Карен Армстронг «Краткая история мифа»
Человек существо мыслящее и пытливое, и он хочет знать что, как и почему. Но на многие вопросы ответов у него не было, и тогда на помощь пришла фантазия, позволяющая человеку вписать свою жизнь в рамки более обширного целого, систему, лежащую в основе бытия...
Входит в:
— условный цикл «Проект «Мифы»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Seidhe, 9 июня 2017 г.
В 2005 году британское издательство «Canongate books» обратилось к писателям из разных стран с предложением написать авторскую версию любого известного мифа. Так появился международный издательский проект «Canongate Myth», в котором приняли участие многие именитые авторы, такие как М.Этвуд, А.Байетт, М.Фейбер или Ф.Пулман. От России, кстати, в проекте поучаствовал не кто-нибудь, а сам Виктор Пелевин со своим «Креатиффом о Тесее и Минотавре».
Заглавной же книгой данного проекта и своеобразным предисловием к будущим книгам стало эссе Карен Армстронг «Краткая история мифа». Аннотация интриговала: «Эссе госпожи Армстронг – это захватывающее исследование развития мировой культуры, религии и человеческого сознания с древнейших времен палеолита до сегодняшнего дня. Ведь, как и любой продукт художественной мысли, миф на протяжении тысячелетий служит для воплощения и вымещения наших страхов, желаний, проблем''. Ещё больший оптимизм внушало количество изданных на русском книг автора и статья из Википедии, в которой госпожа Армстронг была представлена как «британский религиовед, философ и публицист, получившая широкое признание в области сравнительного религиоведения». А уж когда я узнал, что в день своего выхода 21 октября 2005 года книга «Краткая история мифа» создала небывалый издательский прецедент — одновременно появилась в 33 странах и на 28 языках — я и вовсе ожидал чего-то сногсшибательного...
В итоге — сплошное разочарование. Посовещавшись с уважаемыми коллегами-лаборантами, могу охарактеризовать эту поделку только одной фразой: «впечатления не произвела, невнятно как-то». При этом, понятно, разумеется, что автор была ограничена объёмом и писала всё-таки предисловие к литературному проекту, не более того, но как-то совсем уж бледненько получилось. По сути, всё эссе — это пересказ основных идей работ М.Элиаде и Дж.Кэмпбелла, разбавленный рассуждениями К.Ясперса об «осевом времени» применительно к мифологическим традициям, в первой части; и рассуждения о том, что современными мифотворцами стали писатели и другие деятели культуры — во второй. Для вступления к литературному проекту, может, и достаточно, если бы не одно но: в тоненькой книжке на 150 страниц уменьшенного формата госпожа Армстронг допускает такое количество откровенных ляпов, наивно рассуждая о мифологии и истории, что просто диву даёшься. Не буду утомлять перечислением и придираться к мелочам, приведу лишь одну цитату:
«Китайскую мифологию мы до сих пор не затрагивали потому, что китайцы не слагали историй о богах. У них нет мифов о Божественных войнах, умирающих богах и священных бракосочетаниях; нет ни официально признанных пантеонов, ни космогонических мифов, ни антропоморфных богов».
И это пишет «британский религиовед, философ и публицист, получившая широкое признание в области сравнительного религиоведения»? Причём буквально парой десятков страниц ранее чёрным по белому написано: «В китайском мифе творения другой великан, Паньгу, 36 тысяч лет созидает Вселенную и в конце-концов умирает, изнурённый непосильным трудом». Интересно, что это, по мнению автора, если не космогонический миф? Да и вообще любопытно — а о чём, по мнению госпожи Армстронг, получившей широкую известность «в области сравнительного религиоведения», повествуют книги о китайской мифологии, которых даже в моей, далеко не профессорской, библиотеке имеется три штуки? Китайцы-то, оказывается, не слагали историй о богах! =)))
Одним словом, если соберётесь читать романы проекта «Canongate Myth», половина из которых издавалась на русском, эссе Армстронг можно и прочитать, потратить пару-тройку часов. Если же хотите чего-то по истории зарождения религии и мифологии — почитайте лучше Дж.Кэмпбелла, М.Элиаде или «Ранние формы религии» С.А.Токарева, они куда более научны и информативны.