Гарри Гаррисон «Ремонтник»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Контакт | Ксенофантастика
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Кого послать ремонтировать вышедший из строя старый маяк? Конечно же его, лучшего ремонтника гиперпространственных маяков. Каково же было его удивление, когда прибыв на место, он увидел, что ящероподобные аборигены не только влезли в маяк, но и устроили в нём храм, из-за которого идёт маленькая религиозная война. Пришлось принимать облик ящера и срочно спасать положение дел.
Рассказ под названием «Мастеровой» (перевод — Дмитрий Жуков) был опубликован в журнале «Ровесник» №12 1969 (с.20-22)
Входит в:
— журнал «Galaxy Science Fiction, February 1958», 1958 г.
— сборник «Война с роботами», 1962 г.
— антологию «Паломничество на Землю», 1981 г.
— антологию «Чего стоят крылья», 1989 г.
— антологию «Полицейский робот», 1990 г.
— антологию «Трансплутон», 1990 г.
— сборник «Stainless Steel Visions», 1993 г.
— антологию «Нулевой потенциал», 1993 г.
— «Модель для сборки», 1995 г.
— сборник «50х50», 2001 г.
— сборник «Toy Shop and Two Others», 2009 г.
- /языки:
- русский (24), английский (1), литовский (1), армянский (1)
- /тип:
- книги (25), периодика (1), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Л. Григалюнене (1), Д. Жуков (20), Г. Корчагин (2), Дж. Хазарян (1)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
1001, 1 декабря 2024 г.
Конечно, это не самый лучший рассказ Гаррисона, но достаточно интересный. Я его прочел в сборнике 1970 издания и таки хорошо запомнил.
В детстве для меня это был просто фантастический рассказ (причем еще и с элементами ужастика — да, я про эпизод с выжиганием глаз :)
Сейчас же для меня очевидны явные аллюзии на общие признаки всех мировых религий (в рассказе автор дал легкие намеки на каждую из них, не только на христианство, что говорит о хорошем знании Гаррисоном темы).
(и да, если взглянуть на египетские пирамиды сверху — там таки ровные площадки, ну типа как места для бассейна с охлаждающей водой :)
Впрочем, суета вокруг назначения пирамид существует давно, еще со времен Геродота. А наше поколение массово смотрело фильм «Воспоминание о будущем» и было в курсе всех веяний.
Как, очевидно, и сам Гаррисон.
Ну а дальше — собственно сюжет. Технически он бессмысленный — никто не будет строить столь сложные устройства, продолжительность работы которых составляет столетия, а назначение — крайне важно для космической навигации, в таких ненадежных местах, как поверхность геологически (см. текст рассказа) и биологически активных планет. Где-то в космосе, на астероиде, имеющем стабильную орбиту — да. Или вообще на каком-то аналоге МКС будущего (использование водяного охлаждения? Да у автора не было опыта работы не то что инженером-гидравликом, но и простым сантехником :)
Впрочем, это нам, имеющим опыт протечек фирменных СВО, судить легко. А в 1958 и труба со стенками в три метра казалась вполне рабочим вариантом :)
Ну и главное — на столь ответственное задание посылают только одного специалиста (причем по характеру и темпераменту полностью совпадающего с Янки при дворе короля Артура, надеюсь все его узнали :) Вот этот момент — и есть настоящая фантастика.
Да, и по поводу Янки. Реальную версию того, что произошло бы на планете «рептилоидов» мы наглядно увидели в фильме Виктора Греся (массовое побоище аборигенов, как неизбежное развитие сюжета рассказа. Несмотря ни на какие запреты- там есть своя логика неизбежного развития событий)
Отсюда, кстати, и понятие «прогрессорства» в понимании Стругацких — скрытое и незаметное для местных вмешательство.
И сюжет книги Гаррисона мог бы получить более глубокое и правдоподобное развитие. Но автор решил спрятаться за иронией, осторожно оставив проработку данной темы другим авторам (Френку Герберту в том числе :)
vorpol, 11 февраля 2024 г.
Рассказ я читал когда-то давно и по ходу чтения заново, где-то к середине только вспомнил деталь про выжигание глаз.
Если не считать «Неукротимую планету» и первых «Билла» и «Крысу», то это — стандартнейшее произведение для Гаррисона. Есть хорошо продуманный звездный антураж (живые рептилоиды за десятилетия до того, как они вошли в мэйнстрим :), есть приключения, есть какое-то движение и действия, но... нет интриги. Ну вот вообще нет, читаешь как заметку в «Спид Инфо» — вроде и необычно, но абсолютно не включаешься, да еще внутренне похикикиваешь. А все потому, что мастера рассказа — Шекли или Ф.Браун — они ухитрялись в каждом новом рассказе ввернуть новый сюжет и идею, наращивали конфликт, и разрешали его, порой очень пародоксальным образом. Ну а у Гаррисона встречается все тот же Язон Дин Альт, с новыми именами или обличьем, но тем же уровнем везения и находчивости 80-го лэвела. Так и в этом рассказе, кроме пасхалки с рептилоидами (для «ценителей») чего-то этакого нет.
Warrapan, 15 мая 2019 г.
Яркий, лаконичный, легко читаемый и добрый рассказ. Сюжет достаточно интересен, главному герою присущи пару черт, которые делают его более-менее живым. Возможно, вступление (диалог со Стариком) слегка затянут, но при дальнейшем прочтении действие нигде не провисает и не перескакивает. Приятный язык, хороший лёгкий юмор, отдельно хочу похвалить именно доброту рассказа — не смотря ни на что все остались довольны, так сказать капуста, коза и волк радостно переправлены на другую сторону реки.
amak2508, 3 ноября 2017 г.
Вполне традиционный для англо-американской фантастики 50-х — 60-х годов прошлого века рассказ о приключениях в дальнем космосе. Интрига простенькая, приключения — из разряда тех, что вполне могли произойти на нашей матушке Земле, и все это аккуратно завернуто в блестящую обертку из роскошного космического антуража: подпространства, космических маяков на планетах далеких звездных систем, ящеров-аборигенов и, конечно же, суперменистого героя — мастера на все руки. Идей никаких, оригинальных поворотов сюжета тоже ноль и, кажется, автор не очень перетрудился, создавая этот рассказ.
Но есть один момент, который сильно отличает эту вещицу от большинства современных аналогов. Обратите внимание — по версии Гарри Гаррисона космонавтам, пребывающими на планетах с разумной жизнью ЗАПРЕЩАЕТСЯ причинять какой-либо вред аборигенам. Ну, а теперь вспомните хоть что-нибудь похожее в современной фантастике :).
TrollBoroda, 5 февраля 2014 г.
Если сравнить года выхода «Мастера на все руки» с «Миром смерти» и «Стальной крысой», то можно увидеть что данный рассказ был написан и выпущен раньше всего. И пофантазировать на тему, не тут ли Мастер наткнулся на образ «межгалактического афериста» который проворачивает свои делишки с помощью неуемной фантазии, наглости, всевозможных гаджетов и с чувством юмора?
Перед нами, казалось бы, обыкновенная история. Монтажник получает задание слетать и отремонтировать древний маяк. Но , во первых какой это монтажник. По офису ходит с бластером, имеет тайный счет и мечтает «свалить» от своего работодателя, который в свою очередь следит за действиями подчиненного, «нашпиговав» корабль «жучками», отслеживает все «левые» счета. Цель полета, так же не проста. За тысячелетия стояния маяк стал религиозным центром для обитателей планеты, разумных ящеров. Да не просто центром, а «яблоком раздора» между «духовными лидерами». Тут на помощь герою приходят его ум, фантазия, изворотливость, наглость и техническое превосходство.
Всем кому хочется насладиться чистым, не замутненным приключением читать обязательно. Кому нравится «Стальная крыса» и хочется чего-то подобного, так же стоит ознакомится.
Muzzy29, 1 января 2017 г.
Рассказ состоящий из кусков..
Герой прилетает на планету где живут ящеры — которые по менталитету очень похожи на людей. Они поклоняются старому космическому маяку, который нуждается в ремонте..
Не понравилось в принципе все: сам ГГ, описание аборигенов планеты, решение вопроса с ремонтом маяка..Никаких интересных идей и пресный сюжет, с которого автор выдавил данный рассказ.
История не захватила.
БорЧ, 2 апреля 2011 г.
Рассказ о том, как просто можно стать Богом. И о технической смекалке — как можно просто изготовить практически «вечный двигатель». Кстати, когда верующие и толпы (особенно наших) туристов крутят многочисленные барабаны в ламаистских (или буддистских — тут я не силён, извините, если путаю) храмах Юго-Восточной Азии — это ничего Вам не напоминает ??? Может это и не фантастика, а ящеры — вовсе и не ящеры, а мы с вами ???
Gourmand, 30 октября 2014 г.
Слабовато. Первые строки настраивают на образ некоего авантюриста, которого в рамках контракта удерживает только не меньшая изощрённость шефа. И казалось бы, финал должен быть в духе «а он всё-таки обхитрил». Но ГГ тупо возвращается на постылую работу.
Лвдно. Забыли первую часть. Пусть рассказ начинается только с момента прилёта. Ну и чего тут сложного? У ремонтника не только всевозможные технические средства, но и особого сопротивления туземцев нет. Ну прилетел, ну отремонтировал, ну улетел.
Очень похоже на один из моих ранних рассказов. Как правильно сказали на Колфане: где конфликт?
И с юмором у Гаррисона как-то тут не очень. Возможно, действительно, какая-то пародия на религиозную тему. Но я что-то не припомню такую религию. Хотя я не египтолог, безусловно.
JohnNorrik, 24 января 2016 г.
Я даже не знаю, за что ставлю ему такую высокую оценку.
наверно мне иногда не хватает пафосных героев в том, что я читаю. Здесь же главный герой просто пыщет пафосом и крутостью.
Сказочник, 20 ноября 2013 г.
Рассказ, относящийся к той категории, которую люблю наименее всего. С натужным юмором, с главгероем — мастером на все руки, переполненным знаниями по всем известным наукам, суперменом и умницей, с долей цинизма и солдафонскими замашками. Сюжет, где этот самый главгерой залихватски, легко и непринужденно справляется с миссией божества для бестолковых нечеловеков, кроме неприязни, не вызывает ровным счетом ничего.
ii00429935, 11 декабря 2010 г.
Герой этого рассказа мне напомнил другого персонажа Гаррисона — Стальную Крысу. Не так важно, что один из них преступник космического масштаба, а другой — честный работяга (мастер на все руки — на мой взгляд, более удачный перевод заглавия рассказа). Роднят их самообладание, находчивость и обилие технических приспособлений на все случаи жизни.
Казалось бы, все замечательно в данном рассказе. Стиль — легкий, ироничный. Сюжет — достаточно занимательный. Авторские идеи, с которыми трудно спорить (никакое развитие техники не отменит «человеческий фактор», а наука сильнее слепой веры). Мешает оценить «Ремонтника» высшим баллом одно «но». По сюжету главный герой должен починить маяк, установленный на далекой планете для космической навигации. Проблема в том, что для туземцев маяк стал предметом религиозного культа, и подпускать к нему чужака дикари не намерены. Ситуация вроде бы крайне острая, но автор ее предельно упрощает. Силы настолько неравные, а землянин так технически подкован, что даже не интересно.
Стронций 88, 16 марта 2010 г.
Оказывается, этот рассказ я читал и раньше, только вот не запомнил. Да и сейчас приходится прилагать усилия, чтобы удержать его в голове… Да, скверно – не запоминается вовсе. А почему? Да потому, наверное, что в нём нет абсолютно никакого напряжения. Он прост и плосок. Не очень-то захватывающая история. Герой, для которого, по сути, в данной ситуации нет никаких проблем. Всё происходит как бы припеваючи, легко. Единственный момент, который заставил меня ожидать чего-то, так это выжигание глаз – как герой справится? Но и тут всё быстро, легко, без нервов… и как-то незаметно… По-моему, рассказ мог спасти только какой-нибудь смысл или хороший юмор. Первого я не увидел. А второй не очень-то тянет на хороший – первая сцена с подбрасыванием документов вообще что-то детсадовское, наивное, на такой мультяшный юмор только школьники по-моему улыбаются… Да, пустой какой-то рассказ, пустой и бледный. Проглотил – и всё, пусто. Пятнадцать минут только своих потратил – в голове ничего не осталось. Не запомнилось даже.
god54, 23 апреля 2010 г.
Юмористическая фантастика, в которой есть интересная идея, неплохой сюжет, достаточно проработанные детали событий и их обоснование, классический юмор, легкое литературное изложение. А в итоге мы получаем образец неплохого фантастического рассказа времен 1958 года, который я прочитал еще раз и еще раз получил удовольствие. Удовольствие от чтения и от сюжета.
ПоследнийБастион, 17 октября 2009 г.
Рассказ — не шедевр, но вполне читабельный. Для времени написания рассказа идея, которая в нём заложена, а именно — как создаются религиозные культы, возможно была свежа, но сейчас ею никого не удивишь.
Yazewa, 10 января 2008 г.
Абсолютно не интересно. Ходульный сюжет, невыразительный герой, ненужные технические описания. Издевка над религиозными воззрениями и ритуалами? Но должна быть если не ироническая, то юмористическая составляющая, но нет и этого.:wht: