Александра Маринина «Имя потерпевшего: Никто»
- Жанры/поджанры: Детектив (Полицейский детектив )
- Общие характеристики: Психологическое | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Роман Панкратов. Тот самый следователь, который начинал дело об убийстве Бахметьевой, а потом уехал в отпуск. Должен был вернуться дней через десять. Уже не вернется. Попал под машину в том городе, в котором отдыхал.
Ужасно. Чудовищно. Или… закономерно?
Входит в:
— цикл «Каменская & Дорошин» > цикл «Каменская»
— журнал «Искатель 1997'2», 1997 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Нескорений, 10 октября 2018 г.
Про Настю Каменскую слышали даже те, кто детективы в принципе не читает, но телевизор смотрят многие, поэтому хоть пару эпизодов из сериала про эту даму наверняка видели. До прочтения этой повести с творчеством А. Марининой я был практически не знаком, всё представление ограничивалось тем, что это одна из мастериц современного мейнстримного детектива. Так-то я больше предпочитаю зарубежных классиков, отдельных советских авторов уважаю, поэтому ожидания были занижены — наверняка обычное бульварное чтиво для времяпровождения в транспорте. Тем не менее, автор сумела приятно удивить, нет, до А. Кристи ей, конечно, далеко, но создать интригу, придумать занимательную преступную комбинацию ей удалось, хотя весомые недочеты имеются, именно они серьезно портят итоговое удовольствие от чтения.
В качестве эпиграфов к повести автор выбрала выдержку из газетной заметки про то, что многие старики пропадают без вести в попытках продать / обменять квартиру, а также известную цитату из «Маленького принца» Экзюпери, призывающую нас к ответственности. Таким образом, в произведении есть два плана — внешний — криминально-бытовой и внутренний — психологический. Оба плана автор старательно раскрывает на всем протяжении повести. Структурно мы имеем две линии — питерскую, где следователь угрозыска Татьяна Образцова расследует убийство старушки, и московскую, где Каменская пытается разобраться в причинах гибели мужа и жены, убитых в собственной квартире. Кроме того, интрига подкрепляется слухами о существовании неуловимой банды «черных риэлторов», которым никакая милиция не страшна.
Понятно, что обе сюжетные линейки рано или поздно пересекутся в условной точке Х, хотя сама эта точка пересечения представляет собой громадный сюжетный рояль, который не удастся спрятать не то что в кустиках — в дебрях сибирской тайги его не скроешь. Череда невероятных совпадений, заставляющая читателя включать внутреннего Станиславского, это еще только полбеды. Вторая проблема в очень сомнительной психологической мотивации поступков отрицательных (и условно отрицательных) персонажей. Не помогает даже фишка со сновидениями в духе Достоевского, к которому автор нас и так прозрачно отсылает, заставляя вспомнить убитую старушку-процентщицу и внутреннюю борьбу Родиона Раскольникова. Даже у школьного психолога из какой-нибудь провинциальной Тьмутаракани вышло бы лучше.
То и дело ловишь себя на мысли, что персонажи повести думают и говорят не от своего лица, но мыслями и фразами самого автора. Сюда же стоит отнести и излишнее многословие женских персонажей — мысль, которую можно выразить в паре предложений они могут растянуть на полстраницы. Уже постфактум отмечу, что в сочинении на заданную тему в отношении цитаты из Экзюпери Маринина зело перестаралась. Тему «ответственных» и «прирученных» она умудрилась впихнуть в отношения практически всех персонажей: убиенная бабулька и молодой квартирант, Образцова и родственница-домохозяйка, Каменская и бессменный шеф, готовящийся покинуть родной отдел, уйдя на повышение. Повторенье — мать ученья, всё верно, но здесь уже получается какое-то переливание из пустого в порожнее — такой подход раздражает.
Когда дело касается производственных моментов, автор заметно расправляет крылья, здесь она в своей тарелке — милицейская рутина, подковерные интриги, тактики допросов подозреваемых — сказывается многолетняя практика. Сама детективная интрига получилась увлекательной — почти до самого конца не знаешь, кто на самом деле преступник, а кто жертва, какие еще привходящие факторы замешаны в канву описанных преступлений. В качестве занимательного чтения на один вечер эта повесть может стать достойным выбором, конечно, книга одноразовая, но с другой стороны — редкий детектив может сподвигнуть на повторное чтение, специфика жанра, от этого никуда не уйти. Несмотря на все минусы, свою долю удовольствия я получил, а для своей целевой аудитории Маринина вполне может рассчитывать на «отлично».
Блофельд, 4 ноября 2015 г.
Софья Илларионовна Бахметьева из тех людей, про которых говорят: «Не суди о книге по обложке». Кажется, что она добрейшей души, а оказывается, что она довольно-таки злая. Кажется, что она заботится о Сергее Сурикове, а оказывается, что она использует его в своих интересах. Кажется, что она мудрая, а оказывается, что она хитрая и коварная. Мне не жаль Бахметьеву в том, что она была убита. Как говорится, так ей и надо.
ashas, 2 июля 2012 г.