Джим Гаррисон «Волк»
Потомок шведских эмигрантов Свансон, пресытившись безымянными женщинами и пьяными ночами, покидает душный Манхэттен и уходит в лес, надеясь хоть краешком глаза увидеть последнего в Мичигане дикого волка...
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
LosseaNarmo, 17 апреля 2020 г.
Купилась на желание героя книги найти волка. Прочитала несколько страниц и вернула книгу обратно в библиотеку. Такого ужаса я еще не встречала раньше.
Тиань, 29 апреля 2016 г.
Сразу скажу, никакого волка в этой книге нет. Есть обпившийся и обкурившийся американец скандинавского происхождения в возрасте чуть за тридцать, который бродит по лесу в состоянии перманентного внутреннего монолога о том, что видит, думает и чувствует в данный момент, о том, что было в его жизни раньше — отец, братья и сестры, случайные работы, жена, любовницы, ребенок одной из них, непонятно чей, очень много книг, очень много американского кантри, умеренно исторических фактов, друзей, экологии и Библии, а в финале еще и бабушка.
Следить за потоком сознания героя было бы даже интересно, если бы не инвективная лексика, в изобилии пересыпающая повествование. Писать с матом надо уметь. В качестве примера могу привести Юрия Бригадира с «Самиздата», который делает это виртуозно и с большим изяществом. В данном же случае Автор или переводчик не умеют работать с ненормативной лексикой, и это убивает книгу. Получается неприятный, местами откровенно пошлый текст. И это обидно, учитывая обширную эрудицию Автора и весьма легкий слог. Он мог бы написать свой роман хорошо, а написал противно.
Это дебютная книга Автора. Как дебют она крайне неудачна, поскольку отбивает охоту дальнейшего знакомства с его творчеством. Между тем, Джим Гаррисон считается классиком современной американской литературы. И герой его романа человек довольно интересный — разносторонне образованный, наблюдательный, понимающий природу, у него даже есть мечта. В книге можно найти мотивы подведения итогов прожитого, переосмысления опыта и жизненных ценностей, возвращения к истокам, наконец. Всё можно, но ничего не хочется — навязчиво повторяемый ненорматив вызывает отторжение, раздражение и нежелание разбираться в образе мыслей и мотивах персонажа.
Я дочитывала книгу с усилием. Возможно, это и не плохое произведение, если Автор объявлен классиком, но совершенно не моё. Автор использует лексические инструменты, с которыми не умеет работать, в результате разрушается атмосфера книги, герой и события его жизни воспринимаются негативно и вряд ли надолго задержатся в памяти.
A.Ch, 1 мая 2016 г.
Искал волка вместе с автором. Он на лесных тропинках, ловил места встречи, пытался сопоставить в чём-то себя с этим животным; я – в тексте. Наши поиски были безрезультатны. Да и название “Ложные воспоминания” намекали как бы, что не всё будет так, как надеется читатель.
Автор взял ингредиенты в виде мыслей, ощущений, философских отступлений и описаний всего-всего, добавил большую дозу алкоголя, тщательно перемешал до потери понятия начальных ингредиентов, разделил на мелкие кусочки и подал на пробу. Получилось трудноперевариваемое блюдо, в котором только те эпизоды интересны, что представляют собой цельную историю на несколько страниц. Герой в настоящем идёт к автомобилю, в прошлом – между женщинами, выпивкой и книгами в различных пропорциях.
Если сравнивать книгу Гаррисона с произведениями Буковски, то это делать не стоит. В “Волке” нет юмора, отсутствует пусть не сочувствие герою, так хотя бы ощущение путешествия рядом с ним, философия его вызывает недоумения, тем более, когда происходит поток идей и сознания.
Книга для ищущих множество в небольшом количестве, любящих истории без понятной концовки, для понимающих равнодушие автора к себе и к тем, кто читает.
sham, 30 апреля 2011 г.
Последнее время, как-то случайно получилось, что попадается мне в руки автобиографическая проза. В начале был Буковски, потом я активно читал сборник эссе Капоте «Музыка хамелионов». Теперь вот это. Гаррисон заинтересовал тем, что он является автором сценария к знаменитому фильму «Волк» с Николсоном и Пфайфер. Увидев эту книгу, я и подумал, что это оно и есть. Тем более издательская аннотация как бы намекала на это:
«Впервые на русском — дебютный роман классика современной американской литературы Джима Гаррисона, прославившегося монументальными «Легендами осени» (основа одноименного фильма!). Годы спустя, отталкиваясь от своего дебюта, Гаррисон написал сценарий фильма «Волк», главные роли в котором исполнили Джек Николсон и Мишель Пфайффер. И хотя тема оборотней затронута в романе лишь метафорически, нити сюжета будущего блокбастера тянутся именно оттуда».
В общем тема оборотней затронута ну просто очень метафорически, ее практически нет. Вернее не так — нет совсем!
Что же есть? Есть пьянство во всех его проявлениях, куча нецензурщины, матов и море разнообразного секса. В общем очень напомнило Буковски, которого я недавно прочитал, хотя Буковски по-проще будет и читается соотвественно. У Буковски много диалогов, у Гаррисона же практически нет — абзацы размышлений обо всем на несколько страниц : о женщинах, еде, милитаристской политике Америке, притеснении коренных народов и много о чем еще. В общем очень социальная такая вещь, если отбросить внешние атрибуты алкоголя, травы и секса. Кстати, с Буковски автора еще объединяет отличное чувство юмора, и тут и там местами смешно одинаково, хотя что уж говорить, юмор у них разный.
Ковыряясь в дебрях Интернета узрел, что это дебютный роман автора и к тому же местами автобиографический. Ну что ж можно только подивиться той насыщенной во всех отношениях жизни, которой автор жил и пожелать ему много здоровья (думается на старости он образ жизни слегка сменил).
Роман состоит из двух частей: жизнь Свансона в лесу и его воспоминания о городской жизни. Главы чередуются и мы видим героя, то любующегося бобрами, то укуренного в подворотни. Так что мысль авторская в общем-то ясна и Гаррисон ее не скрывает: на всех страницах красной линией просматривается его негативное отношение к уничтожению дикой природы человеком.
В целом роман прочитался довольно с любопытстсовм, но чтение это не простое во всех смыслах, поэтому рекомендовать его сложно. Ну и сюжета как такового нет, ибо это описание жизни, то есть перерасказать это невозможно, по крайней мере мне.