Бернард Корнуэлл «Загадка Грааля»
- Жанры/поджанры: Историческая проза
- Общие характеристики: Приключенческое | Военное | Религиозное (Христианство (Католичество )) | С использованием мифологии (Европейского средневековья )
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Средние века
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Становление/взросление героя | Артефакты
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Содержание цикла:
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— цикл «Томас из Хуктона»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
scafandr, 10 октября 2022 г.
Мне с детства нравилось Средневековье. Сначала, конечно, меня пленила тема рыцарства. Позже пришло осознание, что в средние века не было все таким чистым и благородным. Даже скорее наоборот — грязь, разврат и пенсионный возраст в 30 лет. Тем не менее эта правда никак не повлияло на мой интерес к этому периоду.
К историческим книгам приходишь к возрасту. Это мне говорил и мой папа, и мои друзья, которые старше на пару лет. Поэтому рано или поздно Бернард Корнуэлл всплывет в ваших рекомендациях, ибо это мастер исторических романов с немного вымышленным сюжетом, но с вкраплением настоящих событий. Его Саксонские хроники уже успели меня покорить. Безумно классный цикл, который я растягиваю, дабы продлить удовольствие. Данная же книга, о которой я сейчас пишу, посвящена началу Столетней войны, т.е. войны между Францией и Англией.
Традиционно Корнуэлл ставит на первое место героя, который имеет двойную национальность. Вроде и англичанин, но с французскими корнями. Это крайне выгодно использовать в сюжете, и точно такое же было и в Саксонских хрониках. Зовут героя Томас из Хуктона. Он молодой лучник, завербованный в армию и находящийся на дислокации во французских землях. «Арлекин», первый роман цикла, повествует о первых победах Томаса. Атаки, осады, грабежи и насилие. Что мне очень нравится у Корнуэлла — он умеет так описывать реальные исторические битвы, что ты ни капельки не засыпаешь во время их чтения. Все очень живо, эпично, интересно.
Два следующих романа скатываются непосредственно в поиски Грааля, о которых говорит аннотация. Причем чем дальше сюжет, тем больше война отходит на второй план. Томас оказывается втянутым в поиски Грааля не по своей воле. Его отец-священник, которого убили французы при атаке деревни Хуктон, якобы был отлучен от древнего рода, который владел Граалем. А Грааль — это то ли тарелка, то ли кубок, из которой апостолы пили кровь Христа. То есть священная реликвия, которую можно разместить в церкви и брать с паломников деньги за возможность прикоснуться с святой вещи. В то время (да и сейчас) многие церкви имели и терновые венки Христа, и солому из яселек, в которой лежал младенец Иисус, и многие другие вещи, связанные с библейским сюжетом. Причем эти вещи могли иметься в больших количествах, что безусловно пахнет тем еще шарлатанством.
Стоит ли Грааль убийства многих невинных людей? В те времена считали, что да. Поэтому Томасу вместо помощи своему государству в войне приходилось сначала искать, а потом убегать от других искателей. А Грааль, как вам известно, до сих пор не найден. Спойлер=)
Книга хороша историческими событиями, хорошим языком, интересными персонажами. Т.к. Средневековье у меня вызывает повышенный интерес, то в этом плане книга меня ни капельки не разочаровала. Более того узнал кое-что нового. Например, про длинные луки и почему они были так эффективны в начале 14-го века. Корнуэлл по-прежнему в этом плане силен.
Но назвать цикл идеальным не могу. Имхо, у автора не получилось прорисовать интересную любовную линию. В то время было огромное количество платонической любви и по большей части по принуждению. И Томасу попадаются интересные женщины, но... То любовь совсем иного рода. Когда иногда просто хочется, а иногда просто надо. Так что на любовный роман книга никак не тянет.
Второй так себе момент — Грааля слишком много. Удивительно, что многие отрицательные персонажи просто живут этой манией. «Да к черту эти французы, где Грааль, признавайся!». Просто как-то не верится.
Третий момент — из Томаса не получился герой. Скорее жертва слухов и недомолвок. Такой простачок-вояка, которому бы пострелять из лука и девку какую повеселить на сеновале.
Тем не менее хорошая книга. Прочитал с удовольствием. 8/10.
Siberia, 29 декабря 2021 г.
«Поиски Грааля, монсеньор, сводят людей с ума. Они ослепляют их, отнимают рассудок и превращают в одержимых. Это опасное занятие...» («Еретик», Корнуэлл).
Британия и Франция 14-го века. Столетняя война и авантюрные поиски реликвий. Много желающих обладать копьем святого Георгия, а Грааль нужен всем. На фоне военных действий в Бретани, Нормандии, на границе Англии и Шотландии разворачивается борьба за обладание этими сокровищами.
Но сперва о Столетней войне. Тут правят английские луки, длиною больше человеческого роста. Некоторые читатели считают, что лучники у Корнуэлла слишком превозносят себя и свое боевое искусство. Рассказчиком является Томас из Хуктона — лучник. Было бы странно, если бы он не гордился своим мастерством и не обладал уверенностью в собственной значимости. Сравнение арбалета и лука лучником в пользу последнего, вовсе не удивительно. При этом автор не принижает другие рода войск (кроме войск врага), а длинный лук действительно был оружием, способствовавшим победам англичан в Столетней войне.
Рыцарство показано весьма своеобразно. Благородные господа делятся на представителей двух крайностей. Первые — обладатели наивных иллюзий о войне, как о серии благородных турниров. Вторые — одержимы похотью, беспринципной жаждой насилия и обогащения. Рыцарей, способных не терять человечность и при этом рационально мыслить, единицы.
В этой трилогии уважения у власть имущих к простому люду, пожалуй меньше, чем в «Саксонских Хрониках» или «Саге о короле Артуре» Корнуэлла, описывающих порядки 5-10 вв. Тут быстро обвиняют, предают и казнят. Господа, за редким исключением, высоко вознеслись. Все, кто ниже их — недостойная чернь. А уж представители церкви и вовсе мнят себя неприкасаемыми. Христианская религия в 14-м веке, как частая сеть, окутывает все. Царит и повелевает.
Конечно, такой человек, как Бернард Корнуэлл, вскрывающий язвы и нарывы европейской церкви, не мог не показать инквизицию во всей красе. Получилось весьма наглядно. Убийства, пытки, алчность и одержимость, чувство безнаказанности и, одновременно, страх перед смертью.
Служители церкви на местах, в большинстве своем — малообразованные выходцы из народа. Они плохо знают грамоту, почти не обучены, не помнят библию. И во всем подозревают ересь. А за ересь надо жечь на костре, лучше медленно. Жуткие представления о вере.
Зачем нужны реликвии в 14-м веке? Они нужны, чтобы паломники охотнее оставляли деньги в храмах и монастырях. Многим гораздо легче верить в то, что можно потрогать. И ждать чуда. Чтобы без усилий все обернулось к лучшему. У нас есть пословица: «На Бога надейся, а сам не плошай», интересно рассматривать ее применительно к персонажам.
Цикл «Загадка Грааля» увлекательный и хорошо отражает настроение эпохи, но местами растянут. Характеры показаны прекрасно, от наивных глупцов и невежд до форменных негодяев. Интересно читать про подробности быта, замечать наличие старых суеверий, вроде монетки под языком умершего (для лодочника), черепов врагов на шестах (в Хуктоне) или постукивания по дереву и плевков, чтобы отвести неудачу (это и у нас есть до сих пор).
В «Загадке Грааля» подробно показаны поединки, боевые столкновения, осады и захваты крепостей. Детально описано оружие и боевое облачение.
Поиск христианских сокровищ — захватывающее приключение. Реликвии сокрыты мрачной тайной, завеса которой открывается постепенно. В то время, как опасные враги не дремлют и составляют серьезную конкуренцию в поисках. «... Грааль может стать просто очередным трофеем в нескончаемых войнах, которые ведут между собой честолюбцы».
У Корнуэлла получилась отличная смесь из авантюрных приключений, суеверий и войны. Мне понравилось.
Гвардеец, 5 апреля 2017 г.
Справедливей было бы назвать этот цикл «Томас из Хуктона и его Длинный Лук», так как по сути весь цикл это один Большой Гимн Английскому Длинному Луку. И гимн вполне заслуженный.
Как рассказывает сам Корнуэлл, это страшное оружие как-будто специально возникло незадолго до Столетней войны и приобрело в Англии необычайную востребованность, турниры стрелков из лука среди простого народа были гораздо популярнее, чем турниры рыцарей, а отдельные слаженные отряды лучников при любом вооружённом конфликте ценились чрезвычайно высоко. Роль лучников в победах англичан при Кресси и Пуатье общепризнанна и здесь надо отдать должное автору цикла — он очень убедительно и красочно показал, почему же длинный лук сыграл такую роль в этой долгой и жестокой войне. Скорострельность, дальнобойность, точность боя, высочайшая пробивная способность бронебойных стрел — всё это подробно описано во множестве батальных эпизодов.
Выписаны боевые сцены просто великолепно! Сюжет совершенно непредсказуем, герой то находит свою любовь, то теряет её, бывшие враги становятся друзьями, а друзья врагами. Удивительно, что эти замечательные романы до сих пор не экранизированы, сюжетная линия настолько увлекательна и фотогенична, что со сценарием долго мучиться не придётся. Бери и снимай прямо по тексту, успех фильму будет обеспечен. Очень надеюсь увидеть когда-нибудь приключения бесстрашного английского лучника на экране!
Интересно, что вскоре после окончания Столетней войны английский длинный лук сходит со сцены. Он сделал всё, что мог для побед англичан, но его время прошло, хотя турниры по стрельбе продолжались вплоть до второй половины семнадцатого века. А о качестве этого феномена в мировой истории оружия говорит такой факт:
В 1982 году археологам удалось поднять со дна пролива Те-Солент остатки каракки Генриха VIII (1509—1547) «Мэри Роуз», затонувшей в 1545 году. На её борту было обнаружено 137 длинных луков, на некоторые из них было решено надеть современные тетивы, после чего были проведены испытания, показавшие, что из них до сих пор можно стрелять.
O.K., 1 февраля 2018 г.
Я с большим уважением отношусь к мастеру Корнуэллу и обожаю стрелка Шарпа, но стрелок Томас несколько разочаровал.
В основном эмоциональной убогостью. Стоит рядом с ГГ появиться женщине, и она автоматически становится его любовницей. Ни момента зарождения и поэтапного развития чувства, ни диалогов и действий к сближению. Глубокое чувство как будто подразумевается, но подразумеванием всё и ограничивается.
Не считая этой скудости на эмоции к своим женщинам, характер Томаса довольно неплох. Он любит жизнь и то, что делает в жизни. Он верен своему долгу и своему слову. Что не мешает ему относиться к жизни со свойственным юности легкомыслием. Товарищи Томаса тоже показаны более-менее реалистично. Но вот с отрицательными персонажами просто катастрофа. Мало того, что все они просто беспросветные негодяи, так ещё и какими бы разными не были, вечно норовят сбиться в стаю и начать творить зло сообща.
Все приключения достаточно сбалансированы. Действие не топчется на месте и не скачет галопом; оно достаточно непредсказуемо, но без фантастических невероятностей. Разве что движущие силы всех приключений – поиски священных реликвий во исполнение обетов и наложенных епитимий – несколько пасторальны.
Атмосфера создана и на удивление умеренная. Это уже не слюнявая эпоха с ахами и вздохами а-ля Вальтер Скотт, но и не тот вонючий и мрачный период, который современные авторы так любят «живописать», соревнуясь в количестве вываленных на читателя кишок. Учитывая то, что эротических эпизодов (как я уже упомянула) нет, даже солдатня выражается исключительно литературно, и даже в пылу битвы ничего страшнее раскроенного топором черепа (без подробностей) не показывается, я вполне могла бы рекомендовать этот цикл подростку.
В чём Корнуэлл как всегда на высоте, так это в батальных сценах. Даже многостраничные описания не кажутся занудными. А ещё автору удаётся показать битву как глазами героя, так и её общий стратегический план и малейший переход инициативы.
Итог: книга отличная, просто не моя. Мне не нравятся книги, которые я могла бы порекомендовать подросткам. Среди занятных приключений и великолепных битв, мне не хватило эмоциональной искренности, прямолинейности (хотя бы) в диалогах и более взвешенных антигероев.
primorec, 1 апреля 2012 г.
Вот еще одна излюбленная тема всех писателей и кинорежиссеров приключенческого и фэнтезийного жанров — Поиски Святого Грааля. От классического «Индианы Джонса и Последнего Крестового похода» до современного «Кода да Винчи» — все отдали дань любимому сюжету о Чаше Христовой. Но, поверьте, все это блекнет перед тем, как эту историю рассказывает Корнуэлл в своем цикле из трех романов — «Арлекин», «Скиталец» и «Еретик».
Как и сага про короля Артура, этот цикл — не фэнтези, а полновесная историческая проза, действие которой разворачивается в средневековой Европе в первые годы 100-летней войны.
Главный герой — молодой лучник Томас попадает на войну после того, как его семья, друзья, невеста убиты с особой жестокостью неизвестными. Волею судьбы он вовлечен в интриги власть предержащих и поиски древней реликвии. Он вынужден следовать по ее следу через охваченные войной страны, участвовать в самых жестоких сражениях и убийствах, скрываться от инквизиции, бежать через зараженные чумой города.
В его поисках Грааля не будет благородных рыцарей или прекрасных дам, торжества справедливости или веры. Будет только тьма, невежество, религиозный фанатизм и череда бессмысленных убийств. И , несмотря на реалистические описания сражений, болезней, голода, насилий и пыток, все три романа проникнуты верой в базовые человеческие ценности, в то, что каждый человек может обрести прощение за свои поступки и начать новую жизнь. И для этого ему не нужны мифические реликвии, а только собственная воля и желание.
И концовка будет отличная — самая неожиданная из всех саг о поисках Грааля. Но об этом узнаете сами, если прочитаете.
elrond, 18 июня 2015 г.
произведение весьма высокого качества
военная повседневность описана именно так как надо: занимательно и в то же время обстоятельно (насколько могу судить, не будучи специалистом в данной области), сюжет динамичный, герои яркие
однако лично для меня огромным минусом стало отсутствие финального философского вывода. Почему-то иногда говорят о неожиданной шикарной концовке этого цикла. Я не согласен с этим. Вообще, все действие развивалось с самого начала как бы намекая на наличие тайн, которые стоит разгадывать. Так и должен быть построен идеальный роман, на мой взгляд: от отдельных микроэпизодов через известные масштабные исторические события к метаистории. Увы, до самого конца мы так и продолжаем наблюдать по сути те же стычки, погони и прочие интриги, что и в начале. Это круто, поскольку хорошо написано, но для высшей оценки нужен переход к чему-то бОльшему. Автор иногда поднимается практически до высот символизма, чего стоит например совершенно великолепная в своем безумии сцена битвы за лже-Грааль в городе на фоне начинающейся эпидемии чумы! Но за этим все равно не стоит никакой определенной идеи, к сожалению. Все философские беседы персонажей так и остались на уровне первого тома — опять же, хорошем уровне, но именно что начальном. Определенная неожиданность в концовке если и есть, то только на сюжетном уровне (и то спорно). Тайна же как таковая не раскрывается, но нет и особого волнующего чувства недосказанности, все очень буднично. Итого — отличный приключенческий роман с элементами философской рефлексии, к-рые так и остались увы лишь элементами.
malykhan, 15 ноября 2014 г.
Когда читал эти книги словно реально был на месте главного героя. Эх, жаль, что таких произведений так мало! Рекомендую всем к прочтению.