Иван Бунин «Качели»
- Жанры/поджанры: Любовный роман | Реализм
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Гость влюбился в юную хозяйку дома. Ответят ли ему взаимностью?
Впервые напечатано в газете «Русские новости», Париж, 1945, № 26, 9 ноября.
Входит в:
— сборник «Тёмные аллеи», 1949 г.
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Harulover, 12 августа 2024 г.
Ещё один рассказ, призванный подчеркнуть важность и ценность момента. Влюблённые просто куражатся, радуются каждой ноте, каждому запаху, каждому отсвету небесных светил. Мы не знаем, кто они, и что стоит за их душами, нам просто предлагается прочувствовать момент. Потому что жизнь — это качели. Сейчас ты в зените, потом — слетаешь и бухаешься оземь. Всё в жизни переплетается — красота и уродство. Прелестная луна — она же рога дьявольского золотого тельца. Вонючие луковые битки так восхитительны под сметаной. Красивый Леонид Андреев пишет леденящие кровь повести об ужасах войны и человеческих бедствиях. Данте Алигьери начинает с любовных сонетов, а затем переходит к живописаниям кругов ада. Каждый образ и слово, скрупулёзно подобранные мастером, призваны подсветить момент и подчеркнуть переменчивость фортуны. Видимо, такому восприятию жизни научил турбулентный двадцатый век, когда кровавую Первую мировую сменили Ревущие двадцатые, а вскоре грянули пушки фашистских танков. И судя по временной метке рассказа — 10 апреля 1945, в преддверии неизбежного разгрома гитлеровской Германии — уже забрезжил новый лучик света и радости.
Sawwin, 11 ноября 2015 г.
А здесь мы видим претензию на редкий и очень сложный литературный приём. Написать рассказ без упоминания не только имён, но и слов, обозначающих гендерную принадлежность, и даже местоимений. Вот пример: «Вошла в синем сарафане, с двумя длинными темными косами на спине, в коралловом ожерелье, усмехаясь синими глазами на загорелом лице». Писать так не просто, я знаю всего один пример, когда весь рассказ выдержан в таком стиле. Приём опасный: прежде всего, требуется обоснование, зачем автор пишет так, какие задачи при этом решает, чего добивается. Здесь можно было бы выйти на высокую степень обобщения, показать любовь, не привязанную к конкретным людям, а как таковую, в чистом виде. К сожалению этого Бунин делать не стал, и ничего другого не стал делать; приём оказался самодостаточным, повис в воздухе. А опасные приёмы за такое пренебрежение мстят, обращаясь в свою противоположность. К тому же, Бунин не выдержал взятого тона, уже к середине страницы появились скучные «он», «она» — и весь замах обернулся пшиком.
О чём рассказ... Двое качаются на качелях, занимаясь при этом лёгким флиртом и невинными любовными играми. А под конец решают, что идти к дедушке, просить благословения было бы пошло. Старая, протухшая идейка, что брак убивает любовь. Что же, автор имеет право высказывать протухшие идеи, хотя для меня рассказ сразу потерял всякое значение.