fantlab ru

Роберт Шекли «Десятая жертва»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.54
Оценок:
866
Моя оценка:
-

подробнее

Десятая жертва

The Tenth Victim

Другие названия: The 10th Victim

Роман, год; цикл «Жертва»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Роберт Шекли вновь возвращается к миру охотников и жертв. Охота уже разрешена по всему миру, любой участвующий в ней становится местной знаменитостью. Героине романа до вожделенного статуса остается всего одно убийство.

© jur

Входит в:

— цикл «Жертва»


Является новеллизацией:

«Десятая жертва» / «La decima vittima» 1965, Италия, Франция, реж. Элио Петри



Похожие произведения:

 

 


Миры Роберта Шекли. Книга 1
1994 г.
Обмен разумов
1998 г.
Десятая жертва
2003 г.
Координаты чудес
2004 г.
Десятая жертва
2007 г.
Координаты чудес
2007 г.
Десятая жертва
2009 г.
Обмен разумов
2014 г.
Координаты чудес
2017 г.
Билет на планету Транай
2018 г.
Координаты чудес
2020 г.
Координаты чудес
2024 г.

Издания на иностранных языках:

The 10th victim
1987 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Входит в цикл «Жертва». Тема присуща только Шекли -сам выдумал и сам развивает. Это стремление писателей мира придумать способ прекращения бессмысленных войн. Идея сумасбродная конечно, но это фантастика. Ради денег, а здесь автор показал наживу окружающих компаний это шоу, и не такое могут придумать. Страсти по убийствам автор в финале резко перевёл в хэппи-энд. Неожиданно для читателей.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

При всем уважении к автору произведение получилось крайне среднее, возможно, даже слабоватое. Оригинальный рассказ был эдаким забавным пустячком, с четкой, пусть и предсказуемой развязкой. Здесь же плюс-минус удалось только начало, где показан еще один эпизод охоты. Дальше же начинается какая-то тягучая мелодрама, с нелепыми поворотами, излишней затянутостью действа (автору традиционно не слишком удается работать с крупной формой) и нереалистично-слащавой концовкой. Да и сам показанный в произведении мир, разрастаясь, начинает казаться все более абсурдным. От полного фиаско произведение спасают лишь неплохой язык да юмор автора, которые, как всегда, на месте.

В общем, и у великих бывали проколы и неудачные возвращения к уже пройденному.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Десятая жертва» — динамичный боевик, который читается на одном дыхании. В романе изрядное количество юмора, в том числе и довольно чёрного. И думается мне, что роман не так прост, каким может показаться.

В ходе повествования Шекли изучает проблему насилия. Действительно ли стремление убивать себе подобных есть неотъемлемая часть человеческой натуры? И приходит к выводу, что нет в человеке никакой склонности к насилию, которая была бы заложена самой природой. Зато реалии мира свидетельствуют, что Охота — основа целой индустрии, во много раз превосходящей современные военно-промышленные комплексы. И этой индустрии выгодно внушать людям, что насилие — норма.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Выбор героев, выбравших любовь и отвергнувших Охоту со всеми её правилами, говорит сам за себя.

Роман — захватывающий боевик с «двойным дном» — оставляет после себя сильное впечатление. Особо сложных и глубоких размышлений тут нет, но и нужды в них тоже не возникает.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Идея охоты на людей, которая в ближайшем будущем придет на замену глобальным войнам, впервые прозвучавшая в рассказе «Седьмая жертва», была взята за основу комедийного боевика «Десятая жертва», где главные роли исполнили перекрасившийся в блондина М. Мастрояни и штатная «девушка Бонда» У. Андерс. От сюжета оригинального рассказа почти ничего не осталось, фильм получился более ярким и легким, а мрачную концовку истории вообще вывернули наизнанку, желая угодить публике, привыкшей к романтическим хэппи-эндам. Данный роман являет собой новеллизацию упомянутого фильма, по объему он очень короткий и читается легко и быстро. Не могу сказать, что роман получился хуже оригинального рассказа — здесь больше динамики, второстепенных зрелищных эпизодов, единственный минус заключается во вторичности идеи — после прочтения «Седьмой жертвы» фабула «Десятой» легко угадывается, несмотря на смену ролей основных персонажей и альтернативный финал.

Действие происходит в ближайшем будущем, во времена, когда Охота легализована повсеместно. Правила игры претерпели серьезные изменения и от первоначальной идеи осталось не так уж много. Если в самом начале Жертвами становились различные преступники, уведомление о начале Охоты Жертве высылали не всегда, а Охотник был заряжен мотивацией на восстановление социальной справедливости, то теперь всё изменилось. Пару Охотник-Жертва рандомно подбирает игровой компьютер, для победы в игре необходимо совершить 10 убийств — по пять раз побывав в роли Жертвы и Охотника. Насколько я помню в «Седьмой Жертве» победить было в два раза сложнее — там в итоге надо было совершить 20 убийств, по 10 в каждом амплуа. Право нанимать Наводчиков получили не только Охотники, но и Жертвы, причем количество помощников ограничивалось только финансовой состоятельностью участника игры. Выйти из игры добровольно теперь нельзя, только вперед ногами, даже взять тайм-аут для отдыха не получится — после каждого удачного убийства сразу же начинается следующий раунд и Охотник превращается в Жертву.

Роль Охотника предстоит сыграть сотруднице американской кинокомпании Кэролайн Мередит, которой до победы остается последнее убийство. Начальник Кэролайн сразу же понимает, что из этой ситуации можно извлечь нехилый профит и снять зрелищную документалку. На свое последнее задание Кэролайн вместе со съемочной группой отправляется в Рим, где проживает намеченная Жертва — Марчелло Полетти, на счету которого только три трупа. Кэролайн хочет не просто совершить убийство, ей прежде всего интересно сблизиться с Жертвой, узнать о ней всё — чем живет, чем дышит — такой извращенный психологизм. Кроме этого, убийство обязательно должно быть зрелищным, превратиться в настоящее шоу, для этой цели съемочная группа арендует Колизей, что в высшей степени символично.

Марчелло производит впечатление типичного неудачника, все его убийства были совершены только благодаря счастливому стечению обстоятельств. Полетти только что развелся с женой, с которой прожил 12 лет и теперь живет с любовницей Ольгой, которую давно не любит. Он в высшей степени ленив и пассивен, в его характере преобладает мрачный фатализм, складывается ощущение, что он намеренно ищет смерти. Получив уведомление о том, что его назначили Жертвой, Марчелло даже не пытается скрываться, менять свои привычки. У него нет денег даже на то, чтобы нанять Наводчика или использовать специальные тактики, требующие финансовых вложений. Средства к существованию он вынужден добывать не только Охотой, но и периодически играть роль проповедника культа солнцепоклонников, обирая доверчивых прихожан, т.е. Полетти не лишен актерского дарования, что намекает на то, что он вовсе не так прост, как может показаться с первого взгляда.

Сюжет скроен вполне себе ладно, динамика развития событий справляется с задачей удерживать внимание читателя. Даже когда автору по замыслу необходимы статические сцены и диалоги, читателю скучать не придется. Внимание обязательно переключится на фоновый эпизод — другие Охотники не дремлют, игра продолжается повсеместно, на улице, в ресторане, в картинной галерее или даже в церкви постоянно грохочут перестрелки, взрывы, слышатся вопли умирающих. Мирные олимпиады заменили кровавые состязания охотников в разных дисциплинах, теперь новости спорта дадут фору любой криминальной хронике — отчеты с соревнований по метанию гранат, о дуэлях с использованием всех видов оружия приковывают возбужденных телезрителей к экранам. Даже тем, кто не достиг 18 лет, возраста с которого разрешено участвовать в Охоте, телепропаганда рекомендует тренироваться на кастетах, булавах и прочих наносящих увечья орудиях.

Одним из главных элементов мира Охотников является разнообразие оружия, средств защиты и смертоносных гаджетов. Здесь фантазия автора развернулась по полной, опасность может таиться в любом, даже самом безобидном с виду предмете. При этом читателя не грузят массой ненужных технических подробностей и оружейных характеристик. Особой глубины в описаниях красот Рима я не увидел, но здесь в качестве главного задника выступают не чудеса классической архитектуры, но сама вселенная Охоты, которая производит живое, захватывающее впечатление. Очень интересно наблюдать за тем, как может измениться мир за пару-тройку десятилетий — моральные нормы, обычаи, привычки и увлечения людей при наличии мощного катализатора могут трансформироваться до неузнаваемости. Впервые я прочёл этот роман в середине 90-х, когда еще учился в школе, но за двадцать с лишком лет свежесть впечатлений не поблекла и возможность перечитать эту книгу, снова погрузившись в мир Охотников и Жертв, доставила мне изрядное удовольствие.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Насколько Шекли удавались рассказы, насколько же часто он прохаживался по граблям в романах. Свой любимый сюр и нелогичность с толикой юмора и абсурда он доводит до того, что все произведение кажется просто изуродованным и неудачно препарированным. Понятно, что он высмеивает здесь всё — от американской модели мировосприятия, с ее рекламой, любви к киношной картинке, до спгетти-вестернов и окутанных тайной героев, притягательных для женщин, но почему-то неудачников. Получилось плохо сшитым лоскутным одеялом, если честно. Но кое-где сквозь расходящуюся обивку проглядывает нутро работы гения.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сюжет: действие этой повести происходит в будущем, которое одним может показаться светлым и идеальным, а другим ужасным и страшным. Дело в том, что к тому времени на земле перестали вести ужасные и опустошающие войны, но с другой стороны, убийство человека стало почти что аттракционом и развлечением: надо только вступить в ряды «Охотников» и ты можешь безнаказанно убить 10 человек (которых в этой игре называют «жертвами»,) которых выберет компьютер. В этой игре нужно поочередно быть 5 раз охотником, и 5 раз жертвой, т.е в порядке охотник-жертва-охотник-жертва и т.д. Причем охотнику даются все данные о жертве — фотография, где живет и чем занимается, а жертву просто уведомляют о том, что на него/неё будет вестись охота. Тот, кто убьёт 10 человек становится мировой знаменитостью, освобождается от налогов, ну и тому подобные привилегии. И вот этот компьютер сводит американку Кэролайн (которой до заветной цели остаётся убить всего одного человека) и итальянца Марчелло (неопытного игрока, очень часто допускающего ошибки, убившего всего троих человек, и тех по счастливой случайности). Охота началась...

Впечатления: самые положительные! Во-первых, мне безумно понравился этот сюжет. По мне так он гениален и следить за развитием событий очень интересно. Сюжет и сам по себе очень необычный, но на придумывании столь необычной смертельной игры фантазия автора не ограничилась и во время чтения нас ждёт пара увлекательных сюжетных поворотов. Герои, правда, получились какими-то поверхностными — если характер Марчелло автор описал довольно подробно, со всеми его проблемами и переживаниями, то вот о Кэролайн кроме того, что она необыкновенно красива и жаждет славы почти ничего неизвестно, от этого и концовка романа получилась не совсем понятной. Но, с другой стороны, если бы Шекли всё «разжевал», подробно объяснил и преподнес на блюдечке так, чтобы всё было досконально понятно и просто то это тоже было бы плохо (ну, по крайней мере, мне бы это даже больше не понравилось). Во-вторых понравилось мне также то, как автор разобрался в человеческой психологии, потому что несмотря на то, что произведение можно отнести к жанру «фантастики» и действие происходит в будущем, такой ход развития событий вполне возможен. То есть, я хочу сказать, что если предположить, что сейчас введут подобную игру, в которую никто не обязывает играть, а все добровольно, то масса людей согласиться на это. Может это какой-то первобытный инстинкт, может просто человек существо такое, что ему нужно убивать, подавлять и доказывать свое превосходство над другими. А также в книге есть одна короткая, но очень важная сцена — один охотник подкупил то ли руководителей, то ли программистов, но компьютер выдал ему не какую-то случайную жертву, а именно ту, которая и была нужна охотнику — человека, с которым у него давние счеты. Учитывая нынешний уровень коррупции думаю, что многие будут рады на законных основаниях убить обидчиков, ну или просто мешающих им людей. Так что произведение довольно страшное, пугающее и является предупреждением нашему обществу, что всё может обернуться или таким образом, как в романе Шекли, или ещё хуже.

В общем, прекрасная, но очень пугающая и довольно мрачная повесть, хотя она и сдобрена большим количеством злой сатиры и юмора. Рекомендую к прочтению.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

После прочитанной мною «Седьмой жертвы» Р. Шекли роман выглядел довольно бледноватым. Причём ясно было с самого начала, чем всё закончится. Спасает лишь то, что это Шекли, который читается легко и непринуждённо. Однако, по моему мнению, концовки романа и рассказа надо было поменять местами и не описывать действия в почти похожей последовательности, вплоть до знакомства охотника и жертвы в кафе. Спасти ситуацию для тех, кто не читал эти произведения может прочтение сначала романа, а уж затем рассказа.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

По сравнению с рассказом роман стал не жесткой антиутопией, а каким-то безумным водевилем (кино я смотрел, так что понимаю, почему так получилось). Но тем не менее, роман напоминает плохой фильм, слишком сумбурный и невнятный

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересная идея узаконивания убийств, посредством официальной Охоты, идеального заменителя войн. Охотник и Жертва один на один — и не вздумайте покалечить посторонних! Книга написана в легком, типичном для Шекли стиле. Кстати, до нее еще был рассказ «Седьмая жертва», который тоже стоит прочесть.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это сборище маразма читал с большим трудом находясь в больнице после операции. Зачем читал? Могу ответить лишь с трудом, наверно надеялся найти все таки какую мысль в произведениях из цикла Жертва. Но увы зачем это все писал автор я так и не постиг. Наверно он всерьез отстаивает идею, что человечество от войн спасет бессмысленная жестокость (те же олимпийские игры будущего по версии автора) и право убивать до 10 человек. Более другой прикрытой философии я не нашел, а эта мысль — не философия, а просто краеугольная идея на которой поставлен весь цикл. Поскольку подобной точки зрения я не разделяю, то читать об намерении снять фильм про осуществление десятого убийства было неприятно, а надежда найти некий потаенный смысл который хотел донести автор до своего читателя этим своим произведением, как я уже сказал, не оправдала себя. Правда в последней трети автора посетила «относительно свежая» мысль женить мужика под дулом пистолета, но общую картину это уже не исправило — наоборот дополнило полноту картины маразматического сюрра. Хотя, как уже кто-то подметил: супруги имеющие законное право поубивать друг друга в любой момент... в этом что-то есть. Но мне показалось — сам Шекли то и не заметил наиболее логический исход своего творения...

Оценка: 4
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Идея хорошая — мир с возможностью убивать по договорённости.

А реализация не понравилась — как то фантасмагорично: преувеличение и гротеск. И в итоге — слащавый «хэппи энд».

(не люблю такие произведения)

Оценка: 5
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Всё же рассказы Шекли удаются лучше...

Действие не захватило. Не слишком выразительные герои. Похоже, автор и не старался ярко выписать их типажи. А при всей выигрышности самой темы узаконенной «охоты человеков» друг на друга, — она выглядит абсолютно надуманной. Читается как гротеск, как театр абсурда, несмотря на вполне реальный (как правило) антураж. Моральных проблем я вообще не заметила. Как-то они не прочитались: может, не в том состоянии каком-то читала? :frown:

Оценка: 7
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот на сколько мне понравился рассказ «Седьмая Жертва» и насколько я разочаровался в этом романе. Не передать словами.

Во-первых, Шекли зачем то поменял правила игры и от этого сильно поменялся смысл происходящего. Например, отсутствие возможности выйти из Охоты до заветной десятки означает, что теперь это именно Игра типа Русской рулетки с одним отсутствующим патроном, то есть шансов выжить крайне мало. Соответственно участники должны быть либо самоубийцами, либо невероятно везучими людьми. А учитывая, что теперь Охотнику не возбраняется использовать помощников в охоте, шанс выжить у Жертвы вообще не большой. Из-за всего этого картина мира становится предельно нелогичной и рушится как карточный домик.

Во-вторых, сюжет попахивает идиотизмом. Сама идея сделать их последней Охоты документальный фильм, должна была показаться опытному охотнику самоубийством, тем более когда еще приходится организовывать все так как описано в романе. Чтоб в Колизее с танцовщицами, рекламой и прочей фигней. А уж конец-то просто потрясающий, прям бразильский сериал. Чуть не прослезился... от досады. Только священник, заложивший библию дулом револьвера, немного развеивает эту атмосферу.

Единственным положительным аспектом романа является юмор, появляющийся к сожалению не часто. В остальном же роман похож на фарс.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Зачем Шекли возвратился к этой теме? В этом рассказе ничего нового сказано не было. Если в первом рассказе все было в новинку, свежая идея, хорошее повествование, то тут самоповтор разбавленный водой. Не могу сказать, что мне хоть что то понравилось в этом рассказе, а жаль, очень хотел вернуться к этой теме.

Лифчик с пистолетами.... Для меня это и другие такие же нелепости, как любовная линия нелогичная, появляющаяся и развивающаяся до своего пика за пару абзацев очень сильно губят рассказ. Нету не психологизма, не паники жертвы, ни холодного расчета убийцы, ничего такого нет. Какая то клоунада в серьезной казалось бы теме.

Оценка: 2
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Конечно же мало глубоких рассуждений, но может так и надо... Может это само собой следует из той жизни которую ведёт главный герой — сегодня есть только сегодня... В общем понравилось. Кстати паралельно показывали Бегущий Человек и было весело смотреть и читать одновременно, но это уже другая история...

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх