Юлиан Семёнов «Приказано выжить»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое | Военное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Центральная Европа | Западная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Спецслужбы
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Весна 1945 года. Дни Третьего рейха фашистской Германии сочтены. Советский разведчик полковник Максим Исаев по распоряжению Центра вновь возвращается в Берлин. Исаев блестяще справляется с заданием, но такова уж судьба у разведчиков: внезапный арест, побег, тяжелейшее ранение, вынужденный переезд в Италию, а затем в Испанию на долгие месяцы разделяют его с Родиной — победительницей…
Первая публикация: журнал «Москва», 1983, № 7, 8.
Входит в:
— цикл «Политические хроники»
— журнал «Роман-газета, 1984, № 13», 1984 г.
— журнал «Подвиг 1986'02», 1986 г.
— сборник «Позиция», 1987 г.
— «Словесность. Тексты», 2004 г.
- /языки:
- русский (21), украинский (1), узбекский (1)
- /тип:
- книги (18), периодика (2), самиздат (2), аудиокниги (1)
- /перевод:
- А. Абдумажидов (1), Н.П. Орлова (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Gourmand, 5 сентября 2021 г.
Не понравилось. Все строят хитроумные планы, а Штирлиц на побегушках. Не герой, а собачонка.
Далее, в романе слишком много случайностей. Финал из-за этого получился непонятно какой. Игра Мюллера с СССР оборвана. Да и вообще Центр показан каким-то бесхребетным, Сталин — беспомощным склочником, а Советская Армия — тупой машиной наступления. Зачем так?
Интересна часть про американцев. Вот тут жизнь есть! Гувер со своими интересами, Даллес — со своими, тайные организации, финансирование капиталистами, противостояние с президентом — захватывающее чтение. Красиво выстроено понимание ошибки Рузвельтом. Значительно сильнее, чем германский штаб.
Франция попалась немного, но тоже интересно. И с Голлем, и с Кюри.
Куда-то пропали Великобритания. А ведь там наверняка тоже были свои интриги. Где хитроумный Черчилль?
В целом роман так себе. Половину можно спокойно выкинуть, оставив только интриги внутри союзников.
P.S. объём романа в 1,5 раза больше, чем 17МВ, 800 килознаков против 500 килознаков.
strannik102, 2 апреля 2021 г.
Штирлиц возвращался в Берлин...
Фильм «Семнадцать мгновений весны» заканчивается на том, что Штирлиц, отправив Кет с детьми поездом на родину, возвращается в Берлин. Возвращается, ибо ещё не закончилась война, и ещё живы и Гитлер, и германский (и прочий) фашизм и нацизм, живы все эти гиммлеры-кальтенбрунеры-шелленберги и прочие геринги с мюллерами, и потому надо продолжать работу разведчика, добывать бесценную и порой уникальную информацию из самого гнезда. И просьба-приказ о возвращении сопровождался напутствием — надо выжить!
Действие романа разворачивается в последнюю декаду марта — апреле 1945 года. И основным содержанием и сутью всех происходивших тогда событий стала Большая Игра — игра Гиммлера с западными союзниками, игра Даллеса и Донована как с немцами, так и с противниками президента Рузвельта внутри США, игра Геринга и Кессельринга, игра Гелена, игра Мюллера и Бормана, игра западных демократий за судьбу Европы без советского влияния, игра Штирлица за выживание и за победу нашей страны в войне и за установление справедливого мира. Практически все высшие нацистские чины и бонзы ведут самую важную для них игру, которая так же, как и игра Штирлица, имеет конечной целью выживание. Выжить любой ценой — ценой предательства, убийства Гитлера, сговора с американцами и англичанами, продажи секретов атомных исследований и технологий самолётов-снарядов (ФАУ-1) и ракет (ФАУ-2)… И не только выжить самим, но и сохранить влияние нацизма и фашизма, сохранить глубоко законспирированных преданных идеям нацизма людей и саму организацию ОДЕССа. С тем, чтобы спустя какое-то время и возродить влияние, и завоевать сердца и умы людей и вновь попытаться забрать власть в мире.
Если предыдущие книги в большей части рассказывали нам о военно-политических интригах и заговорах, то здесь уже о политических моментах рассказывается больше, а военная составляющая идёт на убыль — политика явно выходит на первый план. И потому в книге довольно много информации о движущих силах политических течений и партий того времени, в большей степени американских, но и отчасти европейские игроки тоже названы. И потому роман может показаться менее приключенческим, менее развлекательным. Но ведь книга-то не про приключения советского рэмбо...
А Штирлиц… раз есть продолжение цикла, то, значит, Штирлиц остался жив, и что с ним будет дальше, узнаем из романов под общим названием «Экспансия».
NIKItoS1989, 15 июля 2021 г.
Продолжение знаменитых 17 мгновений весны. События происходят прямо после окончания предыдущей книги. Нам предстаёт старый знакомый враг — Мюллер. Предстаёт теперь в максимальной своей беспринципности и безжалостности — он подстраивает убийство собственного сына, который уличён в антипатии режиму. При этом делая всё так, будто сын погиб от удара советских войск.
Идёт политическая борьба, в которой шеф гестапо хочет получить у армейских доступ к Красной Библии — сборнику компромата на советских высших чинов, которая скоро может понадобиться.
Штирлиц тоже возвращается в игру. Удивительно читать о том, что Штирлиц рассуждает, как немцы обманулись и поверили в идеи НДСАП, возложив вину за нехватку масла и хлеба на евреев, цыган и Коминтерн, в то же время наши современные соотечественники охотно верят, что в низкой зарплате виноваты американцы и Обама чуть ли не в подъезде ссыт.
Но, впрочем, не будем отходить в сторону. Мы видим продолжение сюжета предыдущей книги — Максим рассуждает о том, где он прокололся, вспоминает погибшего Плейшнера. Планирует встречу с Борманом, чтоб продолжить начатое сотрудничество.
Последующая беседа Штирлица с Мюллером очередной образчик семёновского «экшна в диалогах», автор мастерски умеет создать в беседе персонажей настоящую баталию, тем самым компенсируя малое число настоящих экшн-сцен в своих книгах.
Любопытно, что Штирлиц вспоминает стихи Пастернака. Хотя год написания книги — 1983, наверное тогда уже стало можно.
История ЦРУ, созданного из представителей финансово-промышленных групп — выглядит весьма конспирологично. Хотя весьма интригует... правда временами начинаешь путаться.
Автор, рисует нам очень однозначных плохих цру-шников и хорошего Рузвельта. Очень упрощая картинку и натягивая точную оценку чёрного и белого. В то время как в жизни всё было совсем не так ясно и просто, но это всё-таки художественная литература, пусть и в некотором роде квазиисторическая. Особенно, бедный Даллес, несуществующим планом которого конспирологически настроенная публика запуталась всех так, что многие даже здравые люди начали в него верить...
Интересна борьба Штирлица и Мюллера, все их эти словесные пируэты. Мюллер пытается понять своего визави, на самом деле не понимая. Но это не мешает ему раскинуть свою паучью сеть вокруг Максима.
Образ шпионки Драгмар — в типичном для автора стиле — жертвенность, слабость, покорность и верность. Привлекает, но не вызывает того восторга, как Лада из Альтернативы или даже Ингрид из Третей карты.
Чем дальше читаешь, тем более бьёт по глазам политизированность этой книги, очень сильно вяжущаяся с нашей нынешней повесткой — пиндосы враги, везде заговоры, предательства, верить западным партнёрам нельзя и прочее-прочее... это начинает прямо-таки раздражать, всё-таки садился читать шпионский триллер, а не какой-нибудь памфлет, но эти черты романа к сожалению никуда не выкинуть.
Описание Америки, в которой пришёл к власти Рузвельт, той Америки, времен Великой депрессии — это практически зеркало нашей страны, полицейское насилие к митингующим, посадки оппозиционеров, при этом обогащение элит, приближённых к государственному аппарату. В противовес им Рузвельт, словно рыцарь в сияющих доспехах!
Символично в романе сквозит по тексту мысль о выживании — которая есть в названии. Выжить нужно всем — и Штирлицу, ему это приказано, и Мюллеру, Шелленбергу, Борману и другим немцам. И каждый делает для выживания то, что считает должным. Но получиться далеко не у всех, хотя это даже не спойлер — ведь любой может почитать об истории и узнать имена подсудимых на Нюрнбергском процессе, а также имена не доживших до него...
Если отбросить пропагандистские посылы, которые меня откровенно раздражали — то это сильный роман. Достойное продолжение, после которого хочется читать последующие книги, что я и собираюсь делать.
ii00429935, 21 февраля 2018 г.
Приятный бонус к культовому роману «17 мгновений весны». Самостоятельная ценность этой истории не велика, но, безусловно, книга вышла динамичной и увлекательной. Чего не скажешь о более поздних частях саги о Штрилице.
Итак, после срыва переговоров Вольфа с Даллесом и спасения радистки Кэт Максим Максимович Исаев возвращается в Берлин. Он едет на верную гибель... Вообще «Приказано выжить» в своём роде уникальная книга о провалившемся разведчике. Главным кукловодом тут выступает Мюллер. Теперь шеф гестапо точно знает, что Штирлиц работает на русских, но намерен использовать его в своей многоходовой комбинации. И только по воле Мюллера Исаев-Штрилиц ещё жив. Именно уязвимость главного героя выделяет «Приказано выжить» в океане шпионской литературы. Штирлица мы видим растерянным и даже плачущим! И это дорогого стоит.
А вот чего роману не хватает, так это новых ярких персонажей. Красотка Дагмар? Её появление слишком мимолетно. Генерал Гелен? Это функция, а не полнокровный персонаж. Возможно, писателю просто было некогда? По сюжету до штурма Берлина остаются считанные дни, тут не до раскрытия новых героев. Однако в объёмной трилогии «Экспансия» (о Штрилице в послевоенной Европе) ситуация заметно хуже. Философских разговоров в избытке, а вот с интересными персонажами напряженка... Увы!
P.S. Читая «Приказано выжить», я лишний раз убедился, что Юлиан Семёнов не просто детективщик. Одним метким словом обозначить ситуацию в стране может, наверное, только большой писатель. ХРУСТЕЛО — лейтмотив всей книги. В этом слове не только крах Третьего Рейха, но и предстоящее крушение советской империи.
Mishel5014, 2 апреля 2021 г.
Отличная повесть, продолжающая историю Исаева-Штирлица. Господа рецензенты уже хорошо ее охарактеризовали, так что я могу добавить разве что небольшой факт — существует советский радиоспектакль, озвученный актерами из «Мгновений». Штирлица озвучивает Тихонов, Мюллера — Броневой, Шелленберга — Табаков. Та же музыка, что и в фильме, впечатление бесподобное.
yemets, 30 марта 2018 г.
По моему скромному мнению, одно из лучших произведений о советском разведчике Исаеве-Штирлице, мне оно понравилось даже больше «Мгновений». Возвратившись в марте 45-го в Берлин Исаев практически в одиночку ведёт смертельную игру с всемогущим «Мюллером-гестапо». Номерные главы под названием «Вот как умеет работать гестапо!» дают представление, какой сильный это был враг. Интеллектуальная дуэль двух равных по силам противников Штирлица и Мюллера держит читателя в напряжении до самого финала. Под конец Мюллер все же переиграл Исаева. Но и тут случай как проявление закономерности, в виде танка Т- 34, который своими гусеницами перепахал чемодан с компроматом «Красной библии», перечеркнул замыслы нацистов. Если бы ещё не знать, что после «Приказано выжить» будет «Экспансия-3» и «Отчаяние». Вердикт: поклонникам творчества Юлиана Семёнова вообще, и особенно цикла о Владимирове-Исаеве-Штирлице читать обязательно.Наивысшая оценка.