Айрис Мёрдок «Колокол»
Когда нарушился привычный порядок вещей и прежней жизни множества людей настал конец? Не с того ли мига, когда прелестная, но взбалмошная Дора Гринфилд приехала на вокзал Паддингтон, чтобы все-таки вернуться к мужу? Или того, когда ее попутчиками в общину Имбер-Корт, что в Глостершире, оказались юный Тоби Гэш и его покровитель Джеймс Тейпер Пейс? А может, с того рокового дня, когда печальная красавица Кэтрин Фоли решилась уйти в женский монастырь по соседству? Возможно, все началось, когда на дне озера по случайности была обнаружена древняя реликвия...
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
kagury, 5 ноября 2024 г.
Начало было прекрасным — жизнь в религиозной общине на полпути между светом и монастырем, и все, что я люблю – относительно замкнутое сообщество, вопросы религии и ее применения в жизни, плюс хорошие психологические портреты.
Примерно до середины мы вместе с Дорой – симпатичной рационально мыслящей англичанкой, далекой от религии, которая приехала в эту общину вслед за своим мужем (муж работает над рукописями в местном монастыре), наблюдаем за жизнью разнородных ее членов.
Собственно сама община придумана для того, чтобы люди, не определившиеся до конца в своих отношениях с Богом и/или монастырской жизнью, могли оценить свои силы, возможности и, что самое главное – желание идти путем праведников и отшельников. Что, вообще говоря, весьма разумно.
Впрочем, отношение автора к этому всему кажется несколько скептическим. Вот слова одного из персонажей:
«Коли уж люди хотят перестать быть обыкновенными полезными членами общества и тащат свои неврозы в какую-то глухомань, чтобы поиметь то, что они воображают духовным опытом, к ним, уверен, надо проявлять терпимость, только, убей меня, не пойму, почему надо выказывать им почтение».
Довольно быстро на первый план выходят не столько религиозные, сколько человеческие вопросы, любовь, ревность, смирение, выбор, но в первую очередь – поиски себя. В том числе и своей гендерной роли. Так что, если вас почему-либо задевают гомосексуальные отношения и рассуждения о них (а этому посвящена значительная часть романа), оставьте эту книгу менее нежным фиалкам.
Тут, кстати, есть забавный момент, касательно закрытых школ (здесь и далее цитаты под спойлерами):
Одна из наиболее любопытных здесь вещей – это проповеди. Хороший, кстати, повод привлечь внимание читателя к нравственным вопросам, занимающим автора. И нет, это вовсе не выглядит вариантом «в лоб», скорее напротив. Вот, для примера, пара фрагментов:
«Добро — это избыток. Куда мы щедро и от всей души направляем его, там и вступаем в созидание, которое может быть непостижимым для нас самих, и от того, что оно непостижимо, мы можем его бояться. Но из-за этого отступать мы не должны. Господь всегда может направить нас, коли мы того пожелаем, на высший и лучший путь, а научиться любить мы можем, только любя. Помните: все наши неудачи в конечном счете неудачи в любви».
Да. Про колокол. Колокол здесь – это монастырская легенда, и одновременно реальный объект, возвращения которого в монастырь ждут на протяжении всей книги (впрочем, не зацикливаясь на этом). Казалось бы, его появление должно явиться некоторой кульминацией всего романа, по крайней мере нас к этому исподволь подводят. И это действительно вроде бы так, однако, как только внимание переключается на колокол, это сразу разрушает всю выстроенную до этого атмосферу тонкого психологического романа.
Появляется слишком много действия, суеты и неврозов. И сразу становится неинтересно.
Последние несколько десятков страниц в итоге читаются дольше чем первые пару сотен. Причем у меня осталось ощущение, что и автору ближе к финалу резко все наскучило, и она быстренько ставит точки над i, не заботясь более о чем-то еще. Потому остается несколько смазанное общее впечатление: блестяще написанные первые две трети книги, от которых получаешь истинное удовольствие, и внезапно унылый финал.
prouste, 24 октября 2012 г.
Прямо как под заказ прочитал две книги Мердок — «Под сетью» и про принца — понравилось, купил с десяток ее романов и с тех пор словно крест тяну.Настолько все однообразно, неизобретательно, схематично, что скулы сводит. Люди-схемы и персонажи функции перемещаются в замкнутом пространстве. послушно повинуясь иллюстративным идейно целям автора. В «Колоколе» по меркам Мердок немало действующих лиц, но придать им черты индивидуализации, расцветить своих марионеток автор не постаралась. Обязательная смерть одного из персонажей, околотеологические размышления. Есть и содомский грех, препарируемый, стандартно, через призму Эроса и Танатоса. Отмечу некоторое сходство с «Единорогом»: не без влияния готики плюс центральный женский персонаж, наделенный здравым смыслом и выбивающийся из взвинченной психической атмосферы портала.