Роберт Янг «Глиняный пригород»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Темпоральная фантастика, хроноопера | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Неопределённое время действия
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Роджер Норбрук изобрел машину времени, но, запутавшись во временных петлях, расчетверился и решил сам себя убить.
Номинировался на «Locus» в 1976г. — 13 место.
Входит в:
— антологию «The Best Science Fiction of the Year #5», 1976 г.
— антологию «L'assassin habite au XXIe siècle», 1987 г.
- /языки:
- русский (3), английский (3), французский (1)
- /тип:
- книги (6), самиздат (1)
- /перевод:
- П.-П. Дюрастанти (1), О. Колесников (2), Я. Лошакова (1)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
romanpetr, 30 марта 2021 г.
Не рассказ, а целый ребус преподнёс Роберт Янг своим «Глиняным пригородом». Скажу сразу, быстро здесь не разберёшься — автор сплел хорошую «паутину» — нужно немного поразмыслить. Сначала даже показалось, что что-то в тексте напутано, ибо разчетверенный герой ведет себя, куда уж, как странно. Казалось все просто главный герой рассказа Роджер Норбрук изобрел машину времени, но в результате экспериментальных перемещений «распочковал» себя на несколько личностей существующих, почти в одно и то же время. Разница такая, что каждая его отдельно взятая копия обладает собственной индивидуальностью со своими навязчивыми идеями. Описание их действий, или вернее история одного убийства, является основной сюжетной линией, которая перемежается монологами , как исходной личности , так и последующих «братьев».
Отмечу тот факт, что Янг в рассказе предъявил небольшую подсказку связанную с изобретением машины времени, которая связана непосредственно с детством главного героя и объясняет многое произошедшее в истории.
Удивительно, но данное произведение выдвигалось на премию «Локус» в 1976 году, хотя у Янга есть гораздо более весомые и сильные рассказы и повести. В этом психологическом рассказе — главное не запутаться!
mr_logika, 23 марта 2016 г.
— Перестань полоскать горло! — заорал я, наконец, потеряв терпение. — Дорога каждая минута — выходи немедленно, починим рули! — Для этого я тебе не нужен, — флегматично ответил он. — Где-то там должен быть четверговый, иди с ним.. — Какой ещё четверговый? Это невозможно...
— Наверное, я лучше знаю, возможно это или нет. Я-то уже в пятнице и, стало быть, пережил и твою среду и его четверг... Ощущая лёгкое головокружение, я отошёл от двери...
С.Лем «Звёздные дневники Ийона Тихого»
Автор сделал всё возможное *, чтобы читателю было крайне трудно разобраться в том, что делают три оставшиеся реинкарнации Норбрука в то время, когда третья из пяти убивает вторую. Квазитехническая абракадабра, с помощью которой описывается в рассказе работа машины времени, наводит на мысль, что рассказ этот — пародия на произведения на тему перемещений во времени. Получилось всё-таки не так удачно, как у Лема, возможно, потому, что «вечерняя катодная избыточность просто притупила» разум автора. Но один из эпизодов рассказа столь оригинален, что после этих строк читатель может и простить автору некоторую затемнённость сюжета.**
Это та сцена, где Роджер Норбрук слушает по радио полицейскую хронику. Диктор рассказывает об обстоятельствах убийства Роджера Норбрука Роджером Норбруком прошедшей ночью. Слушая всё это, живой и здоровый Роджер Норбрук одевается, чтобы отправиться на 12 часов в прошлое с целью хорошо повеселиться, не зная, разумеется, что убитым окажется именно он. Неплохо придумано. Но это не всё. Одна из пяти реинкарнаций Норбрука, а именно Норбрук Д ***, неизвестно где находящаяся, никакого участия в событиях не принимающая, а только их комментирующая, высказывает довольно неожиданные соображения о том, чем является в сущности машина времени Роджера Норбрука, этого гения с тяжёлой наследственностью, и каков истинный мотив её изобретения. У Янга немало вещей связано с этой неисчерпаемой темой. Поэтому рассказ выглядит, как удачная попытка поиронизировать по поводу самого себя.
*) Да ещё типография либо изготовитель диапозитивов в меру своей компетентности и профессионализма помогли автору, напечатав на стр. 361 книги, изображённой на этой странице сайта, «Суббота 23.55. Роджер Норбрук В» вместо «Суббота 23.55. Роджер Норбрук Б», что почти невозможно уловить при первом чтении. Хочу подчеркнуть, что в произведениях на такую тему путаница сверх необходимости категорически недопустима.
**) Из текста рассказа следует, что ГГ испытывает синдром раздвоения личности, причём одна из этих личностей ненавидит другую.
***) Существует ещё и Норбрук Г, который тоже выступает только в качестве комментатора, тоже находясь неизвестно где...за исключением финала рассказа, в котором, похоже, именно его душа «нагая воспарила к небесам.» Здесь у меня опять появилось подозрение в правильности указанной литеры Норбрука (Г), но проведённое расследование результата не дало.
vam-1970, 18 февраля 2016 г.
Головоломка для чтения вечером — парадокс времени при путешествиях 4-х одинаковых личностей. Задана цель -убить самого себя в 4-х ипостасях -и смотрим — как это получается.