Леонид Юзефович «Казароза»
- Жанры/поджанры: Детектив | Историческая проза | Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами | Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
В 1920 году в уральский городок, год назад отбитый Красной армией у Колчака, приезжает на гастроли петербургская певица Зинаида Казароза. Свечников, бывший боец Красной армии, приглашает её выступить в местном клубе эсперантистов. Во время выступления Казароза погибает. Свечников начинает расследование, под подозрением эсперантисты. Ему помогает Вагин, сотрудник местной газеты, который тоже был на концерте.
В 1975 году Свечников приезжает в город, в котором давно не был, и встречает Вагина. Герои вспоминают события минувших лет.
Переработанная версия повести «Клуб „Эсперо“».
Входит в:
— цикл «Пермская дилогия»
— антологию «Острова одиночества мысли», 2006 г.
Номинации на премии:
номинант |
Русский Букер, 2003 // Русский Букер |
Экранизации:
— «Казароза» 2005, Россия, реж. Алёна Демьяненко
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
amlobin, 27 января 2022 г.
Прочиталось с удовольствием, сюжет затягивает, мастерство автора несомненно. Самое интерсное — накрученный филологический сюжет с различными сектами эсператистов (я и не представлял что у них все так запущено!). Затрагивается и еврейский вопрос, и борьба за мир, и революция, а главное — в наличии кровь, любовь и поэзия. Детективный сюжет, как всегда у Юзефовича, закончился... ну скажем так... нелогично, но я чего-то похожего ждал с самого начала, так что и не расстроен. Стиль великолепный, герои убедительные, стилизация эпохи присутсвует.
Но именно, как мне показалось, стилизация — истории тут нет. Да, все ингридиенты в наличии: ЧК, Колчак, разруха в клозетах и головах, красные флаги, пермская экзотика, но герои озабочены своими любовно-психологическими проблемами, а вовсе не классвой борьбой. Непримиримая война разных сект эсперантистов с намеком на смертоубийство вызывает пока еще легкое умиление: ведь были ж люди — за единый Аз готовы были пострадать.
Главный герой мне лично не очень понятен — кто, откуда, зачем в революции? А если в революции и даже воевал — не мелковато ли для него эсперанто?
В общем, детектив удался, а вот с историей на мой необъективный дилетантский взгляд вышло как-то не очень.
prouste, 20 апреля 2013 г.
«Казароза» — возможно, самый совершенный роман Юзефовича, грустный и значительный. По выдержанной тональности роман чужд игривого плутовства серии про Путилина, не пересуложнен организационно сравнительно с «Журавлями». Ложный детектив с разновременными пластами повествования имеет черты влияния прозы Трифонова, в частности «Обмена» и «Старика» с той же дихтомией: молодсть, Гражданская война — старость и пошлое угасание с бытовыми неурядицами. Юзефович без большого акцентирования создал пленительный образ попавшей в жернова птички, чьи именем назвал роман. Аура нездешности, раннего ухода с избеганием издержек дряхления пленяет в героине повествователя, предпринявшего предсмертную поездку в город молодости.
В этой книге Юзефович, незаурядный стилист, нашел совершенную гармонию между простотой и содержательностью, добился выверенности фраз, мускулистости прозы. Знание до мелочей исторических реалий позволило ему наряду с реконструкцией общества экспперантистов насытить фон множеством запоминающихся деталей, которые не выпячиваются, но впечатляют( редакционные игры колчааковской газеты, использование для бомбардировок с аэропланов металлических штырей и проч.) Обращение Юзефовича в качестве сценариста к историческому материалу представляется мне куда как более спорным.
alex33, 9 октября 2012 г.
1920 год. Провинциальный уральский город празднует первую годовщину изгнания Колчака. Энергичный участник лингвистического клуба «Эсперо» приглашает выступить на праздничном мероприятии певицу. Во время концерта она убита.
Хорошая проза с отлично воссозданной атмосферой времени. Бурная пора с людьми, одержимыми идеями переустройства мира. Немного утомительны иногда казались мне страницы с историей развития искусственных языков. Но в целом книга воспринимается довольно гармонично и реалистично — дух эпохи, взаимоотношения героев, финал истории. Впервые познакомился с творчеством Юзефовича, видел положительные отзывы о его книгах. Я не поражён, но и не разочарован. Достойная современная проза.
Читать рекомендую поклонникам нетяжёлой прозы с исторической основой.