Жан-Франсуа Намьяс «Дитя Всех святых»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Legioner38, 27 сентября 2021 г.
Я давно интересовался историей средневековой Европы, в особенности королевств Франции и Англии — государств, которые в описываемый период во-многом похожи друг на друга, тесно переплетены культурно, религиозно, экономически, династически. Франко-норманнское вторжение в вотчину англосаксов, в свою очередь захваченной у кельтов, и их завоевание как раз и породило этот сложный клубок взаимоотношений между континентальной и островной державами. Начавшись с конфликта в середине одинадцатого века, англо-французские войны словно ураганом пронеслись по Западной Европе. Двенадцатый век, тринадцатый.., — нескончаемые претензии вели к изменению политической географии. В определенный период англичане владели даже солидным куском юго-восточной Франции, исторической провинции Гасконь. Более бойкие, более наглые потомки бриттов, Гарольда Годвинссона и Вильгельма Завоевателя продвигались дальше и дальше, в кровавых битвах и династических браках осваивая все большие территории. Наконец настал грозный четырнадцатый век, век, перед которым бледнели все прошлые, окрашенные кровью времена лишений и жестокости. В этот век Европу посетит Черная Смерть, забравшая от трети до половины численности населения, а на окраинах древней и дряхлой Византии мусульманские армии перейдут в решительное наступление на христианский мир. Война придет и с берегов Ла-Манша, когда английский король Эдуард возжелает завладеть короной мертвых французских королей, ошибочно считая, что она принадлежит ему по-праву. Жан-Франсуа Намьяс очень любит французскую историю, он патриот, высококультурный и нравственный человек. Долгие восемь лет своей жизни он воздвигал себе литературный памятник, наследие, оставшееся с нами и после его безвременно ухода. «Дитя всех Святых» это не просто приключенческая литература героико-любовного наполнения. Герои Намьяса думают, решают сложные вопросы своего бытия, стараются жить в канонах пусть и условной, достаточно размытой но действенной морали. Автор признавался, что написание труда далось ему нелегко. Видимо, это тот самый случай, когда сюжет книги начинает управлять своим создателем. На каком-то этапе Намьяс даже раздумывал над тем, чтобы забросить писательство, считая что он лишь вымучивает неправдоподобные жизненные ситуации, в которые помещает события и героев. К счасть этого не произошло. Я очень рад, что мне довелось узнать и прочесть эту без сомнения великолепную книгу. Она обогатила меня духовно, и это лучшее что может произойти с читателем.
Дон Румата, 1 августа 2017 г.
Перед нами отличная трилогия о временах столетней войны. Но, что это за трилогия?
Сперва про линейность сюжета. Книга первая относится к старости ГГ и действиям его правнука. Вторая книга говорит о пожилых годах ГГ и о его сыне. Третья же полностью посвящена ГГ и его первой половине жизни. Не сказать, что авторская задумка нова. Но, вот исполнена блестяще.
Первые две книги зачастую грешат монументальностью, незыблемыми утверждениями автора. И ГГ, как впрочем и практически все персонажи книги плоские, неживые. Психологизм застывший. Мы видим что произошло, даже знаем что произошло в прошлом, и нам дана картинка уже окончания чего-то. Многое просто застывшее, закаменевшее. В книгах много переживаний, есть психологические линии откровенно напряженные, существуют определенно сильные любовные линии. Но, всё это как-то висит в воздухе. Нет точки опоры, не то что бы понять, а именно оценить и проникнуться переживаниями героев. Мы как бы знаем из чего переживания, но это несколько холодное, отстраненное знание. Возникает некая стенка в восприятии. И есть заключительная книга в трилогии. Она буквально взрывает и так достаточно хороший цикл динамичность, напряженностью и действительно сильным психологизмом. Перед нами раскрывается вся душа ГГ. Мы уже не только узнаем что произошло в его жизни, мы уже узнаем это в подробностях. Вместе с ним проходим каждый его шаг. Шаг не только по жизни, но и по духовному развитию. Перед нами уже не некий идеал рыцаря (по постоянному утверждению автора), а конкретный живой человек со своими эмоциями, порывами, желаниями, любовью, ошибками и прочие и прочие. И становится понятно почему ГГ такой в первых двух книгах цикла. Я практически уверен, что в этом и был авторский замысел. И он ему удался.
К какому жанру отнести данный цикл? Все же первые две книги это больше любовный роман, на великолепно прописанном за фоне столетней войны. В них предостаточно ляпов. И связанно это, как мне кажется с тем, что автор и не писал исторический роман. Он просто писал хороший роман. А вот в третий книге мы уже имеем именно исторический роман. История уже не просто фон, она согерой событий. И автор резко повысил требовательность к мелочам, и как следствие ляпы резко уменьшились. Появилась, а вернее усилилась реалистичность событий. Да, можно положим не соглашаться с трактовками личностей и событий, но, пардон, это уже трактовки, взгляды, а не рыцари делающие кувырки в латах. Так что объединив впечатления от всех книг трилогии, стану утверждать, что это действительно исторический цикл. С ярко выраженной любовной линией.
Думаю, что данная трилогия не оставит равнодушных многих. Она отлично подойдет любителям романов, любовных романов на историческую тему. Не оставит равнодушным этот цикл и любителей именно исторической прозы (особенно если Вы отнесетесь к некоторым местам первых двух книг снисходительно). Да и просто ценителям хорошей книги не будет плохо от прочтения данной трилогии. И как единственная просьба-совет, читайте цикл в строгом порядке. Не начинайте с последней книги. Ибо это не даст Вам получить большее удовольствие от цикла. Все же последняя книга по циклу, и первая по годам жизни ГГ, как бы раскрытие психологических тайн первых двух.
Уверен, приятное чтение Вам будет обеспеченно.