Михаил Грешнов «Последний неандерталец»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Азия (Южная Азия ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Фантастические существа (Реликты и криптиды )
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Гималаи огромной дугой простерлись на запад и на восток. Они с альпинистом Тедди Гойлзом одолели три вершины, устанавливая счетчики космических ливней и степени естественной радиации на высоте двадцати тысяч футов. Оставалась последняя, четвертая вершина, которая замкнет квадрат со стороной в сто километров. Но во время подъема лавина смела его со склона горы. Он провел с неандертальцем, откопавшим его из-под лавины и поделившимся с ним кровом и пищей, семьдесят часов.
Входит в:
— антологию «На суше и на море, 1967-68», 1968 г.
— сборник «Останній неандерталець», 1972 г.
— сборник «Одно апельсиновое зернышко», 1975 г.
— антологию «В плену у предков», 2014 г.
— антологию «Снежное видение», 2014 г.
— антологию «Горы хранят тайну», 2021 г.
- /языки:
- русский (6), украинский (1)
- /тип:
- книги (3), самиздат (3), цифровое (1)
- /перевод:
- Б. Тихонов (1)
Самиздат и фэнзины:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
god54, 14 сентября 2010 г.
Похоже автор предлагает не лучший вариант своих предыдущих рассказов: Маша и Несси, очередное повествование о реликтах в наше время. Но на этот раз автора явно подвела логика и чувство меры и ответственности при написании этого произведения: либо автор очень спешил, либо спешили его, некому было прочитать и отредактировать текст. А посему идея описана не один раз другими, но самое главное, у всех получилось также неинтересно. Наверное тема непроходная.
Sawwin, 4 апреля 2009 г.
Я не альпинист, поэтому поправьте меня, там, где я ошибаюсь. А теперь начинаю пересказывать этот шедевр. Знака спойлера не будет, весь сюжет заключён в названии, так что, ничего я не выдам; в тексте имеется только набор глупостей.
Итак, на вершинах четырёх гималайских семитысячников нужно установить некие приборы. Три прибора уже установлены, и двое альпинистов поднимаются на четвёртую. Когда до вершины осталось совсем немного, сходит лавина и сбивает главного героя. А его напарник быстренько перерезает верёвку, чтобы избавиться от ненужного восхождения и поскорей вернуться в любимый яхт-клуб. Спрашивается, кто его тащил в горы, если он готов на убийство, лишь бы избавиться от этой обузы. Забегая вперёд, скажу, что негодяю поверили, быстренько повторили восхождение, установив запасной прибор, и уже собирались уходить, когда прилетел орёл и «в когтях у него оказался кусок верёвки, отрезанный наискось ударом ножа». Подобного торжества справедливости я не ожидал, но чего только не бывает в Гималаях. После этого негодяю была брошена банка тушёнки, и его изгнали из лагеря. Совершив акт возмездия, альпинисты вызвали вертолёт, который зачем-то начал обшаривать окрестные альпийские луга.
Альпинисты, скажите, вы всегда бросаете погибших в горах или так поступают только герои Грешнова? А пропавших ищете не там, где их лавиной накрыло, а там, куда вертолёт подняться может...
Тем временем главного героя выкапывает снежный человек, и новоявленный друзья начинают кружить по горам. При этом главный герой не делает никаких попыток сориентироваться на местности и выйти к людям. Он может только тащиться позади неандертальца и жалобно ныть. Неандерталец очень успешно промышляет корешками и горными баранами, так что даже умудряется кормить напарника. Правда, сырое мясо герой кушать не способен, поэтому он варит суп. Для этого у него есть крышка от прибора и таблетка сухого спирта. Вот на этой единственной таблетке он и варит суп. Вкусный, наверное...
Потом главный герой встречается со снежным барсом-людоедом (как же без этого, в Гималаях шагу нельзя шагнуть, чтобы не встретить снежного барса, который непременно захочет вас схарчить), но и тут дикий человек выходит победителем.
А потом прилетел вертолёт. Я честно говоря, боялся, что спасатели пристрелят последнего неандертальца, но тот успел нырнуть в кусты, оставив всех в глубоком недоумении. И в этом недоумении основной пафос произведения.