Джон Дж. Хемри «Где проходит грань»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика ) | Боевик
- Общие характеристики: Военное | Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Ксенофантастика | Контакт
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
По всем наблюдениям, жителей планеты можно охарактеризовать как динамически развивающуюся, но не агрессивную расу. Другой вопрос, что творится у них в головах, и похожа ли их логика на человеческую.
Входит в:
— журнал «Analog Science Fiction and Fact, October 2010», 2010 г.
— журнал «Если 2011'5», 2011 г.
Номинации на премии:
номинант |
AnLab / AnLab award (Analog), 2011 // Повесть |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Seidhe, 29 января 2018 г.
Отзыв посвящается светлой памяти Урсулы Крёбер Ле Гуин (21.10.1929-22.01.2018).
На планете Имтеп (землеподобность — 0,95 по шкале Мина-Хоффмана) человечество обнаружило гуманоидную цивилизацию, находящуюся на стадии развития родоплеменного строя:
«Ископы представляют собой динамично развивающуюся, но не агрессивную расу. Первые полевые исследования характеризуют их культуру как находящуюся в полной гармонии со средой обитания. В этой связи сочли возможным создать на Имтепе постоянно действующую исследовательскую базу с персоналом не более восьмидесяти человек. Посещения планеты разрешаются в соответствии с процедурой третьего типа, то есть небольшими группами и только после предварительного инструктажа, что позволит избежать негативного влияния земной культуры на традиции и обычаи местного населения».
В один прекрасный день с базы Эмити, расположенной на поверхности планеты, поступает сигнал бедствия. Десантники, отправленные на планету для проведения эвакуационно-спасательной операции, застают базу буквально стёртой с лица земли, с вырезанным с невероятной жестокостью персоналом — у трупов вспороты животы, а внутренности разбросаны рядом. Более того, сами дестантники попадают в ловушку, и практически поголовно уничтожаются ископами. Что могло спровоцировать на подобные действия «динамично развивающуюся, но не агрессивную расу»?...
Ничего завязка не напоминает? =)))
Любители фантастики со стажем несомненно вспомнят не одно произведение со схожим сюжетным поворотом, который можно охарактеризовать как «попытка сунуться со своим уставом в чужой монастырь». На самом деле, сыграть на поле, где уже отметились такие не мастодонты даже, а настоящие мамонты, как блистательная Урсула Ле Гуин с написанной более 40 лет назад «Словом для «леса» и «мира» одно», Джордж Мартин с повестью «...И берегись двуногого кровь пролить» (1975 год) или Орсон Скотт Кард с романом «Голос Тех, Кого Нет» (1986 год), безумно сложно. Но желающие время от времени всё-же находятся.
Свою трактовку означенного сюжета предлагает и американский фантаст Джон Дж. Хемри. Получилось... то, что получилось.
С одной стороны, Хемри великолепно удалось передать то ошеломление, которое испытывает горстка выживших, понимая, что всё это время ископы так же изучали человечество, как люди изучали их. Да и система ископских мифологических представлений, сделавшая возможной страшную резню в Эмити, тоже получилась довольно оригинальной.
С другой стороны, есть у повести и неизбежные минусы. Во-первых, она неоправданно затянута. Я понимаю, конечно, что мистер Хемри, будучи кадровым военным, хорошо разбирается в психологии мужчин и женщин, которые посвятили себя армейской службе, но в повести про то, чем отличаются от нас инопланетяне, мне это, извините, зачем? Во-вторых, в происходящее на страницах повести очень трудно поверить. Я ещё могу — с натяжкой, но могу — принять, что вооружённые копьями ископы, находящиеся, напомню, на стадии родоплеменного строя, смогли справиться с солдатами, облачёнными в боевые костюмы, и каким-то образом нарушить работу сложного оборудования. В тексте об этом говорится прямо: «сожгли спутники, уничтожили все системы контроля и наблюдения, вывели из строя корабль-матку и десантные модули, взорвали все постройки в долине»). Каким всё-таки образом они смогли всё это провернуть, а? Ну а в-третьих, и основной сюжетный поворот повести, заключающийся в том, что учёные не смогли вовремя понять ископов, выглядит откровенной натяжкой. Легко поверил бы в подобное развитие событий, располагайся на Имтепе военная база, или посёлок лесорубов каких-нибудь (атшияне, привет!). Но поверить в то, что из почти сотни УЧЁНЫХ никто не додумался под таким углом посмотреть на религиозные и мифологические представления ископов, мне лично — очень сложно.
Плюс ещё один пассаж, который просто убил наповал:
«Моя гипотеза не пользуется особой популярностью, а в научном мире хватает того, что обычно называется политикой, «корпоративными интересами». Я убеждена: мифология, религиозные верования могут многое рассказать об образе мышления разумных существ, но в настоящее время подобные взгляды не слишком распространены. Ортодоксальная наука, во всяком случае в моей области, придерживается теории, согласно которой мифы и верования представляют собой своего рода красивые портьеры на окнах общественного здания и ни в коей мере не отражают сложившегося в обществе мировосприятия».
Я, конечно, понимаю, что речь идёт о далёком будущем, где наука могла претерпеть существенные изменения, но мне всё-таки очень сложно поверить в то, что когда-либо, пусть и в далёком будущем, найдутся какие-то научные круги, способные отрицать тот факт, что «мифология, религиозные верования могут многое рассказать об образе мышления разумных существ» =)))
Одним словом — вполне достойное произведение, повествующее о столкновении землян с носителя другого образа мышления. Не без недостатков, конечно, но если данная тематика вам интересна — рекомендую ознакомиться.
P.S. Когда в начале прошлой недели я писал черновой вариант этого отзыва, постоянно ловил себя на мысли, что невольно сравниваю рассказ с упоминаемой уже повестью Ле Гуин «Слово для «леса» и «мира» одно». Сравнение вполне ожидаемо было не в пользу Джона Хемри, поэтому закончить сей отзыв я хотел чем-то вроде «представляю, какой шедевр на этом же материале могла бы написать Ле Гуин». К сожалению, бабушка Урсула уже ничего никогда не напишет — 22 января сего года её не стало...
Светлая память замечательному автору и непревзойдённому мастеру «этнографической фантастики». Она умела создавать силой своего воображения по-настоящему ДРУГИЕ миры и действительно ИНЫЕ культуры...
alex1970, 20 августа 2011 г.
Очень хорошо написанная повесть, которая рассматривает многие интересные философские вопросы.
Земляне решили, что местные жители благодатной планеты не опасны, и дорого поплатились за это. Остаткам десантного отряда и выжившим ученым придется во всем разобраться.
Написана повесть хорошо, атмосфера затягивает, хотя из боевика превращается в почти философскую повесть о том, как испытатели и подопытные легко могут поменяться местами