Алексей Шолохов «Морок пробуждается»
Борьба с зеленым Змием не закончена. Вырубку виноградников и лечение в ЛТП сменили современные технологии. Одержимый доктор знает как вылечить Россию от этой напасти. Пациентов, столкнувшихся с ним, ожидает настоящий кошмар.
Авторское название — «Ночной кошмар».
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 198
Активный словарный запас: низкий (2525 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 45 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 31%, что немного ниже среднего (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Mizantrop, 11 сентября 2013 г.
Романы Алексея Шолохова легко узнаваемы по двум ключевым позициям:
1) Его герои всегда много и обильно потребляют спиртное ( что навевает мысль, что у автора, по этому поводу, есть какой то определенный пунктик)
2) Его герои всегда не несут положительных черт и их никогда не жалко. Сдохли — и слава богу..
В данном же романе, все персонажи буквально на каждой странице напиваются, киряют, бухают, без сожалений и угрызений совести... Это даже не роман ужасов, а больше агитка на борьбу с пьянством..
Поэтому нудно и скучно..
senoid, 21 апреля 2012 г.
Многоликий Варго продолжает осаждать хоррор-сегмент отечественного книгоиздания практически без посторонней помощи. Проект зарылся в серию MYST, словно клещ под кожу грибника, и штампует черные книжки с нерегулярной периодичностью, тогда как преданным фанатам впору гадать на кофейной гуще: что за личина мрачного коллективного разума ответственна за содержание книги на этот раз? Алексея Атеева, увы, почти год как нет в мире живых, Михаил Вершовский будто затаился, хоть и обещал роман о волках-оборотнях, а новых авторов в серию не пускают. Вернее, авторы эти появляются, но по настоянию издателя в печать идут с общими паспортными данными. А поскольку компромиссов в суровом мире хоррора не предусмотрено, писатели вынуждены соглашаться и на такие, якобы разумные, условия, ведь в противном случае рукописи могут вообще никогда не проделать путь до книжных магазинов. Этот выбор в свое время сделал Алексей Шолохов, который и является автором романа «Морок пробуждается», нареченного при рождении «Ночной кошмар». И от того Варго, который выгрыз успех для серии и которого сейчас принято называть «правильным», тексты Шолохова отличаются весьма заметно.
Действие разворачивается в известном по предыдущему роману того же Варго/Шолохова городе Салимов, однако старых знакомых из «Нечеловека» встретить не удастся. В героях – рабочие местного завода, среди которых вдруг начинают обнаруживаться самоубийцы. И хотя умирают ребята неблагополучные, раньше за ними тяги отойти в мир иной никто не замечал. Количество трупов растет, причем перед смертью заводчане ведут себя странно: разговаривают с кем-то в пустых помещениях, видят несуществующие образы вокруг… Вскоре становится ясно, что в деле замешан некий экспериментальный фильм, диск с которым кочевал от одного спивающегося работяги к другому. А телевизионная реклама меж тем зазывает бесчисленных пьяниц в клинику «alcoholu.net», и что самое интересное – среди тех, кто с экрана рассыпается в благодарностях тамошнему доктору Соколову, легко узнаются и уже похороненные самоубийцы.
Если бы аннотацию книги перевели на японский, из Страны восходящего солнца наверняка показался бы грозящий палец Кодзи Судзуки. Пускай в «Мороке» из телевизионных колодцев никто не вылезает, а телефонные оповещения о «семи днях» отключены, нетрудно догадаться, что главный сюжетный ход заимствован именно из «Звонка». Диск, убивающий каждого посмотревшего, – это не кассета, конечно, да и во многом другом дорожки у книг расходятся, но все сравнения будут не в пользу отечественной версии. Судзуки удалось создать настоящую легенду, а у Варго получилось лишь адаптировать очередной зарубежный сюжет к нашим реалиям. В черной серии с паучками и раньше слишком часто мелькали «обрусевшие» фильмы ужасов разной степени качества, но в большинстве своем эти книги выходили атмосферными и увлекательными, хотя иллюзий об их художественной ценности никто и не питал. За драйв и смелость в описаниях убийств серию полюбили фанаты, несмотря на очевидные минусы романов под брендом «Варго». Так что вторичностью тут едва ли кого испугаешь; в первую очередь читателя интересует, как сыграет автор на «русском поле» с известными и не очень темами из мира хоррора. И вот тут-то как раз всплывает главный недостаток книги – персонажи.
О так называемом «рабочем классе» можно написать по-разному. К примеру, Алексей Лукьянов в «Глубоком бурении» рисует работяг не без юмора, но до безобразия живыми. Да, они дурачатся, горазды выпить, матерятся в зависимости от настроения – и при этом за персонажами видно настоящих людей, невзирая даже на происходящие с ними по воле автора фантастические безобразия. Это как раз те смекалистые, но чуть неотесанные мужики, которые и представляются при упоминании какого-нибудь провинциального завода. В «Мороке» ничего подобного нет, а есть лишь беспросветная чернуха. Пьют здесь абсолютно все, причем порой на страницу текста приходится столько водки, что начинает болеть голова. Алкоголь герои вливают в себя литрами, и каждый заглянувший в гости, точно матерый фокусник, прячет в рукаве бутылку-другую. Большинство персонажей даже не выпивают, а нажираются до скотского состояния, причем касается это и женщин. Избитые, похожие на бомжей алкаши с гудящими головами и дрожью в руках очень скоро сливаются в неразличимую массу, где среди орды похмельных Вась не сразу разглядишь главных героев. Конечно, такие люди и такая жизнь в нашей стране есть, от этого никуда не денешься, но выстраивать роман на подобном антураже – однозначно зайти в тупик, ибо совсем не такой путь должны выбирать авторы русского хоррора. Ужасы в стиле НТВ лучше оставить для помянутого канала, где из любого информационного выпуска на зрителя льется эта опостылевшая чернуха. Но даже в такой откровенно ущербный мир книги не верится, потому что все эти герои – точно те мертвецы, которые им мерещатся. Что логика действий многих, что определенные поступки, что диалоги – все отдает налетом карикатурности. Если у того же Лукьянова работяги после каждой реплики органично добавляют беззлобные матюки, то герои «Морока» за очередной рюмкой по-милицейски могут рапортовать, к примеру, что «из-за пристрастия к алкоголю люди не вешаются». И вот за счет таких мелочей, порой даже чисто технических, роман накапливает минусы. А если уж и за основной сюжетной линией наблюдать чуть ли не физически неприятно, то чтение превращается в удовольствие слишком сомнительное.
Алексей Шолохов, примеривший маску Варго на этот раз, писать умеет. В сказанном можно убедиться, хотя бы прочитав в «DARKER» его рассказ «Черная Королева». Но выбор темы романа сыграл с автором злую шутку, потому что пучок негатива, который представляет собой «Морок пробуждается», можно рекомендовать только истинным адептам «черной серии MYST». Или тем, кто хочет понять, на каком фундаменте ни в коем случае нельзя создавать базу для настоящего русского хоррора. Остальным трогать книгу все же не стоит, ибо лечить литературное похмелье не так просто, как алкогольное.
zurg, 7 декабря 2012 г.
Закончил сегодня читать «Морок». Впечатления — аховые. Этакий гибрид «Звонка» с суровой русской клюквой.
Я понимаю, что глупо цепляться к реалиям романа, в конце концов Салимов (Salem`s Lot? Да, Сэй Кинг?) — город выдуманный.
Поэтому фон повествования становится сразу неинтересным и за мотивацией героев (кстати, главный герой-то кто, так и не ясно) следить становится неинтересно достаточно скоро.
Ну, и, конечно, фишка, как искусственно споенную крысу лечат человеческим психовидео — это нечто)))) Интересно, какие глюки видела она? Мертвых крыс? В данном эпизоде автор скатился в такой бред, что дальше осталось приписать — «а потом прилетели инопланетяне и убили всех лазерами» — ну, в стиле некоторых книжек товарища Дина нашего Кунца.
В общем, и эту книгу проекта читать не стоит. В напряжении не держит (после первых 30-и страниц), финал размазан, за героев не переживаешь абсолютно (в отличие от того же «Нечеловека» или «Обиженной»).
valico, 14 февраля 2012 г.
Веселие Руси питие есть…
Но веселие зачастую обращается совсем не веселием. Так и в романе Александра Варго «Морок пробуждается». Этот роман написал Варго/Шолохов, который Алексей.
Он уже помещал своих героев в городе, которого нет на картах (или есть, просто я его не нашел). В прошлом романе, который так же был опубликован под брендом А. Варго, действия происходят в городе Салимов. В «Мороке…» Алексей использует тот же антураж, но скажу честно, если бы он назвал этот город не Салимовым, а, скажем, Новыми Васюками, то я подставы бы не заметил. Потому что нет ни описаний, ни общности антуража. И общих героев нет. Но это не страшно. Хотя все-таки, если ты читаешь два романа одного автора об одном и том же городе, то хочется увидеть тех же героев, которых уже видел в предыдущей книге (хотя бы парочку сквозных героев) и пару мест, в которых уже «побывал».
Эта книга о том, к чему может привести алкоголизм. И возможно, что человек, прочитавший ее, подумает, стоит ли ему начать бухать, или все же погодить. Но особо впечатлительным алкоголикам может и башню сорвать.
Роман оставил несколько тягостное впечатление. Не от того, что он плохо написан (хотя, и не шедевр, конечно), а от неподъемной для России темы. Но автор, конечно, молодец, что занялся именно этой темой.
Алексей, как я уже убедился, хорошо пишет сцены, особенно когда надо додавить читателя. Наверно, он чувствует это, потому что у него практически все сцены – ударные. Помнится, он и мне помогал улучшить один мой рассказ, предлагая чуть-чуть подправить сцену – получилось, и правда, намного лучше.
Кроме достоинств, в книге есть и недостатки. Или я просто чего-то недопонял.
Существует диск с фильмом, который записан специально для лечения людей от алкоголизма (я не буду говорить самого главного, иначе потом просто читать будет неинтересно). В руки человека попадает диск с записанным ужастиком, просмотрев который он начинает наяву видеть героев фильма. И я никак не могу понять – почему к нему начинают являться его погибшие товарищи? И уж тем более не понимаю, почему эти образы видят так же и те, кто не смотрел фильма. Мельком, как привидение, но все же видят. Или это намек на то, что фантомы не только в головах алкоголиков рождаются?
Еще один недостаток. Автор не сразу сделал акцент на главном герое. И читатель должен выбирать. Этот? Ах, он повесился. Нет, значит вот этот. Нет, он тоже кони двинул. Пока читатель определится, он прочитает уже почти полкниги.
Финал слишком уж голливудский. Здесь можно было бы что-то пооригинальней сделать.
В целом книга где-то на 6-7. Прошлый роман Алексея, «Нечеловек» понравился мне куда больше.
Книгу я прочитал уже давно и только сейчас сподобился написать на нее отзыв. После того, как я ее прочитал, повесился один из моих знакомых. Это наложило некоторый отпечаток на отношение к этой к книге. Я даже ужастики под водочку некоторое время не смотрел. :)))
babaika82, 24 июня 2011 г.
Если честно, то очень слабо. Совсем не тот Варго, который был в произведениях «Дикий пляж», «Нечто», «Льдинка». Роман совершенно не страшный, не противный — никакой. После половины появилось ощущение затянутости.
Ceasar, 22 июля 2011 г.
Как во всех последних книгах А.Варго, начало — СУПЕР, от середины и до окончания романа читать становиться просто не интересно!