Анна Старобинец «Живущий»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Антиутопия | Киберпанк )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Спецслужбы | Изобретения и научные исследования | Киберсети, нейросети, киборги, наномашины
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
После Великого Сокращения настала новая эра. Родился Живущий: человечество превратилось в единый, постоянно воспроизводящий себя организм. «Число Живущего неизменно», — так сказано в Книге Жизни. Живущий равен трем миллиардам — ни больше, ни меньше. Живущий счастлив. Живущий всеблаг. Живущий бессмертен... Ты тоже бессмертен. Живущий создал для тебя новый мир. В этом мире не важно, кто твой биологический предок — важно, кем ты был в прошлой жизни, до Паузы. В этом мире нет стран, городов и границ, религий и наций, войн и террора. Это дивный, стабильный мир, в котором у тебя всегда есть подключение к Социо. Глобальная сеть у тебя в мозгу — она делает тебя частью целого... Но вот однажды в этом мире появляется лишний. Младенец без прошлого, увеличивший численность на единицу. Кто он такой? Твой новый друг в Социо — или враг, который уничтожит Живущего?
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 247
Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2736 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 59 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 24%, что гораздо ниже среднего (37%)
Награды и премии:
лауреат |
Портал, 2012 // Крупная форма | |
лауреат |
Европейская премия «Утопиалии» / Европейская премия «Страна Луары» / Prix Utopiales européen / Prix Européen Utopiales des Pays de la Loire, 2016 // Лучший роман (Россия) |
Номинации на премии:
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2011 // Книги — Лучшая отечественная книга | |
номинант |
Интерпресскон, 2012 // Крупная форма (роман) | |
номинант |
Бронзовая Улитка, 2012 // Крупная форма | |
номинант |
Странник, 2012 // Образ Будущего | |
номинант |
Национальный бестселлер, 2012 | |
номинант |
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 2013 // Зарубежный роман (Россия) | |
номинант |
Премия Горького / Premio Gorky, 2014 // Писатели (публикация на итальянском языке) | |
номинант |
Другая Земля / Une autre Terre, 2016 // (Россия) |
- /языки:
- русский (4), английский (2), испанский (1), французский (2), итальянский (1), шведский (2), чешский (1)
- /тип:
- книги (11), аудиокниги (2)
- /перевод:
- А. Коутная (1), Р. Ланци (1), Р. М. Гарсия (1), М. Нидаль (2), Р. Паш (2), Д. Рэнн (2)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
olga.sb, 17 апреля 2022 г.
Понимаю, почему столько восторгов и премий: жуткая депрессия после прочтения гарантирована, куча остросоциальных вопросов и беспричинно усложненная сюжетная линия, разломанная даже не на три, а на десяток ответвлений.
В сухом остатке: не хуже Мы Замятина или Дивного нового мира как по идее, так и по воплощению (и куча сексуальных девиаций, ликуйте!), но в очередной раз понимаю, что мне ближе более оптимистичные и динамичные молодежные антиутопии со светом в конце тоннеля, а не тягучий социальный эксперимент, похожий на наблюдение за копошением термитов за стеклом.
А насчет сюжета: утопию Кларковского Города и звезды из утопии превратили в антиутопию.
Yarowind, 9 июня 2022 г.
Антиутопия. Этакая смесь “1984” и “О новый дивный мир”. Причем от Оруэлла тут явно больше. Не такое уж далекое будущее, человечество зафиксировано на числе 3 млрд. человек, ведется активный контроль за продолжительностью жизни (чтобы лишнего не жили. Идеально – 40 лет), за рождаемостью, воспитанием детей в интернатах и прочая-прочая. Нарушителей – изолируют и “перевоспитывают”. Активно используется виртуальная реальность, для чего людям вживляют чип. Но есть и властная верхушка, которая, само собой, положила на все эти правила. Ведь она самая эти правила и придумывает. Но и тут не все просто, взаимоотношения пауков в банке стары как мир. У каждого человека есть свой идентификационный код, и как только один умирает, его присваивают рождающемуся. Ибо число людей неизменно… Но рождается человек, у которого нет инкода – Зиро. Что он несет обществу? Тут просматриваются определённые параллели с Христом. В целом, многие идеи и мысли уже неоднократно описывались в других антиутопиях, но есть и оригинальные, плюс читается довольно легко, несмотря на общую мрачную атмосферу. Смерти нет.
Barrell, 6 сентября 2018 г.
Сразу предупреждаю: это — не оценка и не рецензия. Это — предупреждение.
Для читателей мужского пола старше сорока (олд скул) ЧИТАТЬ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ. Пустая трата времени.
С пятого раза осилил до 149 страницы и прекратил мучения. Закрыл книгу навсегда. Сдался.
Возможно, это — модно. Возможно, это — современно. Возможно, это — гениально.
Может на европейском языке это выглядит шедеврально.
Возможно, я — ретроград, лох, ватник, деревня и тупой. Согласен.
Мураками, Баха осилил. Ради интереса к чуждому менталитету.
Этот текст до конца я прочесть не смог...
Кто-то слушает «Ночных снайперов» и Земфиру, кто-то слушает Лару Фабиан, а кто-то — Нэнси Синатру и Патти Смит. По-этому оценку ставить не имею права — мы с автором живём в разных вселенных.
GennDALF, 29 января 2021 г.
Для меня «Живущий» – очевидный наследник и преемник романа «Мы», который не элементами, а всей своей сущностью положил начало антиутопии как отдельному жанру.
Несмотря на разделяющую их почти вековую пропасть, «Живущий» точно также берёт из современного ему общества аспекты, которые могут угрожать будущему, и, гиперболизируя их, рисует удивительную картину. Чуть более фантастичный, чем «Мы», этот роман тем не менее демонстрирует нам картину, которую сегодня возможно представить всерьёз. Именно это, на мой взгляд, и должно заставить читателя отнестить к нему также со всей серьёзностью.
Из личных впечатлений хотелось бы ещё отметить, что автор немного сильнее сместила баланс в сторону эмоционального, порой в ущерб описательности. Оставив таким образом многие вопросы на домысел читателя. Как по мне, это если и недостаток, то точно не критичный, а скорее предлагающий поразмыслить над произведением более широко.
Elessar, 1 сентября 2013 г.
Мир после неназванной, но оттого не менее грандиозной катастрофы. Мир, в котором информация стала величайшей ценностью, а доступ онлайн главным ресурсом. Мир, где люди научились подключаться к сети напрямую через мозг с помощью хитрых имплантантов, минуя костыли вспомогательных внешних устройств. Мир, в котором человечество оказалось перед выбором. Раздираемая на части эпидемиями, межнациональными и религиозными противоречиями действительность или уютная псевдореальность социо, где все-все вокруг — твои потенциальные друзья, а любого, кто не понравится, можно отправить в игнор-лист и забыть. Человечество взвесило, измерило и сделало свой выбор. Добро пожаловать в реальность 2.0 Хотите продолжить?
Да.
Я не буду сейчас говорить о том, насколько описанный в романе мир близок нашему. Мне кажется, рождение живущего — вопрос одной-единственной технологии, и сейчас мы семимильными шагами движемся как раз к чему-то вроде. Интересно другое, то, как испуганные и уставшие люди способны добровольно отказаться от права решать в пользу незыблемой клетки жестоких и совершенно безумных правил, придуманных, кажется, с единственной целью — страданием. Социо Старобинец сродни фашизму или Испании времён расцвета Великой Инквизиции. Человек уже не человек, а только инкод, битовый вектор где-то там по ту сторону сознания. Система следит за тобой и управляет твоими помыслами. Деградация происходит не потому, что доступность информации и вживлённые в мозг накопители данных не позволяют в полной мере развиться памяти и механизмам мышления. Путь к деградации — покорность. Слава вождю. Аминь.
Смерти нет.
Важна тут даже не вера в посмертие, а точнее, отсутствие смерти вовсе. Суть в том, что вера эта догматична и принимается как незыблемая аксиома бытия. С самого начала читатель задаётсяя вопросом: что связывает инкарнации между собой? Память, эмоциональные привязанности, навыки? А вот ничего не связывает. И получается, что читатель осознаёт всю эту жуть с инкодами и контролем рождаемости много раньше, чем это будет сообщено прямым текстом. И от этого ровным счётом ничего не меняется, ведь так?
Да.
А где-то там, в глубине социо, есть уже настоящее бессмертие, ну или на худой конец, некий его суррогат. Хотя мы так и не узнаем, насколько тождественен «первослойному» человеку Крэкер-в-глубине. Методы его, конечно, бесчеловечны, но, в конечном счёте, история полнится примерами того, как во имя благой цели приносились в жертву миллионы. Ведь это же только статистика.
+1!
На фоне чудовищности происходящего как-то теряются детальки придуманного Старобинец мира, сленг, занятное переобозначение цветов и концепция слоёв дополненной реальности. В финале Крэкер руками своих марионеток останавливает сходящуюся к нулю последовательность лжи и крови. Число живущего более не постоянно. Но вот люди, те не хотят отказываться от иллюзии, в которой родились и выросли, они будут биться за неё, если понадобится, то и с оружием в руках. Зеро предлагал человечеству отсрочку перед неминуемой смертью. Крэкер предлагает свободу, но не убьёт ли она мир ещё быстрее? Человечество вступило в зону паузы, и самое его существование решится сейчас, сразу после последней страницы. Смерти нет?
да/нет
zazai, 23 августа 2020 г.
Предупреждение тем, кто только присматривается к этой книге — это никакая не фантастика в жанре антиутопии, а психодрама в антиутопичных декорациях дигитализированного будущего.
Неспешно, без особых приключений, геройства и пафоса. Мир прорисован слабо, стандартный антиутопичный мотив — жесткий контроль рождаемости в обмен на условное благоденствие. Даже с юмором туговато. Зато есть мощный внутренний конфликт, суть которого состоит в желании главного персонажа быть «таким как все», в то время как Судьба упорно лепит из него Мессию.
Аллюзии на Христианский Миф настолько прямолинейны, что роман в пору называть «Евангелие от Старобинец».
Книга понравилась. Качественный образчик современной литературы.
Manowar76, 16 сентября 2019 г.
Почему: небольшой объём и куча премий и номинаций; жанр киберпанк-антиутопии; уважаю автора за работу в «Русском репортере»
В итоге: мне роман не показался сложным или запутанным, как сетуют многие рецензенты. Эксперименты с формой подачи, через отчёты, логи чатов и так далее, тоже не вызвали отторжения. Слог ровный, литературный.
Тот случай, когда автору комфортно в созданном им мире. А мир любопытный — экстрополяция страхов о засилье соцсетей в полный рост. Трехмиллиардный человейник, манипулируемый создателями это странного социума. Показывают разные, в основном негативные, аспекты существования в этом мире. Но показывают ненавязчиво, в рамках сюжета, а не проводят скучные отвлечённые экскурсии.
В романе замечены остросоциальные для 2011-го года отсылки к реальности — такие, допустим, как «операция Преемник», ЖЖ и так далее.
Размышления на извечную тему противопоставления уютного прозябания и неприятной, кровавой свободы.
В финале нам показывают, что всё циклично.
Из минусов — инертный, ведомый главный герой. Навязчивые заявления о превращении человечества в термитник/рой никак не подкреплены. Суть таинственного эксперимента Лео-Лота так впрямую и не проговаривается.
И да, у книги одна из самых отвратительных, абсолютно не подходящих по сюжету и эстетике, обложек. Видимо, из-за неё я столько лет откладывал прочтение данного томика.
lerkas, 12 июня 2011 г.
Сколько миллионов из зарегистрированных сейчас в различных вконтактах, фейсбуках и прочих мечтают, чтобы социальные сети были всегда, всегда он-лайн и желательно прямо в голове?
Ну получайте!
/смерти НЕТ :)
установить соединение с социо?
ДА нет
приятного чтения!/
Невероятно, но факт, книга с удивительно адекватной аннотацией.
Всё так и есть, планету населяет 3 млрд живущих, ни больше и не меньше. Смерти нет, есть пауза, ведь когда кто-то временно перестаёт существовать, не позже, чем через пять секунд он возрождается в системе, ведь число Живущего неизменно. Твоё тело перестало существовать, но твой инкод, персональный номер, десять циферок, он вечен, значит вечен и ты. Смерти нет.
Весь мир это социо. Это вам не просто интернет, больше не нужен посредник между человеком и сетью, никаких компьютеров, порт подключения у каждого в голове, имплантант в мозг, цереброн. Весь мир это огромная многослойная социальная сеть и только убогие, недолюди, те, кому не получается имплантировать цереброн корректно, живут в физической реальности, в первом слое.
А потом случается событие, которое утянет за собой всё, рождается лишний человек, три миллиарда первый, человек без номера, человек с набором из десяти нулей. Зеро.
Он хотел быть как все, а из него сделали спасителя, из него сделали куклу, его искупали в крови, ему не давали любить. Ничтожное существо, он всего лишь хотел быть как все, быть в социо, смотреть сериалы и рекламу, но ему пришлось изменить этот мир. Он не хотел, он хотел быть Живущим, а не воевать против него.
«Потому что люди не будут воевать за свободу» (с), за что угодно, за добровольную тюрьму в социо, за тотальный контроль, за режим, но не за свободу, потому что так проще. Так не надо думать, так за тебя уже многажды подумали, а ты как тупое животное плаваешь между этими слоями, смотришь сериалы и рекламу, непрерывно чатишься с «друзьями» и постепенно отучаешься говорить вслух, тебя контролируют, тебе присылают письма, где сказано, как и что ты должен думать, тебя контролируют почти не скрываясь, а ты этому рад.
Страшная антиутопия, жестокая сатира на всевозможные социальные сети /вероятно вы пытаетесь сделать что-то не совсем верное/, вы как хотите, а я остаюсь в первом слое.
Yazewa, 16 ноября 2013 г.
Мрачно и жестко. Для меня — несмотря на постоянное отсылы к современности — этот мир чужой и невозможный, во всяком случае, с той позиции, в которой находится читатель. Со стороны. Хотя, конечно, если говорить о тотальном обмане, цинизме, двойных стандартах — это всё знакомо до ужаса. ГГ раздражает, и это явно сознательное решения автора. Но как же тяжело читать большую форму практически без персонажей, вызывающих сочувствие и симпатию! Ловишь себя на том, что никого и не жалко. Что это цивилизация, недостойная существования. Что люди, у которых вызывают брезгливость тела друг друга, которые не создают семьи и не ласкают детей, которые не умеют общаться с животными, которые получают удовлетворение в виртуальных извращенных фантазиях — уже не совсем люди. Или совсем не-?
И слишком много придуманного. Этот сленг, многие термины и понятия так и не становятся естественными в процессе чтения. Их слишком много, они не столько создают атмосферу мира, сколько затрудняют его восприятие, ИМХО.
nostradamvs, 24 января 2014 г.
Хороший роман с логичной, но чудовищно смятой концовкой — создаётся ощущение, что Анну торопил редактор, требуя максимально быстрой сдачи романа. Две блестящие первые части — я уже поверил в то, что в русскоязычном пространстве понятия «фантастика» и «литература» порой пересекаются — тягучие, странные, загадочные, требующие от читателя напряжения. Герой — кто же ты такой? Как же ты? Почему же ты такой? — вопросы, вопросы, обрывки ответов.
А потом внезапно целая часть, где члены совета практически прямым языком всё объясняют, проговаривают, целый раздел пелевинских лекций в стиле «Бэтмана Аполло», и внезапно талант Старобинец сминается в гармошку, и уже понятно, чем кончится, потому что всё разжевали, и становится скучно.
Хотя очень оригинальная антиутопия, конечно.
Shipoopi, 11 марта 2013 г.
Крайне любопытная книга, к сожалению не дотянувшая до планки «отлично, захватило всецело». Язык написания очень хороший, взвешенный и атмосферно-тяжкий, хотя сама ткань повестования очень рваная и вообще в ряде глав ловишь себя на мысли — так, а это сейчас про кого?. Метания по хронологии почему-то напомнили Дюну, как и изменения в сознании ГГ (но увы, слабее и не так гармонично). В итоге закрыл книгу с легким недопониманием. Одно из двух — или Автор так и не понял сам, что вообще хотел сказать произведением, или я недалекий и невнимательный. Из уважения к Автору остановлюсь на втором пункте. Понятно (предположительно), что хотелось сказать антиутопией — озвучить предостережения, показать ужасы мира будущего через призму актуальных сегодня событий, соцсети и ЖЖ, оболванивание, смену полюсов, смену верований. Но я до последнего ждал развязки в стиле связного сюжета, и немного ее не уловил (или слишком непросто все закручено с самых первых глав, читал невнимательно и что-то важное упустил, ближе к финалу кое-какие вещи вроде шрамов на лбу перестают объясняться, а перечитывать и повторно анализировать не хочется). Тоже своего рода показатель — прочитал-понравилось, но перечитывать и вникать не тянет. И тем не менее, оценка высокая и заслуженная.
Evaness, 28 июля 2014 г.
Пожалуй, второе произведение-антиутопия, которое я прочитал (первое — «451° по Фаренгейту»). Сюжет не показался изысканным, но в то же время он достаточно крепкий, держит в напряжении практически до конца (третья часть всё таки смазывает впечатление). Начиная читать роман, оказываешься сначала в идеальном, стабильном мире, но по ходу повествования он раскрывается с изнаночной стороны. Автор заставляет реально ощутить всю грязь, обман, подлость Живущего. Здесь нет плохих и хороших. Даже, казалось бы изначально хороший парень — Зеро, к концу книги вызывает отвращение. Роман не идеален, но он заставляет испытывать эмоции, поэтому мне как минимум не жаль потраченного на него времени.
Seidhe, 26 июля 2013 г.
Ну просто ОЧЕНЬ мрачное и гнетущее произведение... Согласен, что не совсем понятное, но я это именно так и воспринял — объяснять никто ничего не будет, и будут просто куски разных документов и перекрестных ссылок, из которых должно вырасти твоё собственное понимание ситуации. Читать лично мне было очень интересно, хотя временами было даже неприятно, особенно что касается двухголовых жуков (хотя особой брезгливостью не страдаю, да и к насекомым отношусь спокойно).
Но вообще — очень мощная книга. И недвусмысленные отсылки к современности (одни Смешарики чего стоят...) только добавляют книге мрачности. Очень хорошая книга. Обязательно продолжу знакомство с творчеством автора.
kypislona, 1 июля 2013 г.
Книга интересная, но предыдущие комментаторы правильно отметили — автор недо... Да, это жесткая антиутопия, да, насмешка над соцсетями и нынешним обществом, от марша несогласных до дебильных аббревиатур, да, хорошо проработана социальная модель и детали, да, стиль и язык на уровне, да, интересные характеры... Вопрос в том, что мне хотел сказать автор, и что сказал такого, несказанного в той же «Матрице» (кстати, параллели с «Мартицей» очевидны, вплоть до способа уничтожения Системы). По замыслу, разгадка таится во фразе «прах — пять секунд тьмы — жизнь — пять секунд тьмы — прах». Судя по всему, это означает, что жители социо банально смертны, от звонка до звонка, и им тупо морочили голову. На откровение как-то не тянет, да и непонятно тогда — есть Живущий, нет Живущего? А что есть? Произвол властей, самовоспроизводящаяся бессмысленная структура, или нечто иное? Плюс, но это уже чистая вкусовщина, очень раздражает главный герой. Нет, он вполне себе ноль, банальный ноль без палочки, как и задумывал автор. Но вот насколько интересно следить за судьбой ноля, насколько возможно ему сочувствовать? Что касается единицы, Крэкера, то уж больно он всемогущ (см. Архитектор Матрицы) и при этом слишком человечен.
В общем, это замечательный бургер (или страсбурский пирог) с нулевым содержанием калорий. Но это лично для меня, а для других читателей, вполне возможно, полноценный продукт. Рекомендую, хотя бы для общего ознакомления.
timur-aliev, 13 июня 2012 г.
Роман не назвать увлекательным — за перипетиями сюжета я не следил с придыханием. Не заставляет роман и задуматься — во всяком случае, у меня новых мыслей после прочтения не возникло. Но читая, странным образом понимаешь — это почти классика. «451 градус по Фаренгейту» нового времени. Причем, сходство с романом Брэдбери ощущается не только в общности задач, но даже от героев и сюжетных поворотов. «451» было классикой во времена бумажных книг. «Живущий» может стать таковой во времена социальных сетей. Даже раздражающая «рванность» изложения работает на эту самую современность — мы уже привыкли получать информацию из самых разных источников — СМИ, соцсети, элпочту, общение — отовсюду понемногу.
Жаль, что все-таки «почти классика», а не «классика». Лично мне не хватило цельности повествования, цельности образов, показалось, что был некий перебор с персонажами, без части которых можно было бы обойтись. И вот это «осовременивание» — «несогласные», «ЖЖ» — тоже царапало.