Александр Солженицын «Матрёнин двор»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Школьный учитель, желающий работать в деревне в средней полосе России, снимает угол в избе у престарелой сельчанки Матрены, на первый взгляд обычной вдовы, не дождавшейся мужа с войны.
Первоначальное авторское название — «Не стоит село без праведника». Однако под этим названием рассказ никогда не публиковался.
Первая публикация: Новый мир. 1963. № 1. С. 42—63.
Опубликован в журнале «Огонёк», 1989, № 23, 24.
Входит в:
— сборник «Сочинения», 1966 г.
— сборник «Собрание сочинений, т. 1», 1970 г.
— сборник «Один день Ивана Денисовича. — Матрёнин двор», 1973 г.
— сборник «Рассказы», 1976 г.
— антологию «The Portable Twentieth-Century Russian Reader», 1985 г.
— антологию «Рукописи не горят», 1990 г.
— сборник «Матрёнин двор», 1996 г.
— сборник «На изломах: Малая проза», 1998 г.
— журнал «Роман-газета, 1998, № 23-24», 1998 г.
— сборник «Ленин в Цюрихе. — Рассказы. — Крохотки. — Публицистика», 1999 г.
— антологию «Хрестоматия по литературе. 5-7 классы», 1999 г.
— сборник «Матрёнин двор», 2000 г.
— сборник «На краях», 2000 г.
— антологию «Русская проза XX века», 2003 г.
— антологию «Антологиjа руске приче XX века. Том II», 2004 г.
— сборник «Один день Ивана Денисовича. Рассказы 60-х годов», 2004 г.
— сборник «Правая кисть. Избранное», 2004 г.
— «Словесность. Тексты», 2004 г.
— антологию «Антологиjа руске приче. XX век», 2020 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 35
Активный словарный запас: средний (2825 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 70 знаков, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 16% — на редкость ниже среднего (37%)!
- /языки:
- русский (56), английский (4), итальянский (1), сербский (2)
- /тип:
- книги (61), периодика (1), аудиокниги (1)
- /перевод:
- О. Дискаччати (1), М. Лалич (2), Г.Т. Уиллетс (4)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Идж, 29 июля 2024 г.
Почему в избе чистоплотной Матрёны кишмя кишели тараканы?
Почему вдруг русская печь стала неудобной для готовки?
Зачем топит ещё и голландку, если в избе есть русская печь, которая гораздо больше тепла даёт и экономнее?
Как больная старушка таскала по 6 мешков торфа в день, но ходить по инстанциям без мешка торфа за спиной ей было тяжело?
Почему у Матрёны песчаный огород посреди торфяных разработок, выходит, туда специально завозили песок? Тогда почему картошка мелкая?
Почему Матрёна, всю жизнь прожившая в деревне, с упорством городского неуча сажает годами картошку на одном месте, не давая отдыхать земле?
Почему Матрёна не получала денег, если работала за трудодни, тогда как оплата от колхоза и зависела от количества отработанных трудодней (как и сейчас зарплата зависит от отработанных часов).
И финальное: почему нежелание завести поросёнка тоже в итоге вписано в признаки праведника?
Вопросов много, ответ один — Солженицыну надо было выдавить пожалейку любой ценой, невзирая на реалии деревенской жизни. Фальшь мешает проникнуться печальной судьбой Матрены.
Massarkasch, 23 июня 2022 г.
Каждый раз читая Солженицына невольно вспоминаю Снежную королеву Андерсена, точнее пресловутое разбитое зеркало тролля. При всей своей талантливости автор готов видеть только плохое и негативное, особенно если это связанно с советской властью. И соответственно виноватить при этом только советскую власть. А ведь конечно, при царской власти или нынешней российской куркулей, воров и дураков гораздо меньше? При этом понимать праведность как покорность, недалёкость и тягу к тяжелому физическому труду.
Изумительный рассказ, тончайшие подробности, меткие наблюдения. При этом, скажем, мягкое несогласие с выводами автора.
BroonCard, 5 сентября 2018 г.
Александр Солженицын был человеком, который безупречно чувствовал вещи, о которых писал. А писал он, зачастую, о своём народе. В своей прозе он через локальные ситуации изобличал целую страну, изображал целый народ. Так, например, он сумел на примере всего одного человека показать самоотверженность народа, в котором вырос. Не однозначную, да, но безропотную, основанную на некой высшей вере — «Захар-калита». На примере же одного дня из жизни заключённого он изобразил менталитет и нравы социума, а также политики, что окружает этот социум. Не показывая четко на проблемы или не указывая на беспорядочность, одиозность множества решений внутри своего общества, он просто констатировал факты, заставляя задуматься не об определённом бараке в определенной колонии, а о целой стране — «Один день Ивана Денисовича».
И вот, через рассказ об одной лишь женщине он словно раскрывает духовную составляющую, присущую стране и её народу. Смотря на то, как в глазах мирового сообщества на сегодняшний день изменилась эта составляющая, какие вещи теперь ассоциируются с Россией, лично мне становится плохо. Ибо вот, вот же настоящая родина Солженицына, Пушкина, Шолохова и так далее. Вот краса душевной чистоты, о которой через описание природы писал Афанасий Афанасьевич Фет. Матрёна Васильевна — это и есть Россия. Та Россия, которая осталась после благодарных и честных людей, но которая готова служить и не самым праведным, хитрым людям. Тем, кто заселил её после и пользует по сей день. Как так получилось — я не знаю. Но, кажется, описывая финал рассказа, Александр Солженицын хотел сказать, что всё когда-нибудь кончится. И что люди, пользующие добротой и благодатностью того, что осталось с былых времён, уйдут с тем, что было им даровано. Но не все... Значит ли это, что побеждает не праведная сторона и гибнет бесследно та, о которой пелось в песне ДДТ «Родина»? Опять же — я не отвечу. Я лишь, как и автор, невольный наблюдатель, с ужасом понимающий лишь, что чем громче шуршат мыши, тем более худшее нечто произошло.
vladimir66, 7 февраля 2013 г.
“Две загадки в мире есть: как родился — не помню, как умру — не знаю”. Рассказ о простых вещах .Судьба Матрены Васильевны , похожая на судьбы тысяч таких же русских женщин. Двадцать пять лет работа в колхозе не за деньги, а за трудодни. Неизвестно за что,и неизвестно зачем отданы ее молодость,красота и здоровье. И бессмысленная жизнь ее, и нелепая смерть особенно страшны в своей будничности и простоте. «Никем не понятая и не оцененная, она была тем самым праведником, без которого не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».