Олесь Бердник «Катастрофа»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Роман-катастрофа )
- Общие характеристики: Приключенческое | Социальное
- Место действия: Вне Земли (Ненайденные (вымышленные) планеты | Астероиды, кометы и окраины Солнечной системы ) | Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Дочеловеческие времена | Неопределённое время действия | 20 век
- Сюжетные ходы: Контакт | Ксенофантастика | Техногенные катастрофы
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Ученые обнаружили огромный астероид, который должен столкнуться с Землей. С целью ликвидации опасности к нему был послан космический корабль, чтобы уничтожить его с помощью ядерных зарядов. Однако на его поверхности был обнаружен инопланетный летательный аппарат и замороженные тела двух существ. Одного из инопланетян удалось оживить…
В повесть включены фрагменты из более раннего романа О. Бердника «Cтріла часу»(1960).
В произведение входит:
|
Входит в:
— сборник «Серце Всесвіту», 1962 г.
— сборник «Сердце Вселенной», 1963 г.
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Sumy, 13 августа 2016 г.
В детстве эта повесть произвела на меня огромное впечатление. Но вот через пару лет после прочтения я наткнулся на статью Дмитрия Биленкина “Фантастика и подделка”, в которой среди прочих нещадно критиковались и произведения Бердника. И надо сказать, даже тогда я уже понимал, что критика была совершенно справедливой. Недавно перечитал “Катастрофу” и понял что Биленкин мог бы написать и более разгромную статью. Ибо количество глупостей в этой повести просто зашкаливает.
Вот Г.Г. возвращается в столицу от матери, которая живет в селе на Брянщине, и с удивлением замечает толпы людей у репродукторов. Далее следует диалог:
- Что случилось?
- А вы не знаете?
- Нет, я только что из села.
- Громадный астероид через месяц столкнется с Землей.
Черт возьми, люди вот-вот совершат полет на Марс, а жители глубинки и не подозревают, что в ближайшее время в Землю врежется астероид и наступит полный кирдык. А как же телевидение? А радио? А газеты? Тем более, что информация не засекречена и об этом хорошо знают жители столицы.
Дальше ещё интересней. На астероиде Г.Г. обнаруживает инопланетный космический корабль по размерам превышающий его ракету. Поступает команда доставить его на Землю. Как бы вы это сделали? Вот и ошиблись, всё гораздо проще. Тросы и только тросы могут помочь в выполнении этого дела. Г.Г. привязывает инопланетный корабль к своей ракете и так транспортирует его к Земле.
Впрочем, в этой повести Бердник в какой-то степени предвосхитил идеи “Хищных вещей века'' Стругацких. По-моему, идея, что обеспечение всех материальных потребностей не обязательно приводят к всеобщему благоденствию, впервые прозвучала именно в этом произведении.
Сам то я, пожалуй, ещё не раз перечитаю эту повесь. Ностальгия знаете ли. Но вот советовать это произведение к прочтению я мог бы только ярым поклонникам советской фантастики.
god54, 3 сентября 2011 г.
Во многом наивное произведение, в котором использован устаревший литературный стиль изложения, который заключается в использовании по тексту слов в произношении инопланетной расы, что, конечно, не только вызывает улыбку, но и затрудняет чтение. Это мне напомнило литературы конца 19-го века, в которой сплошь и рядом встречаются французские слова, но тогда так говорили. А теперь представьте инопланетянина, который говорит на своем языке и использует свои же слова, только почему-то не переведенные на понятный язык для слушателя. Это не изобретение автора, так писали многие, за что и критиковали фантастику того периода и с чем стоит согласиться. В остальном неплохое произведение, во многом философское, посвященное поискам ответа на социальное устройство общества и ответственности ученого за свои эксперименты, которые скорее напоминают благие намерения, которыми вымощена дорога в ад — принесем революцию, даже если надо, то и планету уничтожим. Даже сегодня есть смысл прочитать эту повесть.