Элизабет Гаскелл «Серая женщина»
Входит в:
— сборник «Lois the Witch and Other Tales», 1861 г.
— сборник «The Grey Woman, and Other Tales», 1865 г.
— антологию «Spinechillers: Tales for Hallowe'en and Other Dark Nights», 2012 г.
— антологию «Chilling Horror Short Stories», 2015 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
majj-s, 11 августа 2024 г.
Что готический стиль победит как школа
Если по названию вы подумали, что речь в книге пойдет о некой невзрачной женщине (хотя, конечно же, вы так не подумали, но а вдруг?), то нет. Элизабет Гаскелл, известная как первый биограф Шарлотты Бронте, а также довольно знаменитая романистка-викторианка, пишущая во вполне себе реалистическом стиле, этот сборник посвятила готике.
Что вовсе не обязательно «про призраков» — разного рода «с разоблачением» тоже вполне проходят по готическому ведомству, главное, чтобы были тайны, а коварство и жестокость леденили кровь. Любовь, свекровь, бровь и вновь опционально возможны, но без них легко можно обойтись. Итак, сборник: девять новелл, среди них есть история о призраках, выманивающих бедную сиротку, чтобы заморозить насмерть («Рассказ старой нянюшки»); о проклятии несчастной женщины, волею судеб, павшем на голову ее собственной внучки («Бедная Клэр»); о другом проклятии из глубины веков, согласно которому сын должен был убить отца и на этом род окончательно прервется («Проклятие Гриффитсов»).
Есть трагичная повесть о девушке, после смерти родителей уехавшей в Америку, но вместо исполнения мечты нашедшей смерть в небезызвестном Салеме («Ведьма Лоис»); грустная и трогательная — о добрых родителях, у которых «что выросло то выросло» («Кривая ветка»): внезапная юмористическая предтеча ретеллингов постмодернизма (19 век, на минуточку) с героями сказок, на суаре которых попадает заплутавший путник, имевший неосторожность заснуть в лесу («Невероятно, но факт»).
Последнюю тройку объединяет элемент тру-крайм, ну, с поправкой на ветер викторианской эпохи: ряд историй о пропавших при загадочных обстоятельствах людях с несколько чрезмерной авторской верой в чудеса науки и могущество уголовной полиции («Исчезновение»); история «классного парня», который на самом деле таким не был, а был вовсе разбойником, но сумел так втереться в доверие к местному обществу, так обаять всех и даже жениться на дочери сквайра, и кроме того — сорил деньгами, что его веревочка вилась довольно долго, хотя конец все же был известен («Рассказ помещика»); и наконец титульная новелла — история девицы, выданной за бандита, который скрывал свою бесчеловечную сущность за внешностью душки французского аристократа, да и чего еще ждать от этих французов. Такая у-ух, страшная история («Серая женщина»).
Это стилистически хорошо, хотя местами затянуто, местами сильно, но в целом впечатление замечательное. И сборник обогатил меня абсолютно бесполезным знанием, что на левом берегу Рейна членов ОПГ в конце 18 века, а там было похлеще сицилийской мафии — называли «шоферами». Вроде не пригодится ни для чего, а поди ж ты, теперь знаю.