Генри Слизар «Смерть труса»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Темпоральная фантастика, хроноопера | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ) | Европа (Южная Европа ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Дэйв Лоуэлл придумал машину времени и решил продемонстрировать ее своему приятелю Баррету. К несчастью, изобретатель даже не догадывался о том, какие черные мысли водятся в голове первого зрителя.
Опубликовано: Fantastiic, 1956, Decembar. (As Ivar Jorgensen).
В русских изданиях 1990 и 1993 годов рассказ был ошибочно приписал Роберту Сильвербергу.
Входит в:
— журнал «Fantastic, December 1956», 1956 г.
- /языки:
- русский (3), английский (1)
- /тип:
- книги (2), периодика (1), самиздат (1)
- /перевод:
- А. Кон (3)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 30 июня 2024 г.
Когда старый приятель Баррет пришел в гости к известному изобретателю Лоуэллу, тот решил показать ему свое последнее творение — машину развоплощений. Она позволяла помещать сознание человека в тела живших ранее людей. Казалось бы, сбылась вековая мечта человечества насчет путешествий во времени! Но изобретатель не очень-то доволен своей машиной, ибо у нее есть одна пикантная особенность: куда переселять сознание путешествующего, машина решает, исходя из его текущего эмоционального состояния... Идея рассказа понятна: не сотвори себе кумира, чтобы потом навечно не стать его рабом. Ценность любого изобретения определяется его востребованностью обществом. Если что-то намного опережает свое время, оно будет невостребовано. Как в 19-м веке оказались невостребованы аналитические машины Бэббиджа. Любая попытка внедрить подобное изобретение насильно ни к чему хорошему не приведет. Хороший тому пример — несостоявшаяся империя Александра Македонского, развалившаяся сразу после его смерти. Более того — диадохи не только разорвали ее на части, дезавуировав ранее созданное единство, но и стали враждовать между собой, стремясь увеличить размеры собственного «куска». Чем это закончилось, хорошо известно всем ученикам 5 класса. «Машина развоплощений» Лоуэлла по своей сути — та же империя Александра Великого, только на ниве науки и техники. Ей нельзя пользоваться, если человек одолеваем страстями и низок моралью. Представьте такого в теле Наполеона — и вам всё станет ясно. Барретт таков и есть: в своей жизни он ничего толкового не добился, но мечтает сделать это при помощи машины своего приятеля. Совершенно ясно, что добрым и мудрым правителем он не станет. Скорее, наоборот. Что, собственно говоря, и было подтверждено на практике...
------------
РЕЗЮМЕ: философская притча о том, нужен ли людям своеобразный вариант машины времени, позволяющий путешествовать в прошлое исключительно ментально. Думаю, это значительно хуже, чем перемещение в прошлое во плоти: кто же сможет под маской Александра Великого разглядеть Ваньку Дурака из соседского двора?
god54, 1 апреля 2022 г.
Не думаю, что автор писал хронооперу, скорее всего он хотел показать неотвратимость наказания, его беспощадность, как очередной кары в Аду на любом из его кругов. В целом же можно прочитать разок, времени отнимает немного, может и в памяти что-то останется, как предупреждение: не убий.
Gourmand, 26 мая 2015 г.
Отличный рассказ, динамичный и с интересным финалом. Единственное, хотелось бы успокоить ГГ: всё это будет происходить, пока работает машина. Как только она остановится, он опять окажется в настоящем. И не только он один, ещё и черепашка, и...
rafaelll, 15 ноября 2011 г.
Этот рассказ, на сколько я помню, был написан Генри Слизаром. Однако в сборнике «Мифы фантастики» том 10 был ошибочно причислен к творчеству Силверберга.