fantlab ru

Эмиль Золя «Тереза Ракен»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.87
Оценок:
94
Моя оценка:
-

подробнее

Тереза Ракен

Thérèse Raquin

Другие названия: Убийцы

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 14
Аннотация:

Провинциальная красавица Терез Ракен, прозябающая в несчастливом браке со своим кузеном, безвольным, скучным и мелким буржуа, мечтает о большой любви.

Однако когда в ее жизни появляется Лоран, все непостижимым образом меняется.

Между ними вспыхивает страсть, а вместе с ней – приходит надежда на новую, яркую жизнь…

Но на пути любовников стоит непреодолимое препятствие – муж Терезы. Рано или поздно, он все узнает. Что их ждет? И на что они готовы пойти ради счастья?

Примечание:

Роман основан на рассказе «Un mariage d'amour» (Брак по любви).

Роман «Тереза Ракен» вошел в Полное собрание сочинений Эмиля Золя, под редакцией М. В. Лучицкой, Киев, 1903, т. 37. «Тереза Ракен» («Убийцы») издавалась в Петербурге в 1891 году.


Награды и премии:


лауреат
1001 книга, которую необходимо прочитать / 1001 Books You Must Read Before You Die, 2006

Экранизации:

«Зандали» / «Zandalee» 1991, США, реж. Сэм Пиллсбери

«Тереза Ракен» / «In Secret» 2013, США, Сербия, Венгрия, реж. Чарльз Стрэттон



Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (10)
/языки:
русский (10)
/тип:
книги (10)
/перевод:
Е. Гунст (10)

Том 1. Из сборника
1960 г.
Тереза Ракен. Жерминаль
1975 г.
Тереза Ракен. Жерминаль
1981 г.
Страница любви. Дамское счастье. Тереза Ракен
1989 г.
Тереза Ракен. Накипь
1993 г.
Тереза Ракен. Дамское счастье
2004 г.
Тереза Ракен
2012 г.
Тереза Ракен
2014 г.
Тереза Ракен
2017 г.
Тереза Ракен
2018 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга — исследование темпераментов и животного начала отдельных индивидов. В центре повествования два совершенно разнохарактерных человека — парижанский повеса Лоран, которого по жизни почти всё устраивало, и воспитанница мелкой торговки Тереза, которую по жизни не устраивало почти ничего, которая хотела рвать и метать, но её мнения никто не спрашивал и ей приходилось всё сносить, опустив голову. Даже замуж её выдали, не спросив, а хочет ли она выходить за болезненного юношу, который чудом дотянул до совершеннолетия.

После того, как Лоран и Тереза случайно встретились, между ними пробежала такая искра, что оба, казалось, уже не могли друг без друга. Именно Тереза навела Лорана на мысль, что можно убрать её муженька — и тогда они смогут пожениться.

Сказано — сделано! Мужа Терезы убрали. Но что-то как-то не сложилось у них. За тот год, который сообщникам пришлось разыгрывать комедию, обоюдные чувства притупились. Зато и тому, и другой всё чаще и чаще стал являться во сне и наяву призрак убитого...

Поэтому они всё же поженились, чтобы изгнать призрак из своей жизни раз и навсегда. Этого не произошло, и семейная жизнь стала похожа на ток-шоу «Сдохни или умри». Что примечательно, автором не раз и не два подчёркивается, что это не были угрызения совести. Их просто мучил призрак убитого ими шкета. Печать Каина, как говорится. Но не та, которую всячески подчёркивали и которой гордились герои Германа Гессе и Юрия Мамлеева, а настоящая, которой Б-женька пометил Каина, чтобы никто его не шлёпнул, но Каин всё равно боялся. Так и умер в страхе, но детей заделал. Это пока у одних авторов убийство помогает заглянуть внутрь себя/внутрь человеческой души/за грань видимого мира. Что происходит на самом деле, проверять не посоветую, наверное. Но написано превосходно. Кстати, у Лорана печать Каина имеет вполне себе вещественное воплощение — защищавшийся из последних сил утопленник кусанул его в шею. Сильно кусанул. Я надеялась, что от этой раны он и умрёт, но...

«Теперь всё стало печатью Каина.»

Так они и жили — причиняли друг дружке невыносимые муки, избивали один другую и в конце концов приняли ядЪ, чтобы больше не мучиться. Недолго и несчастливо, ну зато хоть умерли в один день. Fin.

Скорее всего, для большинства чтение будет крайне малоприятным. Во времена Золя книга вообще была встречена максимально неодобрительно, и писатель был вынужден снабдить второе издание предисловием в духе «это не я торможу — это вы гоните!» Имел полное право, в принципе. Возможно, если бы Золя написал «Красную букву» и «Портрет Дориана Грея», это совершенно точно можно было бы читать.

Что ещё... А, ну да, котика жалко. До какой же ручки надо было дойти, чтобы просто вообразить, что в кота вселился призрак убиенного?.. А так, в общем-то, да. Есть люди, с которыми своего счастья не построишь просто потому что. А Тереза и Лоран ещё и на чужом горе собирались построить его. Не смогли.

Других они успешно обманывали. А себя не удалось.

«Уважаемые посетители, 12 мая магазин закрывается навсегда».

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читать в эмоциональном плане было непросто. Но написано прекрасно. Хотелось бы немного поворчать, что в некоторые психологические кунштюки героев я абсолютно не верю, да не буду. Автору на момент написания 27 лет, и это его первый более-менее «серьезный» роман – поэтому простительно.

По накалу страстей похоже на «Преступление и наказание» (появившееся в печати, к слову, за год до издания «Терезы Ракен») — только без Бога и покаяния. Еще похоже на флоберовскую «Госпожу Бовари» и ранний набоковский роман «Король, дама, валет». Там тоже про адюльтер. Но два последних товарища живописуют происходящее отстраненно, не пытаясь показать свое отношение к происходящему. Совсем по-другому у Золя. Здесь уши автора (и его отношение к происходящему) торчат повсюду. Это никак, с моей точки зрения, не умоляет текста: писатели бывают разные. Одни более склонны к «учительству», другие менее. Что лучше – не берусь судить, думаю, для разных читателей по-разному.

Сюжет в романе достаточно тривиальный, поэтому внимание мое было обращено в основном на то, как это «сделано». Мне понравилось. Написано ярко, выразительно, искренне, — что называется, от души. А местами даже, не побоимся этого слова, с проблесками гениальности. Главный минус книги, как по мне, это неправдоподобное (во многом) психологическое «наказание», которое претерпевают Тереза и Лоран. Не верится мне в это. Бесконечно себя так изводить – ну не бывает такого… Хотя, кто его знает, быть может, Золя так и хотел все это изобразить, доведя свое повествование до гротеска и абсурда.

Еще одно замечание по поводу «натурализма», которым Золя охарактеризовал свое творчество. Мне кажется, слово выбрано не очень удачно. Я бы обозвал это направление, ну, скажем, каким-нибудь «новым романтизмом». Такая яркая эмоциональная атмосфера, такие яркие краски (часто контрастные), картинки-сцены с налетом мистики, временами нагнетание ужасов, как в «готических» романах (кот Франсуа практически срисован с кота Э. По), бушующие шекспировские страсти (финал так вообще, как в «Ромео и Джульетте») и т.д. и т.п. Плюс к этому полное отсутствие авторской бесстрастности – все это как-то не походит на заявленный «физиологический роман». По мне так это романтизм чистейшей воды, только вывернутый каким-то странным образом. Я не филолог, не знаю, какой правильный ярлык приклеить к подобному тексту.

Отдельной похвалы заслуживает предисловие: интересен не сам повод, из-за которого оно появилось, а собственно содержание.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Важное Предупреждение: об этом романе сложно говорить без частичного раскрытия сюжета. Если для вас убийство бабки у Достоевского спойлер, то лучше не читайте мой отзыв. И отзыв strannik102 тоже. И Lucie Morton. А вот Зараза можете, он чист.

Лёгкое Недоумение: что-то я недопонял Lucie Morton: цитата автора из предисловия, цитата из примечания, и пересказ содержания целиком – зачем? Ладно :/

Обычное Предупреждение: это будет очень сумбурно.

Любопытно получилось, однако: ни Золя не читал Достоевского, ни Достоевский не читал Золя, но с разницей около года написали похожие по канве романы, где совершается идентичное преступление, убийство никчёмного человека, а затем наступает схожее детально описанное наказание в виде разложения человека заживо. Главное отличие в том, что Достоевский сводит всё к теме религии, бога, в которых, от части, убийца находит искупление, ведь Достоевский жалеет своего мученика, наделяет совестью и раскаянием, тогда как для Золя убийцы это подопытные животные и отношение к ним соответствующее.

Замечу, что преступление Достоевского является катализатором новых событий и интриги, на продолжении всего романа натянутый нерв не проседает, у Золя же сюжет быстро обрывается, динамика спадает до описания (порой с частыми повторениями) внутренних и внешних перевоплощений героев да редких диалогов; всё что остаётся от интриги укладывается в два вопроса: «Какое наказание уготовано убийцам?» и «Госпожа Ракен узнает?». Советую обратить на это внимание, кому неинтересно читать потоки развивающейся шизы, галлюцинаций и страха забуксует уже на трети романа.

Ниже strannik102 говорит о вайбах Кинга, По, Гоголя. Я согласен, но не согласен. Не соглашусь с определением Что Именно есть ужастики в этом романе. Ниже я скажу фразу «жуткий романтизм» и сравнение с По здесь очень кстати. Но, на мой взгляд, ужасы По не пугают, романтизм в принципе слабо пугает. Только одна достойная Кинга сцена (или наоборот) мне показалась действительно неприятной и пугающей. Я говорю о самом преступлении. Не помню, когда в последний раз мне было настолько мерзко и неприятно. Вот эта беспомощность и тщетность попыток жертвы выжить, муки от осознания происходящего и ужасного исхода, – за этим всем очень невесело наблюдать, какой бы человек ни был, всё равно проявляешь человеческую жалость. Есть ещё один момент, он не совсем страшный, но способен своим трагизмом и жестокой несправедливостью раздавить и опустошить – это первые слёзы госпожи Ракен. Вот тут пришлось отложить чтение и переварить.

Почему в предисловии автор говорит об отсутствии совести у Лорана и Терезы? Лоран – ок. Но Тереза? Что тогда означает её реакция на слова Лорана: «При этих словах Тереза выпустила руку Лорана. Ее словно что-то ударило в грудь. Бесстыдство любовника ошеломило ее. Она взглянула на него помутневшими глазами.» Это ли не совесть? Мне кажется, что бессовестному человеку такие страдания и реакции не свойственны. Вспомните муки Раскольникова, как совесть сжирала его изнутри. А теперь сравните это с ужасом происходящим внутри Лорана и Ракен – разве не страшнее их участь? Так страдают бессовестные животные? Не верим.

Мне по-человечески жалко Камилла. Гиперопеку матери можно понять. В свои тридцать лет он все ещё примитивный фригидный ребёнок. Его глупая простота и ребячество умиляет. В нём не потеряно простодушие. Это видно по той невинной реакции, когда он смеётся шутке с щекотанием носа соломинкой. Или как нелепа его попытка самоутвердиться: он кричит, что Тереза боится лодки, хотя сам боялся на неё ступить. Ещё забавно его наивное тщеславие, побудившее переехать в столицу и работать гос. служащим. Несчастная душа с изначально загубленной судьбой.

Золя придумал неожиданный финт. Наш убийца временами балуется живописью, от праздности, для виду, абсолютная бездарность малюет портреты. После совершенного преступления он возвращается в искусство, чтоб забыться, избежать реальности. И вот однажды талантливый однокашник художник посещает его мастерскую и восхищается новыми работами. В этот момент я сильно удивился, не ожидал такой щедрости от автора, не ожидал, что он решит наделить потерянного человека творческими способностями. Понимаете, всю историю нам показывали заурядное, туповатое, сладострастное животное – а тут раз! – и мы видим что-то похожее на человека, у которого развились доселе чуждые чувства, чуткость и впечатлительность. Мне показалось, будто сейчас будет спасение, эволюция в настоящего человека, но автор поступает мудро, оказалось, что внезапно проявившийся художественный дар и талант стали для убийцы возмездием, которого он не выдерживает. В чём заключается возмездие – читайте.

А какой вообще можно сделать вывод? Что тяжкий грех и спокойная жизнь несовместимы? Честно, есть сомнения. Кажется, будто true животные без совести приноровились бы жить в некоем покое, довольствуясь страстями и благами наследства. Или что даже если удастся избежать наказания по закону, со стороны власти, наказание придёт со стороны совести (которой, по словам автора, нет) и призрака пострадавшего? Вот этот преследующий призрак скверного прошлого отдаёт не жутким реализмом (цитата критика), а жутким романтизмом. Не верим. Для себя я уяснил, что стенания совести за совершённое преступление не получится заглушить пьянством, похотью, творчеством :)

Рекомендую.

«Бессонница валила их на ложе, устланное рдеющими угольями, и переворачивала их раскаленными щипцами.» (что-то на гениальном)

«Безделье, то животное существование, о котором он мечтал, стало для него возмездием.» (просто так)

Спойлерные Мысли о Разном:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Старушка Ракен хорошая, но она совершила ошибку, решив во что бы то ни стало плотно приклеиться к личной жизни уже взрослых детей и не отпускать, продолжать цепляться к ним и оберегать. Автор по белому говорит, что она боялась потерять Терезу из эгоизма, не хотела оставаться в сырой лавке в одиночестве. И вот результат. Кстати сказать, если б она тогда за столом не пыталась написать сразу два имени, а хотя бы одно, то ей хватило бы сил на последнее и самое важное слово :)

Порадовало, что автор решил не использовать откусанный кусок кожи как улику для раскрытия убийцы. Когда парень в борьбе укусил его я подумал: «Ну да, ну да! конечно же укусил и теперь есть улика, как банально!», но зря я сомневался в авторе. Эмиль, если ты это прочтёшь – прости!

Оценка: нет
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Учитесь управлять страстями!

И если ты своей владеешь страстью, А не тобою властвует она (Р. Киплинг)

Если бы Золя написал свой роман примерно в наши времена, то я бы сказал, что здесь явно заметно влияние короля ужасов Стивена Кинга. Однако, поскольку всё ровно наоборот, то имею предположить, что Стивен Кинг однажды прочитал эту книгу, и явно или неявно, но она могла оказать своё влияние на творчество этого популярного современного писателя.

Хотя, казалось бы, ничего не предвещало присутствия именно чего-то ужастического — неприятного, реалистического — да, но ужасного… И аннотация готовила читателя к чтению физиолого-психологической любовной драмы, основанной на некоем криминальном событии. А может и событиях. И вроде бы с самого начала к тому и шло — мы постепенно знакомились с Терезой и её семьёй, проникались сочувствием к тому существованию, которое она вела, вынужденно выйдя замуж не по любви, а из чувства долга, уничижительно воспринимали её дражайшего супруга, да и всю компанию друзей семейства тоже не отличала ни глубина личностей, ни широта души. И будущий любовник Терезы месье Лоран тоже представал перед читателем мелким хлыщём.

Но вот появилась страсть и возникла любовная греховная связь, и оба наших героя кардинально изменились — и в Терезе и в Лоране жизнь буквально проснулась. И поскольку сила страсти прямо пропорциональная силе влечения и зависимости от своего партнёра, то наша парочка едва ли не одновременно и независимо друг от друга вскоре пришла к одному и тому же выбору — устранить мешающего им супруга Терезы.

Сказано — сделано. Однако чтобы не попасть под подозрение, оба любовника вынуждены не то что скрывать свою связь, но даже и прервать свои сношения-отношения — во избежание. А дальше как у Бекбедера — любовь живёт три года. И кроме того, натуры страстные так сильно расходуют себя в порывах своих страстей, что колебания маятника у них всегда имеют широкую амплитуду. И потому рано или поздно, но отношения любовников явно заходят в тупик. А ещё в силу впечатлительности художественной натуры Лоран буквально впадает в маньяческое состояние — везде и всюду ему мерещится утопленный им Камилл, начиная от любых собственных картин и заканчивая любовно-супружеским ложем.

Чем вся эта психологическая триллеровщина заканчивается — наверное объяснений не требует.

А где же тут ужастики-то? — воскликнете вы. А вы попробуйте сами почитать все эти описания внутренних состояний и Терезы и Лорана после совершённого ими преступления, да ещё представить себя на месте того и другого персонажа, и ей-ей, в вечернем сумраке комнаты да при выключенной лампе и вам может примерещиться всякая чертовщина. В общем, Эдгар По, Николай Гоголь и Стивен Кинг в одном романе!

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Противоречивые чувства вызывает книга. С одной стороны, видно, что автор вложил в роман всю душу, преследуя цель проведения психологического эксперимента соприкосновения «сангвинической натуры» с «нервной». Он выступает одновременно не только как кукольник, который заставляет героев совершать те или иные поступки, но и как рассказчик, детально анализирующий и препарирующий не только все их слова и действия, но и мысли. Но мне кажется, автор слишком увлекся научной стороной вопроса, и герои его, с их темпераментами, поступают совершенно не в свойственной обычным людям манере. Такое ощущение, что если б автор перестал контролировать своих героев и отпустил их на свободу- поступки их и мысли были бы совершенно иными в этих же самых обстоятельствах.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Особенно очень сильно удручает финал. Я скорее поверю в то, что Лоран убил бы Терезу в приступе ярости или под действием галлюцинаций, и даже в его самоубийство, чем в такой финал. Кстати, сама идея, что сангвинический тип может каким-то образом заразится нервностью от нервного типа- вызывает у меня также большие сомнения. В конечном счете вывод такой: глубинно, детально, мастерски, психологично, но...не верю ни одному слову. Наверное поэтому, вся эта история с самого начала практически не вызвала у меня никаких сильных чувств. Самое сильное впечатление на меня произвели сцены раскаяния Терезы перед несчастной парализованной старушкой (ужасно представлять, ЧТО она- старушка- при этом испытывала) и леденящая душу сцена расправы над котом.

В заключение не могу не выразить свое несогласие с теми, кто считает, что в книге нет ни одного положительного героя (судя по рецензиям). Ну как минимум, это несчастный кот Франсуа. А если серьезно- это добрая старушка-тетка, любившая всю жизнь своего сына безумной любовью (пусть и нездоровой, но разве мало ли таких матерей?), принявшая племянницу и воспитывающая ее всю жизнь как родную дочь, единственное позитивное, доброе и бескорыстное существо в этой компании.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх