Роберт Янг «Впадина Минданао»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Темпоральная фантастика, хроноопера | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Философское
- Место действия: Наш мир (Земля)
- Время действия: Дочеловеческие времена
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Если переместиться в прошлое и наблюдать великие исторические события вживую, часто они оказываются лишены того драматизма, которым их наделили историки последующих поколений. Капитана Старфайндера это всегда разочаровывало. И однажды он решил посетить историческое событие, которое ещё не описывал никто из историков – первородный Взрыв.
Входит в:
— цикл «Космический кит» > сборник «Старфайндер», 1980 г.
— журнал «The Magazine of Fantasy & Science Fiction, March 1980», 1980 г.
- /языки:
- русский (3), английский (2)
- /тип:
- книги (2), периодика (1), самиздат (2)
- /перевод:
- О. Колесников (3)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
mr_logika, 27 апреля 2016 г.
«Говорят, что труд убивает время; но сие последнее, нисколько от этого не уменьшаяся, продолжает служить человечеству и всей вселенной постоянно в одинаковой полноте и непрерывности.»
Козьма Прутков.
Самый фантастический и в то же время философско-юмористический рассказ Янга. Зная о теории Большого Взрыва, Старфайндер пускается в рискованное (надеясь, правда, на инстинкт самосохранения кита Чарли) путешествие к началу Времени, к точке отсчёта существования нашей Вселенной. И достигает этой точки! При этом он оказывается в системе пересекающихся бесконечностей, состоящих из эшеровского типа ограниченных пространств. Напоминает ли эта система застывший процесс деления клетки? Ни в коем случае, т.к. эти ограниченные пространства (конкретно — бесконечная череда пресс-папье) состоят из существенно различающихся по размеру областей. Старфайндер начинает исследовать место, в котором оказался. (Интересно, что небольшую подсказку ему даёт четверостишие (рубаи) Омара Хайяма. Этот капитан космического корабля человек действительно высокой культуры.) Скорее всего, это подобие странного аттрактора символизирует три пространственных и одно временное измерения. Символом последнего служит последовательность моделей кита, т.к. именно кит является средством, позволяющим Старфайндеру перемещаться во времени. Обстановка там проще некуда, но в этом аскетическом интерьере совмещаются различные эпохи — голографический портрет девушки соседствует с торчащим из чернильницы гусиным пером. Манускрипт, в котором Старфайндер не смог понять ни слова, хотя и узнал свой почерк, не что иное, как книга его жизни, написанная им самим (а кем же ещё?).
Что всё это может означать? Слова Канта из «Критики чистого разума», которые вспоминает Старфайндер, ничего не объясняют — «о вещи в себе, лежащей в основе явлений, невозможно сказать ничего.» Но есть другое объяснение, которое теоретически мог иметь в виду Янг. Ко времени написания этого рассказа теоремы Гёделя о неполноте были уже давно доказаны. Применительно к космологии, эти теоремы могут означать, что, находясь внутри системы, невозможно понять, что она представляет собой в целом, иначе говоря, какова она при взгляде извне. Думал ли Янг о теоремах Гёделя, как о доказательстве принципиальной непознаваемости мироздания? Об этом мы никогда не узнаем.
Возвращаясь с небес на землю (!), замечу ещё, что, видя в голограмме девушки со шрамиками намёк на своё будущее, Старфайндер почему-то не связывает голубоглазую девушку с недавним появлением около себя девочки Кили. Шрамы мешают? Но, возможно, они связаны с какими-то уроками в школе, куда она ходит. Например, с уроками химии.* В конце рассказа, когда Старфайндер уже пришёл к выводу, что Мироздание построено без всякого плана и что жизнь его самого, кита и Кили нерасторжима — в этот момент он задаёт киту один из самых глупых вопросов в своей жизни. Он спрашивает кита, кто эта девушка на голо-фото?! Что хотел сказать этим Автор? Возможно, лишь то, что мозг и психика бывалого капитана несколько перегружены последними событиями и открытиями. Молчание кита многозначительно. Он всё знает, но заглядывать в ещё не наступившее будущее против правил.
Пожалуй, к первой фразе этой заметки можно добавить, что этот рассказ ещё и самый умный в сборнике. В нём много загадок и, соответственно, информации к размышлению. Да её и помимо загадок не мало. Поэтому, хотя и чуточку натянутая, но всё-таки десятка.
*) А может быть подралась, когда килькой дразнили...
vam-1970, 20 февраля 2016 г.
Продолжение рассказа «Высшие буржуа». Читатель подготовлен уже первым рассказом и начинается путешествие к началу времен -Началу Вселенной. И гениальная мысль заложена -Большой взрыв -это не взрыв, а зарождение жизни методом деления клетки -но Янг это по своему изобразил. Как из малого получается большое. Редкая идея — наша Вселенная возникла и развивается как клетка организма.
drogozin, 30 октября 2008 г.
Совершенно непонятно, зачем надо было городить огород с путешествием ко времени большого взрыва ради такой невнятной концовки.
Когда герой прошёл до дна времени и оказался в некой комнате было очень и очень интересно, а в конце – ничего. Банальные рассуждения о нашем месте в мире. Создаётся ощущение, что автор просто не знал, как закончить рассказ (где была замечательная задумка – 6 только за неё).
ПС: В очередной раз удалось порадоваться за незамутнённый патриотизм американцев, которые совершенно искренне ставят такие события Войны за независимость как повешение Натана Хейла, битву за Банкер-хилл и речь какого-то политика в Вирджинском доме собраний, где говорились пафосные слова, на одну полку по значимости с Большим Взрывом.