Владислав Крапивин «Выстрел с монитора»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь ) | Параллельный мир/вселенная
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
На старом пароходике, плывущем по тихой реке, познакомились в пути пожилой Пассажир и мальчик. Пассажир рассказал мальчишке старую историю, почти легенду, о юном Галиене Тукке из города Реттерхальма, что стоял когда-то в этих местах...
Мальчик расстался с Пассажиром, но печальная история, которую он услышал, уже сплелась с его жизнью...
Входит в:
— цикл «Великий Кристалл»
— журнал «Пионер 1988'10», 1988 г.
— журнал «Пионер 1988'11», 1988 г.
— журнал «Пионер 1988'12», 1988 г.
— журнал «Пионер 1989'01», 1989 г.
— журнал «Пионер 1989'02», 1989 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 111
Активный словарный запас: средний (2823 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 44 знака — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 40%, что близко к среднему (37%)
Периодика:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Никтонигдеиниког, 13 июня 2023 г.
«Детские книги, которые не стоит перечитывать во взрослом возрасте, незачем было читать и в детстве»
Клайв Льюис
Что сказать, на гранях Великого Кристалла мне выпало жить в мире, где искренность воспринимается как слабость, где дружба сводится к скучным пятничным пьянкам, где любовь измеряется деньгами и выносится на публичные шоу, где стыдно быть добрым, где не принято помогать слабому, где господствует культ силы, а достоинством считается хитрость и изворотливость, именуемые удачливостью. Но знаю, есть и другие грани, и другие миры. С этим и живу.
«Выстрел с монитора», как известно, первый роман из цикла о Великом Кристалле. Мое знакомство с творчеством этого уральского писателя случилось вполне по-крапивински, летом, у бабушки как раз на Урале, где среди детских книг моей мамы я наткнулся на сборник повестей «Бегство рогатых викингов», «Белый щенок ищет хозяина» и «Брат, которому семь». В общем, как бы это правильно сказать…не крапивинские книги стали частью моей жизни, а скорее я стал частью жизни крапивинских книг. Крапивинский мир стал моим миром, а эти ребята, те самые «крапивинские мальчики» стали моими лучшими друзьями.
Итак, о самой книге. Я люблю ее за то, что эта история – так называемое «роад муви», приключение, случившееся в дороге. Лучше даже так – в Дороге! Павлик отправился в путь, он один, насторожен к окружающим и озабочен чем-то глубоко личным. Встреча с незнакомцем, тактичным и внимательным, знакомство с миром Реттерхальма, с Галькой, боевыми мониторами, учением о Великом Кристалле мадам Валентины, временными петлями, детьми койво, командорами. Реальность и фантастика переплетены в этой истории очень гармонично: «нездешний» Реттерхальм похож на наш прибалтийский город, а «такой как и все мы» Павлик Находкин обладает особыми способностями, выдавая в нем койво – ребенка вне границ этого мира. Сама история повести вполне цельна – завершается и путь Павлика, и драма Галиена. И эта же завершенная история намекает нам на большое продолжение, на новые драмы и испытания. В мире Кристалла есть что-то и величественное – мироздание, пространство, время, бесконечность, и хрупкое – дружба, честность, искренность детей, которые легко разрушить, но которые, в свою очередь, отчаянно противостоят этому разрушению, злу и несправедливости мира. И ничего нет сильнее этой детской дружбы, честности, веры в свою правоту, мальчишеского упрямства. Как велико это чудо, когда сила любви, тревога за сестру, желание быть дома перенесли героя во времени, когда дорога закончилась домом со светлым окном на втором этаже. Хочется надеяться, что Дом ждет каждого в конце Пути, что в итоге все грани Кристалла, образуя общую единую плоскость, сведут вместе всех хороших людей и будет мир, где не будет зла.
В завершении хотел бы сказать, что считаю все книги Командора причастными миру Великого Кристалла. Выделение отдельных произведений, образующих цикл, важно скорее для литературоведов, для меня, читателя, – крапивинский мир един, его герои постоянны, добро и зло в нем понятны и однозначны, он живет по одним законам, движим одними силами и наполнен общим смыслом.
П.С. Спасибо вам, Владислав Петрович, вы многое сделали для меня. Надеюсь, сейчас вы в лучшем мире и, кто знает, может мы еще встретимся на Дороге.
Только 10!
amak2508, 7 марта 2023 г.
У этой книги всего лишь один недостаток — она слишком быстро заканчивается :). Читаю повесть уже в третий раз и всё время нахожу в ней что-то новое: на этот раз, уже не так увлекаясь сюжетом, наконец-то понял, что книга ещё и умна. В ней не только всё: и поведение людей, и их диалоги выписаны совершенно правдоподобно, без единого грамма фальши, но и в разговорах героев часто проскальзывают вещи, которые учат и воспитывают. И речь здесь не только о великолепнейшей фразе: «Города, которые предали своих детей, долго не живут», но и о многих других, менее заметных, типа «чем же враг отличается от противника».
Достоинств у повести много, но все они, в принципе, укладываются в одно — талант Крапивина, в его умение писать о жизни (а что может быть интереснее жизни — вот и в книге описываются всего-навсего два кусочка жизни двух ребят) так, что невозможно оторваться. Здесь и увлекательность, и умение так вставить в текст кусочки невероятного, что повествование обретает загадочность и предвкушение чего-то чудесного, и практически полное отсутствие реально плохих героев (лейтенант Хариус просто ещё не вырос, да и дурак, а главный советник магистрата всего лишь одержим мыслью оберегать свой город от всего, что хоть как-то может грозить его благополучию), и то чувство сопереживания, которое обязательно вызывают его главные герои.
Рейлинн, 12 июля 2012 г.
Я всегда немного с пренебрежением относилась к книгам, где главный герой младше 15 лет. Скорее всего потому что авторы в большинстве своем плохо умеют создавать правдоподобные образы и характеры детей. А точнее правдоподобно отражать их внутренний мир, помочь нам, взрослым, вспомнить какими мы были когда-то, о чем мечтали, что считали самым важным, что больше всего ценили. Созданные их воображением дети либо слишком примитивно мыслят, либо не по годам сообразительны. Никогда не нравился ход истории, при котором главная развязка зависит от такого малыша. Кажется, что это выглядит неправдоподобно, да и кто будет слушать какого-то, к примеру, одиннадцатилетку.
Но не в данном случае.
Я смутно помню, что в детстве читала Крапивина, правда только какие-то реалистические книги. С циклом «В глубине Великого Кристалла» я точно не знакома. Решила прочитать хотя бы первую повесть и не прогадала.
История, которую Пассажир рассказывает мальчику, неожиданно захватила и меня. Автору очень хорошо удается передавать эмоции, а точнее вызывать у читателя сопереживание главному герою, позволять проживать происходящие события вместе с ним.
Я точно также как и Галька была ошарашена решением магистрата и жителей городка в самом начале книги, вместе с Павликом недоверчиво размышляла действительно ли Тукк настоящий предатель... Такие сильные эмоции книги у меня вызывали только в детстве. Сейчас, как не печально, чтение книги превращается в получение информации, по-настоящему сопереживать герою, чтоб даже книгу откладывать не хотелось, я думала что разучилась. Это в детстве каждая книга была как дверь в новый мир, новое приключение.
Но... неожиданно те, почти стершиеся из памяти ощущения, вновь вернулись. Если каждая книга — дверь в новый мир, то я давно только слегка приоткрывала эту дверь, бесчисленное число таких дверей, но не заходила внутрь, а только загядывала в узкую щелочку — что же там... Но в этот раз я не просто заглянула, а уверенно распахнула дверь настежь и вошла, ворвалась туда, вместе с Галькой уходила из города, вместе с Павликом грелась у костра...
Вот за это автору огромное человеческое спасибо, так творить дано не каждому. Писать для детей, не значит намеренно упрощать текст, 90% которого заполнять заплесневелым морализаторством, что и подтверждает своим творчеством Крапивин.
Дочь Самурая, 2 декабря 2023 г.
Столько хвалебных отзывов, а у меня впечатления какие-то неоднозначные. Возможно, если бы читала в подростковом возрасте больше бы увлекло и понравилось.
Сейчас все эти детишки со способностями, петли во времени параллельные миры кажутся слишком банальным, не впечатляют. Тем более когда показаны так просто, незамысловато и к тому же не особо важно для сюжета.
Так же есть вопросы по Гальке и жителям его города. Никто не вступился толком за пацана. Максимум не подписали. Это как умыть руки. Ваше решение не моё. Тут может и правильно что такого города не стало.
И Галька очень жесток. Готов мстить за то, что его выгнали. Приводит врагов. Да, потом меняет решение и спасает город, но осадок остался. И он тоже готов мстить всем, ни чем не отличить от других жителей. Не могу сказать, что он мне нравится, что вижу в этом романтизм и геройство. И не уверена, что это понравилось мне подростком.
Necrov, 11 октября 2020 г.
Повесть, которая непосредственно открывает цикл о Великом Кристалле, сразу ставит читателя в тупик. Что такое «Сфера» и «Кристалл-2», которые упоминаются в прологе? Конечно, после прочтения повести можно приблизительно догадаться, о чём идёт речь на этом заседании, но полного ответа повесть не даёт.
Большую часть повести занимают события легендарные: рассказ о городе Реттерхальме. В этой части она, пусть и не совсем вплотную, но смыкается с трилогией «В ночь большого прилива». Сейчас я всё больше склоняюсь к тому, что для меня цикл о «Великом Кристалле» начинается именно с неё, а «Выстрел с монитора» идёт под номером «два». Не по значимости или интересу, а просто хронологически.
И очень значима для всего творчества Крапивина фраза, которая звучит ближе к концу повести: «Города, которые предали своих детей, долго не живут». В той или иной степени, но она отражает судьбу многих и многих мест, о которых Владислав Петрович будет писать в дальнейшем.
Кроме того, именно здесь автор формулирует главные принципы общества Командоров, а также описывает их знак, отчеканенный на пуговице от старого мундира: «Якорь — символ надежды, скрещенные шпаги — эмблема чести и встающее солнце — душа всего живого на нашей планете».
Вообще, как я заметил, у Владислава Петровича довольно много моментов, которые кочуют из книги в книгу. Вот и тут, как мне кажется,
Я уже не говорю о том, что здесь появляется ряд мест и персонажей, которые будут упоминаться во всём цикле. И то, что здесь мы можем одновременно видеть
В целом, от повести остались очень приятные впечатления. Главным образом вызывает уважение и преклонение сама идея Командорства. Я не могу сказать, что очень начитан в плане детской литературы (или, скорее, литературы о детях), но даже подумав, не могу припомнить, чтобы где-то была так же ясно и чётко идея общества, посвятившего себя охране детства (в частности, детей обладающих «Даром», «детях-койво»). Вероятно, какие-то фрагменты этого явления можно найти в «Гадких лебедях» Стругацких и даже, если очень сильно постараться, в «Куколках» Уиндема. Но, в отличие от крапивинских произведений, там нет ни капли сострадания. Только логика, польза и месть всему остальному миру.
В отличие от них, Галиен Тукк не опустился до мести и предательства. Пускай даже сначала и казалось, что он ходит в опасной близости от этой черты, но в конечном итоге он находит в себе силы, чтобы простить, и возможность, чтобы предотвратить вред, который он чуть не нанёс своему городу.
strannik102, 6 сентября 2020 г.
Романтика героизма. Хотя тут всё сложнее...
Для ввода в тему (и для запутывания читателя) автор написал кратенький пролог, который ничего не объясняет (конкретно для этой повести), но зато сразу даёт понять о масштабе рассматриваемых смыслов и сутей.
Сама повесть представляет коротенький многовариантный квест — квест на физическом уровне (главный герой повести едет домой, вернее, добирается), квест в пространственно-временном континууме (нам аккуратно вбрасывают понятие Кристалла Мироздания, а также закручивают петлю во Времени, квест в исторических событиях (хотя на самом деле трудно сказать, были ли описанные мониторные события в этой грани Кристалла, или они происходили в другой «плоскости» Мироздания, и тогда говорить о каком-то историзме попросту не приходится), квест героический, квест гуманистический…
Но всё это взрослое, холодное и скучное, сплошные размышлизмы. А на самом деле эта повесть попросту нацелена на то, что есть в человеке хорошее и благородное, доброе и светлое, возвышенное и романтическое, рыцарское и просто Человеческое. И когда читаешь эту повесть уже не с позиции взрослого человека, а так, как читал бы её ты сам в возрасте этак на полвека помладше, то и удивляешься и радуешься, и страшишься и отваживаешься, и сомневаешься и решаешься — в общем, делаешь всё то, что делал главный герой повести мальчишка по имени Галлиен Тукк и что делал и был готов сделать мальчишка по имени Павлик.
Вообще эта тема — мальчика-героя, трубача или горниста или барабанщика или ещё какого-то мальчишки, спасшего армию (город, отряд…) то и дело возникает у разных писателей. Ну, вот если навскидку, то Аркадий Гайдар с его Мальчишем-Кибальчишем и со всеми другими его обычными геройскими пацанами. А Крапивин просто переводит древнюю как мир тему из старого напева на новый более современный мотив. Потому что у каждого времени свои герои и если раньше мальчишка в будёновке был примером для многих ребят, то нынче это уже должен быть новый герой. Однако суть от этих перемен не меняется.
Гиннунгагап, 29 мая 2019 г.
Очень жаль что книжка не попала ко мне в руки в том же возрасте что и главный герой произведения. Очень приятная, немного отдающая прогрессорством из «полдня», правда немного в меньших масштабах книга. Вопреки ожиданиям книга не детская, точнее подойдет она как подростку, так и более зрелому читателю способному не только оценить поступки героя со своей стороны, но и погрузится отчасти и в свои юношеские годы.
В целом книга оставила после себя «теплое-ламповое», ностальгическое послевкусие и интерес с дальнейшим событиям цикла.
saddlefast, 19 апреля 2011 г.
Повесть Крапивина «Выстрел с монитора» написана в стилистике «история в истории». Это довольно нередкий литературный прием – по ходу сюжета один из персонажей рассказывает другой сюжет, другую выдуманную историю. А может, и не выдуманную, — как отличить выдумку от реальности в пространстве литературы, где все действующие лица – только лишь персонажи. Однако, мы же, бывает, верим, переживаем и сострадаем этим выдуманным героям не меньше, чем живым людям.
Структура повести такова. Есть «наш мир» — советская реальность эпохи восьмидесятых. Пацан из этого мира знакомится с представителем иной реальности – Командором. Тот читает парню текст о жизни пацана из этого параллельного мира. Этот текст он осторожно называет сказкой, да такой сказкой, в которой не все вымысел.
В руках у мальчика оказывается монетка – вещественный знак из параллельного мира. Мальчик едет домой на пароходике, и по берегам заштатных краев средней России словно виднеются контуры замков и городов параллельного мира, описанного в повести незнакомца. Замыкается на само себя не только дважды отраженное в себе литературное пространство Крапивина, но и замыкается в мебиусову ленту время этого произведения.
Герои взаимно отражаются в двух слоях времени, идущих изначально параллельно, но связанных в кольцо в точке перехода монетки из рук мальчика-слушателя-истории-в-первом времени и мальчика-слушателя-истории-во-втором времени.
Всякий «рассказ в рассказе» ярко иллюстрирует проблему соотношения реальности и вымысла. Придуманные персонажи придумывают своих персонажей: а литературное пространство начинает умножаться само на себя, становится словно зеркалом, в котором отражено еще одно зеркало, и так до бесконечности. Два сюжета пересекаются, отражаются друг в друге, отсылают друг к другу, и персонажи узнают себя в других персонажах, переживают свои проблемы, постигая судьбу выдуманных лиц.
В этом произведении есть достаточно сложная структура и пространства и времени. Топосы литературного мира Крапивина – это не стабильные платформы привычного мира «единственной реальности». Это призрачные отблески радужных огней иных параллельных реальностей друг в друге, находящиеся в параллельных и отраженных друг в друге временах. Внезапно в провинциальном городке средней полосы при особом угле зрения становится видна иная реальность – массивные городские средневековые стены, стройные готические арки, статуи древних героев.
Искривление, зеркальная натяженность, «мебиусоподобность» литературного пространства Крапивина достигает тут своего наибольшего развития. Этот писатель всегда отличался большой вдумчивостью во всем, что касается детализации выдуманного мира: его «вселенная»наполнена большим количеством взаимных отсылок разных рассказанных им историй друг на друга, иногда мы только из другого произведения Крапивина узнаем о подлинном смысле того или иного события, мельком упомянутого в другом романе.
В литературном мире Крапивина реальность представлена в виде бесконечногранника. А мы словно живем только на одной грани универсума. А литературный мир Крапивина как бы открывает иные, неведомые грани мира, которые позволяют более четко настроить нашу оптику наблюдения за нашим собственным миром. Как в повести «Выстрел с монитора» история мальчика из параллельного мира Галлиена становится точкой роста характера мальчика из нашего мира, услышавшего ее от таинственного незнакомца из параллельного мира — так метафизика выдуманных миров становится практической наукой, этикой реальных поступков в этом мире, а сказка становится до боли реалистичным обсуждением темы ответственности человека за себя и за других.
mputnik, 8 мая 2019 г.
Характерная для Крапивина книжка — можно рассматривать в качестве рекламного образца специфического крапивинского стиля: и не сказка, и не притча, и не твёрдая НФ, но — в то же время — и первое, и второе, и третье.
Как сон. Потому как только во сне возможны такие плавные переходы от действительности к действительности, каждая из которых — вполне себе реальная, но — в то же время — исключает наличие аналогов по банальным причинам. Да, только во сне Сознание не восстаёт против таких нелогичных метаморфоз. Во сне. И — в книжках Крапивина.
Вряд ли можно воспринимать такие книги формально — на основании формального сюжета. Оный сюжет — всего лишь некая ось повествования, вокруг которой вращается некая логика происходящего. Детали — могут меняться. Более того — их можно менять самостоятельно, зависит от индивидуального воображения. Ежели же — все-таки — о некой философии такового «фокуса» задумываться, то — оная философия весьма схожа с изложенной в тексте Валентиновна «Капитан Филибер».
И тем не менее. Чтобы не толочь воду в ступе — процитируем со школьного сайта: «...школьник, возвращающийся на речном пароходе от родственницы, выслушивает от случайного пожилого попутчика историю о событиях, происходивших в местах, по которым сейчас проплывает пароход. О городе, который стоял в этих местах, и о его жителе — мальчике Гальке, спасшего город от вражеской бомбардировке с монитора... Сойдя с парохода из-за поломки мальчик попадает в петлю времени, в то самое время, того самого вражеского рейда...».
Короче, уважаемый потенциальный читатель, это шикарное чтиво. Если ты, конечно, не повзрослел настолько, что перестал себя чувствовать ребёнком. В душе
bbg, 9 февраля 2019 г.
Весьма неплохо. Правда, немножко слишком заморочено в финале. Событийные закольцовки не выглядят надуманными, но, как мне кажется, это, всё-таки, слишком. Хотя, ничего не могу сказать, эмоция в этой повести звенит.
Pastor, 2 сентября 2018 г.
Замечательная, яркая книга. В ней как-будто ожили мечты моего детства, о военном корабле тихонько плывущем по узкой речке, о героическом мальчике, о жизни и отношениях. Очень достойно, хотя книга скорее для юношества. Читается легко. Рекомендую.
SunnyShining, 28 февраля 2015 г.
Если Вы собираетесь прочесть эту часть цикла о Великом кристалле только для того, чтобы не быть потерянным в Гуси-гуси, то скажу, что да, стоит ее прочесть. Первые части цикла сильно разделены по сюжету. Но вам скорее всего захочется прочесть цикл целиком — хотя бы потому что в последующих частях Вы узнаете о дальнейших судьбах главных героев.
Эта книга вводная, хотя в ней и рассказана целостная история. Уровень интереса — детско-юношеский, но читается легко.
sandyanf, 27 февраля 2015 г.
Думаю, что данное произведение лучшее в цикле о «Великом Кристалле». Здесь начинаются все основные сюжетные линии и без прочтения данного произведения остальные будут не очень понятны. Именно здесь происходят самые загадочные и удивительные события — петли во времени, удивительные воздействия на материальные объекты как следствие наивысшего эмоционального напряжения героев. Ничего не происходит просто так, всегда и во всём есть смысл. Данное произведение мне показалось наиболее продуманным и насыщенным событиями и загадками. Читал в детстве не один раз, да и сейчас во взрослом возрасте остаётся очень интересным и эмоционально насыщенными, прямо окунаешься в детские переживания, сталкиваясь с удивительными и в то же время приятными загадками, понимаешь, как важны семейные ценности, любовь родителей к детям. В детском возрасте мы не ценим этого, только с взрослением понимаешь важность любви близких людей.
Kalkin, 24 июля 2009 г.
Тематика произведений Крапивина с течением времени почти не меняется. С завидной последовательностью автор исследует один и тот же мир – мир детства и всего того, что с ним связано. Ребята с необычными способностями – вот главные герои его произведений, и эта повесть не исключение.
Для чтения таких книг во взрослом возрасте нужен особый настрой. Время от времени, когда устаешь от забот и проблем, когда хочется доброты и искренности, возникает потребность очутиться в мире забытых легенд и сказаний. Однобокость такого мира кажется неважной, когда душа просит противовеса жестокой честности иных произведений.
Структура произведения очень проста — это история в истории. Внешний слой образован историей из нашей реальности, рассказом о встрече двух незнакомых людей на старом пароходе, пожилого пассажира и 12-летнего мальчика.
Внутренний слой – это легенда о Реттерхальме, городке на берегу реки, в котором жил мальчишка Галька Тукк, и не подозревавший о том, что ему предстоит совершить подвиг. Жизнь города показана через призму детского восприятия, а выполненные с любовью рассказы о нем словно подбивают читателя самому побывать в Реттерхальме. Странно, но облик города кажется смутно знакомым даже тем, кто никогда о нем раньше не слышал…
Две истории скомбинированы просто, но их взаимосвязь дает особый, неожиданный эффект. Наш мир – истина для нас, в то время как мир Реттерхальма относится к чужой грани Кристалла. Мы знаем о несовершенстве нашего мира, но иногда все равно надеемся на чудо. А где, как не в альтернативном мире, проще всего искать чудо? Так фантастика в этой повести уступает место сказке.
Плывет по реке старый пароход, и вот уже внешний слой произведения становится не так просто отделить от внутреннего. Судьбы героев, легендарных и реальных, сплетаются все сильнее…
В этой книге нет ни анализа социальных проблем, ни изучения последствий деятельности командоров – словом, всего того, что займет свое место в дальнейших повестях о мире Кристалла. Ничего лишнего, только незамутненная легенда-быль о городе Реттерхальме, мальчишке Гальке и Первом Командоре.
jdeep, 14 декабря 2011 г.
Отличная сказка-легенда о самопожертвовании, дружбе, надежде и мечтах.
Жаль, что не получилось прочитать все произведения Крапивина в подростковом возрасте, думаю был бы больше впечатлен «Выстрелом...». Но и для меня теперешнего история о мальчике-герое стала захватывающей и вдохновляющей. Хотелось бы надеяться, что и сегодня и в нашем мире есть достаточное количество людей похожих на Галиена Тукка, которые в трудный момент станут на пути зла и несправедливости.