Роберт Шекли «Десятая жертва»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Антиутопия )
- Общие характеристики: Социальное | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ) | Европа (Южная Европа ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Роберт Шекли вновь возвращается к миру охотников и жертв. Охота уже разрешена по всему миру, любой участвующий в ней становится местной знаменитостью. Героине романа до вожделенного статуса остается всего одно убийство.
Входит в:
— цикл «Жертва»
Является новеллизацией:
— «Десятая жертва» / «La decima vittima» 1965, Италия, Франция, реж. Элио Петри
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vam-1970, 30 августа 2022 г.
Входит в цикл «Жертва». Тема присуща только Шекли -сам выдумал и сам развивает. Это стремление писателей мира придумать способ прекращения бессмысленных войн. Идея сумасбродная конечно, но это фантастика. Ради денег, а здесь автор показал наживу окружающих компаний это шоу, и не такое могут придумать. Страсти по убийствам автор в финале резко перевёл в хэппи-энд. Неожиданно для читателей.
Angvat, 23 мая 2019 г.
При всем уважении к автору произведение получилось крайне среднее, возможно, даже слабоватое. Оригинальный рассказ был эдаким забавным пустячком, с четкой, пусть и предсказуемой развязкой. Здесь же плюс-минус удалось только начало, где показан еще один эпизод охоты. Дальше же начинается какая-то тягучая мелодрама, с нелепыми поворотами, излишней затянутостью действа (автору традиционно не слишком удается работать с крупной формой) и нереалистично-слащавой концовкой. Да и сам показанный в произведении мир, разрастаясь, начинает казаться все более абсурдным. От полного фиаско произведение спасают лишь неплохой язык да юмор автора, которые, как всегда, на месте.
В общем, и у великих бывали проколы и неудачные возвращения к уже пройденному.
Яр Родин, 9 января 2019 г.
«Десятая жертва» — динамичный боевик, который читается на одном дыхании. В романе изрядное количество юмора, в том числе и довольно чёрного. И думается мне, что роман не так прост, каким может показаться.
В ходе повествования Шекли изучает проблему насилия. Действительно ли стремление убивать себе подобных есть неотъемлемая часть человеческой натуры? И приходит к выводу, что нет в человеке никакой склонности к насилию, которая была бы заложена самой природой. Зато реалии мира свидетельствуют, что Охота — основа целой индустрии, во много раз превосходящей современные военно-промышленные комплексы. И этой индустрии выгодно внушать людям, что насилие — норма.
Роман — захватывающий боевик с «двойным дном» — оставляет после себя сильное впечатление. Особо сложных и глубоких размышлений тут нет, но и нужды в них тоже не возникает.
Нескорений, 24 марта 2016 г.
Идея охоты на людей, которая в ближайшем будущем придет на замену глобальным войнам, впервые прозвучавшая в рассказе «Седьмая жертва», была взята за основу комедийного боевика «Десятая жертва», где главные роли исполнили перекрасившийся в блондина М. Мастрояни и штатная «девушка Бонда» У. Андерс. От сюжета оригинального рассказа почти ничего не осталось, фильм получился более ярким и легким, а мрачную концовку истории вообще вывернули наизнанку, желая угодить публике, привыкшей к романтическим хэппи-эндам. Данный роман являет собой новеллизацию упомянутого фильма, по объему он очень короткий и читается легко и быстро. Не могу сказать, что роман получился хуже оригинального рассказа — здесь больше динамики, второстепенных зрелищных эпизодов, единственный минус заключается во вторичности идеи — после прочтения «Седьмой жертвы» фабула «Десятой» легко угадывается, несмотря на смену ролей основных персонажей и альтернативный финал.
Действие происходит в ближайшем будущем, во времена, когда Охота легализована повсеместно. Правила игры претерпели серьезные изменения и от первоначальной идеи осталось не так уж много. Если в самом начале Жертвами становились различные преступники, уведомление о начале Охоты Жертве высылали не всегда, а Охотник был заряжен мотивацией на восстановление социальной справедливости, то теперь всё изменилось. Пару Охотник-Жертва рандомно подбирает игровой компьютер, для победы в игре необходимо совершить 10 убийств — по пять раз побывав в роли Жертвы и Охотника. Насколько я помню в «Седьмой Жертве» победить было в два раза сложнее — там в итоге надо было совершить 20 убийств, по 10 в каждом амплуа. Право нанимать Наводчиков получили не только Охотники, но и Жертвы, причем количество помощников ограничивалось только финансовой состоятельностью участника игры. Выйти из игры добровольно теперь нельзя, только вперед ногами, даже взять тайм-аут для отдыха не получится — после каждого удачного убийства сразу же начинается следующий раунд и Охотник превращается в Жертву.
Роль Охотника предстоит сыграть сотруднице американской кинокомпании Кэролайн Мередит, которой до победы остается последнее убийство. Начальник Кэролайн сразу же понимает, что из этой ситуации можно извлечь нехилый профит и снять зрелищную документалку. На свое последнее задание Кэролайн вместе со съемочной группой отправляется в Рим, где проживает намеченная Жертва — Марчелло Полетти, на счету которого только три трупа. Кэролайн хочет не просто совершить убийство, ей прежде всего интересно сблизиться с Жертвой, узнать о ней всё — чем живет, чем дышит — такой извращенный психологизм. Кроме этого, убийство обязательно должно быть зрелищным, превратиться в настоящее шоу, для этой цели съемочная группа арендует Колизей, что в высшей степени символично.
Марчелло производит впечатление типичного неудачника, все его убийства были совершены только благодаря счастливому стечению обстоятельств. Полетти только что развелся с женой, с которой прожил 12 лет и теперь живет с любовницей Ольгой, которую давно не любит. Он в высшей степени ленив и пассивен, в его характере преобладает мрачный фатализм, складывается ощущение, что он намеренно ищет смерти. Получив уведомление о том, что его назначили Жертвой, Марчелло даже не пытается скрываться, менять свои привычки. У него нет денег даже на то, чтобы нанять Наводчика или использовать специальные тактики, требующие финансовых вложений. Средства к существованию он вынужден добывать не только Охотой, но и периодически играть роль проповедника культа солнцепоклонников, обирая доверчивых прихожан, т.е. Полетти не лишен актерского дарования, что намекает на то, что он вовсе не так прост, как может показаться с первого взгляда.
Сюжет скроен вполне себе ладно, динамика развития событий справляется с задачей удерживать внимание читателя. Даже когда автору по замыслу необходимы статические сцены и диалоги, читателю скучать не придется. Внимание обязательно переключится на фоновый эпизод — другие Охотники не дремлют, игра продолжается повсеместно, на улице, в ресторане, в картинной галерее или даже в церкви постоянно грохочут перестрелки, взрывы, слышатся вопли умирающих. Мирные олимпиады заменили кровавые состязания охотников в разных дисциплинах, теперь новости спорта дадут фору любой криминальной хронике — отчеты с соревнований по метанию гранат, о дуэлях с использованием всех видов оружия приковывают возбужденных телезрителей к экранам. Даже тем, кто не достиг 18 лет, возраста с которого разрешено участвовать в Охоте, телепропаганда рекомендует тренироваться на кастетах, булавах и прочих наносящих увечья орудиях.
Одним из главных элементов мира Охотников является разнообразие оружия, средств защиты и смертоносных гаджетов. Здесь фантазия автора развернулась по полной, опасность может таиться в любом, даже самом безобидном с виду предмете. При этом читателя не грузят массой ненужных технических подробностей и оружейных характеристик. Особой глубины в описаниях красот Рима я не увидел, но здесь в качестве главного задника выступают не чудеса классической архитектуры, но сама вселенная Охоты, которая производит живое, захватывающее впечатление. Очень интересно наблюдать за тем, как может измениться мир за пару-тройку десятилетий — моральные нормы, обычаи, привычки и увлечения людей при наличии мощного катализатора могут трансформироваться до неузнаваемости. Впервые я прочёл этот роман в середине 90-х, когда еще учился в школе, но за двадцать с лишком лет свежесть впечатлений не поблекла и возможность перечитать эту книгу, снова погрузившись в мир Охотников и Жертв, доставила мне изрядное удовольствие.
Сказочник, 29 ноября 2016 г.
Насколько Шекли удавались рассказы, насколько же часто он прохаживался по граблям в романах. Свой любимый сюр и нелогичность с толикой юмора и абсурда он доводит до того, что все произведение кажется просто изуродованным и неудачно препарированным. Понятно, что он высмеивает здесь всё — от американской модели мировосприятия, с ее рекламой, любви к киношной картинке, до спгетти-вестернов и окутанных тайной героев, притягательных для женщин, но почему-то неудачников. Получилось плохо сшитым лоскутным одеялом, если честно. Но кое-где сквозь расходящуюся обивку проглядывает нутро работы гения.
Kulyash91, 19 марта 2017 г.
Сюжет: действие этой повести происходит в будущем, которое одним может показаться светлым и идеальным, а другим ужасным и страшным. Дело в том, что к тому времени на земле перестали вести ужасные и опустошающие войны, но с другой стороны, убийство человека стало почти что аттракционом и развлечением: надо только вступить в ряды «Охотников» и ты можешь безнаказанно убить 10 человек (которых в этой игре называют «жертвами»,) которых выберет компьютер. В этой игре нужно поочередно быть 5 раз охотником, и 5 раз жертвой, т.е в порядке охотник-жертва-охотник-жертва и т.д. Причем охотнику даются все данные о жертве — фотография, где живет и чем занимается, а жертву просто уведомляют о том, что на него/неё будет вестись охота. Тот, кто убьёт 10 человек становится мировой знаменитостью, освобождается от налогов, ну и тому подобные привилегии. И вот этот компьютер сводит американку Кэролайн (которой до заветной цели остаётся убить всего одного человека) и итальянца Марчелло (неопытного игрока, очень часто допускающего ошибки, убившего всего троих человек, и тех по счастливой случайности). Охота началась...
Впечатления: самые положительные! Во-первых, мне безумно понравился этот сюжет. По мне так он гениален и следить за развитием событий очень интересно. Сюжет и сам по себе очень необычный, но на придумывании столь необычной смертельной игры фантазия автора не ограничилась и во время чтения нас ждёт пара увлекательных сюжетных поворотов. Герои, правда, получились какими-то поверхностными — если характер Марчелло автор описал довольно подробно, со всеми его проблемами и переживаниями, то вот о Кэролайн кроме того, что она необыкновенно красива и жаждет славы почти ничего неизвестно, от этого и концовка романа получилась не совсем понятной. Но, с другой стороны, если бы Шекли всё «разжевал», подробно объяснил и преподнес на блюдечке так, чтобы всё было досконально понятно и просто то это тоже было бы плохо (ну, по крайней мере, мне бы это даже больше не понравилось). Во-вторых понравилось мне также то, как автор разобрался в человеческой психологии, потому что несмотря на то, что произведение можно отнести к жанру «фантастики» и действие происходит в будущем, такой ход развития событий вполне возможен. То есть, я хочу сказать, что если предположить, что сейчас введут подобную игру, в которую никто не обязывает играть, а все добровольно, то масса людей согласиться на это. Может это какой-то первобытный инстинкт, может просто человек существо такое, что ему нужно убивать, подавлять и доказывать свое превосходство над другими. А также в книге есть одна короткая, но очень важная сцена — один охотник подкупил то ли руководителей, то ли программистов, но компьютер выдал ему не какую-то случайную жертву, а именно ту, которая и была нужна охотнику — человека, с которым у него давние счеты. Учитывая нынешний уровень коррупции думаю, что многие будут рады на законных основаниях убить обидчиков, ну или просто мешающих им людей. Так что произведение довольно страшное, пугающее и является предупреждением нашему обществу, что всё может обернуться или таким образом, как в романе Шекли, или ещё хуже.
В общем, прекрасная, но очень пугающая и довольно мрачная повесть, хотя она и сдобрена большим количеством злой сатиры и юмора. Рекомендую к прочтению.
Cerber21, 28 декабря 2016 г.
После прочитанной мною «Седьмой жертвы» Р. Шекли роман выглядел довольно бледноватым. Причём ясно было с самого начала, чем всё закончится. Спасает лишь то, что это Шекли, который читается легко и непринуждённо. Однако, по моему мнению, концовки романа и рассказа надо было поменять местами и не описывать действия в почти похожей последовательности, вплоть до знакомства охотника и жертвы в кафе. Спасти ситуацию для тех, кто не читал эти произведения может прочтение сначала романа, а уж затем рассказа.
k2007, 26 декабря 2016 г.
По сравнению с рассказом роман стал не жесткой антиутопией, а каким-то безумным водевилем (кино я смотрел, так что понимаю, почему так получилось). Но тем не менее, роман напоминает плохой фильм, слишком сумбурный и невнятный
ru_ND, 19 мая 2016 г.
Интересная идея узаконивания убийств, посредством официальной Охоты, идеального заменителя войн. Охотник и Жертва один на один — и не вздумайте покалечить посторонних! Книга написана в легком, типичном для Шекли стиле. Кстати, до нее еще был рассказ «Седьмая жертва», который тоже стоит прочесть.
Oreon, 11 июня 2013 г.
Это сборище маразма читал с большим трудом находясь в больнице после операции. Зачем читал? Могу ответить лишь с трудом, наверно надеялся найти все таки какую мысль в произведениях из цикла Жертва. Но увы зачем это все писал автор я так и не постиг. Наверно он всерьез отстаивает идею, что человечество от войн спасет бессмысленная жестокость (те же олимпийские игры будущего по версии автора) и право убивать до 10 человек. Более другой прикрытой философии я не нашел, а эта мысль — не философия, а просто краеугольная идея на которой поставлен весь цикл. Поскольку подобной точки зрения я не разделяю, то читать об намерении снять фильм про осуществление десятого убийства было неприятно, а надежда найти некий потаенный смысл который хотел донести автор до своего читателя этим своим произведением, как я уже сказал, не оправдала себя. Правда в последней трети автора посетила «относительно свежая» мысль женить мужика под дулом пистолета, но общую картину это уже не исправило — наоборот дополнило полноту картины маразматического сюрра. Хотя, как уже кто-то подметил: супруги имеющие законное право поубивать друг друга в любой момент... в этом что-то есть. Но мне показалось — сам Шекли то и не заметил наиболее логический исход своего творения...
gorvzavodru, 9 декабря 2012 г.
Идея хорошая — мир с возможностью убивать по договорённости.
А реализация не понравилась — как то фантасмагорично: преувеличение и гротеск. И в итоге — слащавый «хэппи энд».
(не люблю такие произведения)
Yazewa, 23 декабря 2009 г.
Всё же рассказы Шекли удаются лучше...
Действие не захватило. Не слишком выразительные герои. Похоже, автор и не старался ярко выписать их типажи. А при всей выигрышности самой темы узаконенной «охоты человеков» друг на друга, — она выглядит абсолютно надуманной. Читается как гротеск, как театр абсурда, несмотря на вполне реальный (как правило) антураж. Моральных проблем я вообще не заметила. Как-то они не прочитались: может, не в том состоянии каком-то читала? :frown:
iRbos, 4 февраля 2009 г.
Вот на сколько мне понравился рассказ «Седьмая Жертва» и насколько я разочаровался в этом романе. Не передать словами.
Во-первых, Шекли зачем то поменял правила игры и от этого сильно поменялся смысл происходящего. Например, отсутствие возможности выйти из Охоты до заветной десятки означает, что теперь это именно Игра типа Русской рулетки с одним отсутствующим патроном, то есть шансов выжить крайне мало. Соответственно участники должны быть либо самоубийцами, либо невероятно везучими людьми. А учитывая, что теперь Охотнику не возбраняется использовать помощников в охоте, шанс выжить у Жертвы вообще не большой. Из-за всего этого картина мира становится предельно нелогичной и рушится как карточный домик.
Во-вторых, сюжет попахивает идиотизмом. Сама идея сделать их последней Охоты документальный фильм, должна была показаться опытному охотнику самоубийством, тем более когда еще приходится организовывать все так как описано в романе. Чтоб в Колизее с танцовщицами, рекламой и прочей фигней. А уж конец-то просто потрясающий, прям бразильский сериал. Чуть не прослезился... от досады. Только священник, заложивший библию дулом револьвера, немного развеивает эту атмосферу.
Единственным положительным аспектом романа является юмор, появляющийся к сожалению не часто. В остальном же роман похож на фарс.
Hirus, 11 мая 2012 г.
Зачем Шекли возвратился к этой теме? В этом рассказе ничего нового сказано не было. Если в первом рассказе все было в новинку, свежая идея, хорошее повествование, то тут самоповтор разбавленный водой. Не могу сказать, что мне хоть что то понравилось в этом рассказе, а жаль, очень хотел вернуться к этой теме.
Лифчик с пистолетами.... Для меня это и другие такие же нелепости, как любовная линия нелогичная, появляющаяся и развивающаяся до своего пика за пару абзацев очень сильно губят рассказ. Нету не психологизма, не паники жертвы, ни холодного расчета убийцы, ничего такого нет. Какая то клоунада в серьезной казалось бы теме.
TOT, 23 февраля 2010 г.
Конечно же мало глубоких рассуждений, но может так и надо... Может это само собой следует из той жизни которую ведёт главный герой — сегодня есть только сегодня... В общем понравилось. Кстати паралельно показывали Бегущий Человек и было весело смотреть и читать одновременно, но это уже другая история...