважение окружающих: отца, пусть даже покойного, девушки, да и всего общества, наконец, которому он своими действиями безусловно оказывает глобальную услугу… Читая его рассуждения, ловишь себя на мысли об общей нелепости всего, что творится у Стива в голове… и в то же время восхищаешься крутостью замысла: в лице одного, в иных отношениях картонного, героя автор совмещает уйму страхов современности — нетерпимость, паранойю, недоверие друг к другу в обществе, и прочее, вплоть до, фактически, предпосылок к геноциду. Откуда все это берется?.. Ответ: из замкнутого мирка, в котором каждый из нас живет, не ведая того, что творится за его пределами на самом деле, и не желая этого знать. Так и рождаются зловещие тайны в маленьких городках.
Стив, можно сказать, сам начнет с того, что займется раскопками чужих тайн: братья, сгоревшие при пожаре при загадочных обстоятельствах, выбросившаяся с крыши банка женщина, убитая проститутка — во всем этом герой находит связь. Да что там незнакомые люди; занявшись проникновением в квартиры друзей и коллег по работе, он с удивлением обнаруживает в них не меньше тревожного и пугающего. Вот только Стив не гость, застывший на пороге и ошеломленно взирающий на кровавые тайны, искусно скрывавшиеся от окружающих; он сам — и есть тот, кто со злобой и ненавистью взирает на гостя из глубин дома.
Учитывая, что смотрим мы на мир в романе глазами Стива, для тех читателей, которые привыкли держаться светлой стороны, машинально противопоставляя себя злу, с которым сталкивается рассказчик в историях ужасов, опыт поистине незабываемый.
GRANT1408, 31 марта 2019 г.
Потрясающий роман! Глубокий,насыщенный и необычно умный. Я считаю что этот психологический триллер,можно было бы и экранизировать) Сюжет рассказывает нам о Стиве Най,который работает в конторе которая занимается созданием буклетов. Жизнь у него протекает как у обычного среднестатистического американца:работа,дом,личная жизнь и хобби в виде писательства(пишет небольшие рассказы,которые вы сможете прочитать в этом романе,прием рассказ в рассказе). Но в один момент все в его жизни меняется,отец нападает на свою мать и ложиться в госпиталь с болезнью из-за которой он не может связно говорить и большую часть времени проводит в бреду. Но у него бывают моменты просветления,и в один из этих моментов он произносит фразу «Я ее убил...», и с этого момента Стив начинает свое расследование и события начинают набирать бешеные обороты,что с каждой страницей становиться невозможно оторваться. В романе много твистов,и прописаны они качественно,в них веришь,также как и в персонажей. И концовка романа отличная,она открытая,хотя хотелось бы определенности, точно узнать...
Nikquest, 29 июля 2018 г.
Неожиданно глубокий в своем неиллюзорном психологизме для Литтла роман о становлении серийного убийцы, у которого перемкнуло в мозгу. Даже не догадывался, что после полутора десятков сезонов «Мыслить как преступник» со всевозможными триггерами и мотивациями подобная вещь, рассказываемая от лица человека, который сам не поймет, что происходит в реальности, а что – за ее пределами, может меня так зацепить. Просто потому, что в шкуре главного героя нереально страшно (и пугающе легко!) оказаться. И Литтл последовательно показывает, как происходит трансформация из обычного парня в кровавого маньяка на основе всяких мелочей. Вязко, смачно и жёстко, герой постепенно теряет все моральные ориентиры.
zurg, 17 ноября 2017 г.
Неожиданная, черт возьми, вещь, от Литтла... Прочел с интересом. Этакая история человека, создавшего себе свой персональный ад и, в отличие от прочей литтловской литературы — с открытым финалом.
Действительно, монстров, мистики и прочей чертовщины в романе нет. Совсем. Но ведь, самые страшные монстры — они не в аду и не под кроватью, они в голове, верно? И в этой книге Литтлу неплохо удалось их показать.
Обычно авторы хорроров-слешеров не утруждают себя созданием мотивации для серийных убийц или сводят ее к невнятному шаблону. Тут же Литтл весьма правдоподобно показал, что для серийного убийцы может быть спусковым крючком и как меняется его психология раз от раза.
В общем, рекомендую почитать.
Nexus, 20 апреля 2018 г.
Думаю, каждый, кто слышал или читал истории о маньяках, рано или поздно задумывался над тем, что же толкает обычного с виду человека на убийство?
Что является отправной точкой для процесса превращения добропорядочного члена общества в жаждущего крови монстра?
Данным вопросам посвящены десятки научных статей и художественных произведений.
Не обошел их и писатель Бентли Литтл в своем романе «Наследие».
Сюжет книги строится вокруг простого парня по имени Стивен Най, зарабатывающего подготовкой печатной продукции (каталогов, буклетов и проч.) для встреч выпускников различных учебных заведений.
Стивен уже давно живет отдельно от родителей и редко общается с ними.
Поэтому молодой человек очень удивляется, узнав от матери, что его отец внезапно сошел с ума и пытался ее убить.
Стремясь разобраться в ситуации, Стивен проводит многие часы у постели обезумевшего родителя, запертого в психиатрическом отделении Ветеранского госпиталя.
Отец парня почти постоянно бредит и не может внятно объяснить, что же произошло.
Однако в одно из посещений он на краткий миг приходит в себя и произносит фразу «я ее убил».
Фразу, которая впоследствии меняет не только прошлое Стивена, но и его будущее...
«Наследие» — весьма нетипичный для Литтла роман.
Несмотря на то, что выполнен он в фирменном авторском стиле, в нем практически отсутствуют любимые Бентли странности, а сцены насилия описаны хоть и ярко, но в максимально сжатом виде.
В книге много внимания уделяется внутреннему миру главного героя.
Вернее, тем изменениям, которые происходят в нем по мере того как молодой человек все больше и больше узнает о жизни своего отца.
Читать обо всем этом крайне интересно.
А грамотно расставленные по тексту сцены экшена добавляют повествованию динамики и остроты.
Пожалуй, только один важный эпизод показался мне слегка не проработанным, что немного подпортило впечатление от произведения.
На мой взгляд, Бентли недостаточно накалил атмосферу между Стивеном и Лайменом Фишером, отчего убийство последнего выглядело притянутым за уши.
Причем, это убийство — особенное (ведь именно после него парень пошел по наклонной) и его стоило осветить более подробно.
И если уж придираться до конца, то далеко не все рассказы, придуманные главным героем, пришлись мне по душе (забыл сказать, что Стивен еще и начинающий писатель).
Кстати, финал романа, на мой вкус, получился, вполне добротным.
Да, его без особого труда можно предугадать, но при этом он оставляет после себя чувство некой завершенности.
А не заставляет недоуменно пожимать плечами, как развязки многих других книг Литтла.
Sause, 6 июня 2018 г.
Роман состоит процентов на 80 из воды — сократить бы страниц до 15ти — вышел бы оригинальный рассказ. Как говорится — читал данного автора в первый и последний раз.