Анатолий Рыбаков «Приключения Кроша»
- Жанры/поджанры: Реализм | Детектив
- Общие характеристики: Приключенческое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Подростковая литература
Крош — прозвище Сергея Крашенинникова, старшеклассника проходящего летнюю практику. Крошу нелегко приходится в жизни из-за обострённого чувства справедливости и ответственности. Сергею предстоит расследовать случай воровства на автобазе, познать трудности общения в коллективе и вкусить муки первой любви.
Рецензии:
Екатерина Старикова. В пятнадцать лет.
Зиновий Паперный. Крош рассказывает.
Входит в:
— цикл «Приключения Кроша»
— журнал «Юность 1960'09», 1960 г.
— антологию «Кортик. Приключения Кроша. Красный вагон. Алёшка», 1963 г.
— журнал «Литературная Россия № 52 1964», 1964 г.
Экранизации:
— «Приключения Кроша» 1962, СССР, реж. Генрих Оганисян
- /языки:
- русский (35), немецкий (1), литовский (1), чешский (1), эстонский (1), украинский (1), польский (1), болгарский (1), венгерский (1)
- /тип:
- книги (41), периодика (2)
- /перевод:
- Л. Ацева (1), П. Воробьёв (1), Е. Литвинюк (1), К. Мюкенбергер (1), Й. Петронис (1), Ю. Пиик (1), В. Суханек (1), А. Шопрони (1)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Tam13, 1 декабря 2023 г.
Отличная книга, жаль не попалась мне раньше, когда мы с ее школьными героями были ровесниками. Попадись мне эта книга раньше, можно было бы заранее составить для себя элементарные представления о производственных и межличностных взаимоотношениях в трудовом коллективе, когда ты в них новичок и вообще ничего не знаешь и не понимаешь. Постепенно знакомя читателя с организационной структурой автобазы,«Приключения Кроша», разворачивают перед нами картину реальных жизненных ситуаций, которые могут произойти с нами и сегодня, в наше время, но самое главное и ценное в этой повести то, что автор не только понятно для школьника, обрисовывает эти ситуации, но и показывает, как грамотно и правильно эти ситуации разрешать, размысливать, что бы они действительно разрешились, а не оставались неразрешенным балластом и не приводили к еще большим проблемам. Во всем важна ясность, утверждает главный герой Сережа Крашенинников, и автор вкладывает в рассуждения Кроша, в рассуждения школьников практикантов, тот простой и ясный логически правильный порядок, правильную логическую последовательность мыслей и поступков, которая помогает восстановить справедливость во всех казалось бы безнадежных и запутанных, детективных историях в которые попадают герои этой повести, будь то авария с грузовиком, или кража амортизаторов. Вообще литература советских авторов отличается правильностью логических построений, грамотностью, соблюдением последовательности, осуществляя свое главное предназначение воспитывать в людях порядочность, высокую культуру мышления, способность жить в социалистическом обществе. В повести реалистично показываются производственные, дружеские, приятельские, романтические, бытовые, а так же разновозрастные взаимоотношения различных человеческих характеров. Кто из нас сегодняшних захочет разобраться в несправедливой ситуации, найти способ ее правильного разрешения, решить проблему? Хватит ли у нас сегодняшних на это культуры, образованности, психофизиологических сил? У героев «Приключения Кроша» хватило, а потому они, как настоящие герои своего времени заслужили жить в Советском Союзе, учиться и трудиться в социалистическом обществе.
strannik102, 4 октября 2023 г.
«...молодец Крош! Честный парень! Давай, Крош, действуй!»
Новый герой Анатолия Рыбакова Серёжа Крашенинников (отсюда и Крош) некоторыми чертами своего характера немного похож на героя цикла «Кортик» Мишу. Наверное, прежде всего стремлением к справедливости и честности, да ещё настойчивостью и упрямством. Хотя у Кроша эти черты проявляются в более мягкой форме — Крош больше сомневается в себе, он менее категоричен и при этом более дипломатичен, что ли. А в тех ситуациях, когда что-то спрашивает напрямик, то делает это так невинно и без напора, что порой это выглядит как точный расчёт, хотя внешне имеет форму простоты.
А сами описываемые в повести события вполне правдоподобны и скорее всего широко распространены. Ведь недаром в русском языке есть бытовая бесхитростная прагматическая поговорка, что у воды ходить да пить просить будет только дурак. Мелкие хищения со своей работы в советское время были достаточно известным и распространённым явлением, даже термин для таких воришек был — несуны. И журнал «Крокодил» то и дело прохаживался по несунам фельетонами и карикатурами.
И столкнувшись с этим явлением, пятнадцатилетний Крош оказывается перед выбором — сделать вид, что ничего не заметил, или же постараться уличить вора и вернуть похищенное на автобазу.
Вторая смысловая тема повести, это поведение его одноклассника Игоря, который старается возвыситься над всеми другими ребятами, занимает лучшие блатные места, приспосабливается в жизни с тем, чтобы выйти в зону успеха так, как он это понимает — красивые шмотки, авто, должность и всё прочее. Но с этим всё просто, ибо поведение Игоря настолько однозначно, что у читателя не возникает сомнений в том, как к нему относиться, да и Кроша и его друзей тоже таких сомнений нет.
А вообще повесть читается очень легко и непринуждённо, она максимально приближена к действительности своего времени, а кроме того наполнена деталями подросткового мышления и образа жизни, причём с присущими Рыбакову юмором и иронией.
А это значит, что скоро мы отправимся и в «Каникулы Кроша».
Stalk-74, 19 июля 2022 г.
Повесть весьма любопытна не своим сюжетом (он на стыке производственного романа и детской приключенческой литературы), а достаточно редким типажом в литературе — рефлексирующим юношей. Я вышел на улицу и пошел направо, направо потому что по статистике журнала «Наука и жизнь» правой ногой человек делает больший шаг, нежели левой. И всё в таком роде. Зачарованные этим приёмом читатели послушно идут за автором, считая главного героя «смелым, честным и принципиальным». Они в упор не замечают, что положительный Сережа особо ничем не отличается от плохого Игоря. Просто у них разные локации. И тот, и другой — эгоисты, априори считая других менее интеллектуальными, нежели сами. И даже то, что они постоянно оказываются в куче дерьма, ничему их не учит. Показателен пример с «угоном» списанного автомобиля, где парнишки действовали синхронно, но из разных побуждений.
Оба не считают себя виноватыми в косяках. Под давлением они признают ошибки и извиняются, но считают виноватыми кого угодно, другого. Но даже вывод в конце в речи директора читателя не убеждает в том, что с Сережой далеко не все однозначно.
Рано или поздно локации Кроша разобьет жизнь. И что дальше? Что там наша интеллигенция делала при крушении идеалов? Либо лезла на баррикады, помогая добиваться желаемого разным мерзавцам, либо спивается. Рыбаков, если не ошибаюсь, пристроил Кроша в органы и на этом бросил. Много вы знаете честных ментов с благополучной карьерой и сохранившимися идеалами?
Если отвлечься от проблемы главного героя, то нельзя не отметить несколько отлакированную действительность начала шестидесятых (далеко не все тогда жили, как дети Арбата) и романтизацию труда, что теперь заменено проблемами мажоров, бандитов да проституток. У Рыбакова даже преступники смотрятся не более, чем ржавчиной на капоте ГАЗа. И это, действительно, замечательно. Труд ведь может приносить радость, что сейчас звучит почти бредово.
makelen, 23 июня 2018 г.
Чудесная книга. Сережа Крашенинников — смелый, честный и принципиальный главный герой, который поподает во множество разнообразных приключений во время прохождения школьной практики. Детективная линия — слабовата, но огромное количество происшествий, связанных с обостренным чувством справедливости глав. героя, делают повесть очень интересной и поучительной. Живые диалоги, изрядная доля юмора, легкий язык повествования.
Думаю, повесть будет интересна как детям, так и взрослым.