Валентин Распутин «Дочь Ивана, мать Ивана»
В застойные годы в городе на Ангаре крестьянская дочь Тамара Ивановна обжилась и создала крепкую трудовую семью: муж-шофер, сын и дочь, сама – труженица. Начавшаяся в стране перестройка обрушила на эту семью испытания, ударив по самому слабому звену. Сбилась с пути и стала жертвой насильника шестнадцатилетняя Света. В этой ситуации Тамара Ивановна выступила главной защитницей не только своих домочадцев, но и самого феномена семьи. Силы при этом она черпала в своих деревенских корнях, в убеждениях и нравственных установках, полученных в детстве. А надежды на будущее связывала с сыном, названным ею в честь своего отца Иваном.
Первая публикация: журнал «Наш современник» № 11/2003, стр. 3-100.
В журнале : «Сибирь» № 4/2003, стр. 22-142.
Входит в:
— журнал «Роман-газета, 2005, № 5», 2005 г.
Номинации на премии:
номинант |
Национальный бестселлер, 2004 |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Эрик Дрейвен, 18 декабря 2022 г.
Последняя повесть великого русского писателя Валентина Распутина. В центре сюжета — обычная семья из маленького сибирского городка и одновременно вся наша большая страна, вся Россия. В семью пришло горе — дочку, Светку, избил и изнасиловал кавказец. Отчаявшись дождаться справедливости, мать — Тамара Ивановна, тот самый тип русской женщины, которая и «в избу горящую и коня на скаку», сама вершит суд над насильником..... Валентин Распутин не принял распада СССР, не принял он и новой, «рыночной реальности». Словно вся Россия в этой одной, самой обычной русской семье. Избитая и изнасилованная Светка, безвольный работяга Анатолий, отец семейства. Анатолий не дурак и не трус, но абсолютно не способен на волевой поступок, вечно ждущий направляющую руку. Молодой и энергичный сын Иван, как бы надежда на будущее, на то, что не всё ещё потеряно. И наконец сама «дочь Ивана, мать Ивана» — Тамара Ивановна, то самое несмирившееся, народное, русское. Горе пришедшее в семью, идёт параллельно с горем, накрывшим всю страну. Когда то, что всю жизнь было своим и родным, стало чужим и абсолютно непонятным. Когда разрушена не только своя жизнь, но и весь привычный мир вокруг. Тамара Ивановна выстрелом из обреза восстановила справедливость лично для себя и своей семьи, но оказалась бессильна что-то сделать для своей изнасилованной и избитой чужаками страны ..... Только прижать рыдающую к груди, как Светку на свиданке в СИЗО и просто молча, успокаивающе гладить. Повесть — сгусток боли и крушения привычного мира, но всё же с надеждой на будущее..... в конце концов, будущее зависит от нас самих. По сути всю эту небольшую по объёму книжку, можно разбирать на цитаты. Но я выбрал одну:
«Когда-то он читал книги, теперь не заглядывал даже в газеты. Там ничего не меняется: в одних газетах бедные жалуются на свою судьбу, вспоминают прежние времена и порядки, клянут реформаторов; в других говорят на каком-то странном диалекте, который невозможно понять, — будто Россия, ободранная и кровоточащая, осталась только для бедных, а для богатых это совсем иная страна, ничего общего с прежней не имеющая… Бедные требуют справедливости, богатые настаивают на продолжении реформ — и нет, и не может быть между ними согласия, только глухая вражда. Богатые и бедные настолько далеки друг от друга, настолько в разных обитают мирах, что ни один бедный не убил ни одного богатого и ни один богатый не помог ни одному бедному. У богатых даже солнце свое, отдельное от бедных, — на каких-то экзотических островах — отнятое и вывезенное из рая; у них народились фантастические вкусы: играть в футбол они летают на Северный полюс, для прогулок в космос нанимают в извозчики космонавтов, любовницам дарят виллы в миллионы долларов. А бедные между тем спорят, ходить или не ходить им на выборы, и, в сотый раз обманутые, все-таки идут и голосуют за тех, кто тут же о них забывает. Эти два разных мира разнятся не только богатством и бедностью и вызванными ими инстинктами, не только несхожими приемами жизни — во всем, во всем без исключения: что хорошо для одних, то плохо для других. Но ни там, ни там нет согласия и внутри себя — у одних от непривычки к неправой роскоши, у других от непривычки к нищете. И никто не знает и знать не желает, удастся им когда-нибудь притереться друг к другу и стать одним народом или никогда не удастся и кому-то в конце концов придется уходить».
В свете современных событий, последнее предложение кажется почти пророческим — расколотые перестройкой части общества так и не притёрлись друг к другу и сейчас мы наблюдаем уход в Грузию, Казахстан, Турцию......»
rokkiyu, 31 октября 2019 г.
Вместо аннотации к таким сложным и тяжелым произведениям нужно писать предупреждение: Осторожно, вызывает депрессию, беременным и психонеустойчивым обойти стороной.
У Валентина Распутина нет жизнерадостных произведений. Все его книги о сложных судьбах, о людях, столкнувшихся с непониманием, горем. Но книга «Дочь Ивана, мать Ивана» является апогеем безысходности.
Когда читаешь книгу — окунаешься в серый океан тоски. Тоски от ненужных перемен, тоски авторской о том, что была страна и вдруг ее не стало. Пропали идеалы, пришли новые политики — все в романе о лихих 90-х.
Мать семейства, женщина с твердым сибирским характером (только этот и характер остался неизменным атрибутом творчества автора, певца российской глубинки) вершит суд справедливости над насильником своей дочери.
Я очень люблю Распутина, как автора сложных многогранных романов о русской душе. Но в этой книге нет общности. Герои отдельно, сюжет отдельно и отдельно обиды автора на поменявшуюся реальность.
Очень тяжело читалось и хотелось скорее выбраться из этой книги, как из мрачного подземелья. Да был сложный период в жизни страны, но об этом уже столько написали, наснимали, и все такое однотипное. жаль книга не понравилась(((
Mstislav, 12 августа 2019 г.
Честно говоря, данное произведение вызвало у меня противоречивые чувства. Читая его, ты как бы находишься внутри литературного мира 1960-70-ых (в плане речевых оборотов, представлений о «добре» и зле») с другой стороны тут представлены реалии начала XXI века ( пластиковые «бидоны» с которыми за водою отправляются «богатеи», современная одежа, «беспредел понаехавших» и пр.) т.е. повесть представляет собой «лоскутное одеяло» Мир современный, видимый через призму большого советского писателя. Сами вопросы поднимаемые автором, к сожалению не потеряли своей актуальности спустя 16 лет после написания произведения. Очень жаль, что это последнее творение вышедшее из-под пера Валентина Распутина.