Георгий Мартынов «Гианэя»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь ) | Вне Земли (Открытый космос | Планеты другой звёздной системы | Луна )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Контакт
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Когда в космосе встречаешь чужой звездолет и оттуда к вам направляется некто, то ждать можно всего. А гость оказался прекрасной девушкой. Правда, она не считает, что так уж необходимо одеваться и презирает людей низкого роста. Да к тому же оказывается представителем космических колонизаторов, давно лелеющих замыслы относительно захвата Земли.
Первоначальный вариант романа был написан автором в 1963 году и состоял из трёх частей. Именно этот вариант был в сокращении опубликован в журнале «Смена», а затем в полном виде вышел отдельным книжным изданием 1965 года. Впоследствии автор дополнил роман ещё двумя частями, продолжив сюжет и пересмотрев концовку первого варианта. Именно в этом виде роман издаётся начиная с 1971 года.
Входит в:
— журнал «Смена № 11, 1963», 1963 г.
— журнал «Смена № 12, 1963», 1963 г.
— журнал «Смена № 13, 1963», 1963 г.
— журнал «Смена № 14, 1963», 1963 г.
— журнал «Смена № 15, 1963», 1963 г.
— журнал «Смена № 16, 1963», 1963 г.
— журнал «Смена № 17, 1963», 1963 г.
— журнал «Смена № 18, 1963», 1963 г.
— журнал «Смена № 21, 1963», 1963 г.
— журнал «Смена № 22, 1963», 1963 г.
— журнал «Смена № 23, 1963», 1963 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 375
Активный словарный запас: крайне низкий (2096 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 58 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 33%, что близко к среднему (37%)
- /языки:
- русский (21), испанский (1), польский (2), болгарский (1)
- /тип:
- книги (11), периодика (11), самиздат (3)
- /перевод:
- А. Горенёв (2), А. Горенёва (2), М. Халачева (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Грант, 14 марта 2016 г.
Во времена, когда мир был велик и наполнен солнечными лучами и тайнами на другом конце двора, были ещё и тайны за стеклянными дверцами книжных полок в нашем доме. Отец следил за тем, чтобы у нас были разные книги — и среди фантастики у нас были «Туманность Андромеды» и «Гианэя». Та самая, в серии «с рамкой». Из впечатлений детства сюжет книги забылся совершенно — разве что «что-то там про роботов». А вот рисунок я помнил. Скафандр побольше держит на руках более тонкий, изящный скафандр с узкой прорезью для глаз на фоне звёздного неба.
Прошли эпохи — детство, отрочество, юность, взросление. И я ожидал с удовольствием окунуться в «океан детства», потому что те, давно затерявшиеся впечатления от книги были самые что ни на есть хорошие. Как забытые солнечные лучи детства. Но я не без удивления обнаружил некоторые вещи в этом, выражаясь новомодным языком, «ультраэпическом» романе (да простит меня читатель со столь же старомодными вкусами, более сильного слова я пока подобрать не могу).
Да. Эта книга считается детской, почти сказкой — и она устанавливает столь высокие принципы гуманизма, что становится понятно, почему её рискнули опубликовать в «Детской литературе». Да, господа, была такая страна, с мощным и крупным издательством, где знали, что публиковать! И в то же время по серьёзности поднимаемых вопросов это не совсем даже детская книга. Проблема Гианэи — это не классический конфликт между долгом и совестью, это проблема влияния среды на личность. И показана она во всей глубине психологизма (оцените, кстати, как беспросветно глуп Муратов в отношении девушки). По классическому уровню находясь на одной полке с «Аэлитой», роман задаёт неоклассические вопросы «низкорослых» и «высоких». Нет, я не увидел здесь нападок на колонизаторов — но эпизод с восстанием и отношение Гианэи к Мериго поражают настолько же, насколько общий фон гуманизма. Возможно, именно поэтому в некоторые моменты прочтения мне хотелось поставить этой книге 100. Я хотел ностальгического источника — а получил намного, намного больше. То есть, очевидно, что нужно перечитать журнальный вариант. И я очень, очень доволен, что в истории отечественной фантастики есть книга настолько ультимативного уровня, достойная стоять на полке рядом со Стругацкими, Ефремовым, Булычевым, Гуревичем. Напоследок — Мартынова упрекают за то, что он недостаточно твёрд, за устарелость некоторых элементов. Вы знаете — нам, гуманитариям, норм. Мы бы даже предпочли, чтобы было поменьше роботов и кораблей )) Нам важно исследование мира человека. «Гианэя» дарит более чем основательное. Ну, то есть, мне персонажи не кажутся картонными, а коллизии — натянутыми. Я более чем доволен.
Чтение книг, во многом, привело ещё и к тому, что я в основном могу управлять своими чувствами посредством разума. Когда начались эпизоды с лечением, я сопереживал героине! Мне не хотелось, чтобы Гианэя умерла! Возможна ли высшая похвала книге? Не знаю.
Да будет благословенна память Георгия Сергеевича, как и других ушедших великих, подаривших нам такие сокровища словесности и культуры.
Rajt, 17 июня 2023 г.
Старая добрая традиция клуба «Пикейных жилетов» — тыкать фэйсом об тэйбл противников (сорри, но такова селява, из песни, как говорится, слова не выкинешь). В этот раз светлоликая наша сабантуйщица (кстати, надежный товарищ в трудовой деятельности; но это уже совсем другая история) тыкала без и по поводу «Гианэю». Реезультат диспута — 3:1.
В общем, старая добрая советская фантастика (её положено априори курощать, низводить и дураковалять) оказалась на высоте. Мартынов, конечно, не оставил после себя внушительной полки (ну, куды крестьянину податься? — он же не братья Стругацкие, не Олди и не прочие другие) , но и тех романов-повестей, которые остались после него, хватит, чтобы остаться не просто вехой, но столпом в истории советской фантастики. А «Гианэя» — это один из лучших его романов.
Впрочем, это лично мое IMHO, поддержанное такими же дино. Кстати, и А.Балабуха, и даже сам Бритиков особенно против такого мнения не протестовали.
Теперь о самом романе. «Гианэя» — роман обо всем. В нем каждый найдет что-то свое, близкое. Хочешь экшна — получи взрывы в космосе, жаждешь тайн — высчитывай траектории или ищи станцию на Луне, нужны повстанцы-борцы за свободу — жди их в гости на космическом корабле. Нужны картинки будущих чудес — получи шарэксы (уже, кстати, есть суперскоростные железнодорожные магистрали и прочие пепелацы).
Книга для детей? Ну, так и Ганс Христиан Андерсен писал сказки не только для детей, но и для их родителей. И уже будучи седобородым, я с удовольствием (как и многие другие), с большим удовольствием перечтиываю эту книгу, которой увлекался в детстве, юности и, не поверите, в зрелости.
Но основное в книге, как мне кажется, это контакт. Контакт не столько между представителями разных человечеств, сколько между мужчиной и женщиной (да простят меня мульти-пультикуратулисти и иже с ними гендеристы за такую кочку зрения). Даже имея богатый опыт общения (это я не о себе, ежели чё) с этими «инопланетными» особями, никогда нельзя знать, что именно им придет голову.
Вспомните Вильяма-нашего-Шекспира:
«Нам женской не понять игры,
Их равнодушья показного... «.
Ну и наконец, Мартынов писал то, во что верил.
«Человек и его время неразделимы!
Ни в прошлом, ни в будущем человек не может быть счастлив. Его счастье — в настоящем, каково бы оно ни было. В том, с чем он связан бесчисленными нитями с момента рождения, в том, что создало и сформировало его сознание и восприятие окружающего мира.
И вне этого мира для человека нет и не может быть подлинной жизни.
Разум человека живет в среде, которой он создан.
И эта среда для него единственная!»
А так-то да, совковость, сэр.
terrry, 17 апреля 2019 г.
Читатели постарше могут вспомнить серию сборников и авторских книг, изданных в конце прошлого века ВТО МПФ и т.н. «Школу Ефремова», о которой можно говорить как плохие, так и хорошие слова. Но в любом случае, отношении этих сборников к творчеству И.А. Ефремова более чем условно. Если же всё-таки попытаться определить, обозначить такую «школу» как некоторое идейно-тематическое направление, то к ней, на мой взгляд, можно отнести творчество Г. Мартынова, и, прежде всего, его роман «Гианея».
Действительно, мне кажется, что помимо темы контакта с братьями по разуму, основной темой «Гианеи» стал образ человека коммунистического завтра. Интересно, что это и в самом деле «завтра», а для нас – даже «сегодня». Ведь коммунизм на планете Земля наступил, по Мартынову, уже в двадцать первом веке. Здесь можно в очередной раз отметить социальный (и не только) оптимизм советской НФ. Так вот, задача показать нового человека, на мой взгляд, во многом удалась автору данного романа. Герои «Гианеи» — Виктор Муратов, его сестра Марина, Стоун и т.д. уже несколько отличаются от людей шестидесятых годов двадцатого века. Это еще не ефремовские «полубоги», но и не условные «шестидесятники» из утопических произведений Стругацких. В них видна, говоря словами А.Ф. Бритикова, «суровая аскетическая интонация», которую он назвал (говоря о «Туманности Андромеды») в известном смысле программной. А также глубокая нравственная определенность, что, как мне кажется, особенно заметно в нашу, отнюдь не коммунистическую эпоху. Эти отличительные черты людей коммунистической Земли яснее вырисовываются по контрасту с Гианеей и её ближайшими соплеменниками. Но характерно, что и на её родной планете общество от причудливой кастовой системы тоже приходит к коммунизму. Образ самой Гианеи также, на мой взгляд, удачен. Писателю довольно убедительно удалось передать одновременно и своеобразие иноземлянки и её похожесть на людей Земли. «Гианея» — конечно, не роман-эпопея, но, вообще, в ней развернута достаточно полная, развитая и динамичная картина жизни землян. Поначалу это даже несколько «затрудняет» чтение. Нужно, например, привыкнуть к «шарэксам» и «вечебусам». Но так и должно быть в хорошем НФ романе, обладающем свойствами новизны.
Как известно, этот роман имеет два варианта. Первый, более короткий вариант отличается трагической развязкой, второй же – совсем наоборот. В этой последней дописанной части «Гианеи» заметны «приключенческие шаблоны». Однако они не сильно снижают качество текста, т.к. не на них держится смысловая ось повествования. «Технические» огрехи в данном случае вообще не существенны, по моему мнению. В конце концов, эти самые шаблоны присутствуют, хотя и в гораздо менее заметном виде, даже в «Туманности Андромеды». Конечно, многовато гигантских космолетов собирается в одно время на расстоянии в один световой год от Земли, да и земляне, не сумевшие заранее разобраться с чужим «мозгом навигации» выглядят не очень убедительно. Но, тем не менее, читать интересно. Неплохо, на мой взгляд, описана история взаимоотношений Виктора и Гианеи. А их родившийся в космосе сын Рийагейа становится еще одним символом того оптимизма, «позитивного заряда» советской НФ, о котором А.Ф. Бритиков писал: «Люди остро нуждаются в оптимизме. Но человечество сегодня слишком много знает, чтобы его устроил прекраснодушный, волюнтаристский оптимизм, ему надо утвердить свой оптимизм убежденностью, объективным знанием противоречивых тенденций нашей эпохи. Это единственно приемлемая точка зрения».
genametr, 2 февраля 2024 г.
Первую часть еще можно читать с некоторым интересом благо сохраняется хоть какая-то тайна. Прекрасная инопланетянка то ли шпионка, то ли беглянка, то ли жертва катастрофы, трудности контакта, загадочные звездные корабли Но вторую осилят лишь ностальгирующие по прекрасному советскому детству «дино» Очень уж много в ней пропаганды и маловато фантастики. Впрочем если к полдникам аллергия легко заметить как миролюбивые комунямбы показывают зубки. Тут у них и «приказано уничтожить» и чисто гуманитарные звездолёты со смертоносными ракетами и оправдание геноцида «ну что ждать от так долго угнетаемых народов» (только истребления ненавистных под корень) Не удивительно что автора самого затошнило от такого светлого будущего. Но если честно и в первой части к названию «Космической службы» хотелось добавить «безопасности» И конечно это ни разу не Стругацкие и даже не Казанцев с Ефремовым. Дело даже не в убеждениях и пропаганде, вторая половина книги попросту плохо написана. Такое ощущение что автор делал ее в спешке, а то и вовсе исполнял «обязательную программу»
strannik102, 28 августа 2016 г.
Читанный в теперь уже далёком подростковом детстве и потому легендарный фантастический роман Георгия Мартынова. Конечно, первой любовью к автору стала трилогия «Звездоплаватели», послужившая толчком для чтения Мартынова вообще — последовали «Каллисто» и «Каллистяне», «Гость из бездны» и, конечно же, «Гианэя».
Верный себе самому, Георгий Мартынов, насколько это возможно, помещает в книгу довольно много космологической и астрофизической информации, в том числе и достаточно гипотетической для того времени. И потому любознательный молодой читатель сможет не только насладиться приключенческой и фантастической составляющей этого романа, но ещё и пополнить свой багаж знаний и представлений о Ближнем и Дальнем Космосе, о Галактике и о некоторых закономерностях (взять хоть гипотезу о повсеместном распространении явления кратности в строении звёздного населения Галактики, и о том, что для звёзд типа Солнца — спектральный звёздный класс G — кратность превращается в обращающиеся вокруг таких звёзд планеты и планетарные системы сродни Солнечной). Конечно, книга не безупречна и не лишена некоторых ошибок или просто смелых допущений (прежде всего, имеется ввиду генетическое тождество земного человечества и разумных обитателей Гийанэйи), но давайте просто вспомним, что мы читаем фантастику и не будем требовать полной научной достоверности от книги приключенческого характера.
Что скрывать, мальчишкой-подростком я был практически влюблён в эту странную стройную молодую фантастически красивую гордую девушку. И даже цвет её ногтей и оттенок кожи долгое время казался единство возможным у настоящей земной красавицы. И с каким азартом рассматривались иллюстрации в бумажной книге, и перерисовывались вездеходы и звездолёты, и фигурки космонавтов в скафандрах. И как сильно билось мальчишеское сердце, когда с Гианэей едва не произошла непоправимая беда, и как радовался, когда автор дал надежду...
Конечно, уже были книги Стругацких и явственно проглядывались очертания Полудня и контуры социальной фантастики, а «Гианэя» была вся такая достругацкая и слегка коммунистическая, донельзя романтическая и прогностически оптимистическая книга. Но вот читаешь сейчас строки об объединённом человечестве и думаешь — а разве вполне реальная Единая Европа не того же поля ягода? И при этом никто никакими коммунистическими пугалками и обзывалками эту идею не чернит и не хулит. И получается, что где-то в достаточно большом удалении в Будущее эти идеи сходятся и сливаются?..
А Гианэя-девушка, зеленокожая черноволосая дива с слегка раскосыми удлинёнными глазами наверное ещё будет продолжать волновать мальчишеские сердца и тревожить их души. И слава богу!
tarasovich09, 11 июля 2022 г.
Книга принадлежит к старой, классической научной фантастике (написана автором в 1963-1971 годах).
Наиболее захватывающая сюжетная линия романа ( и она главная) связана с девушкой — инопланетянкой по имени Гианэя. Здесь автором проявлено мастерство в создании психологии инопланетянки, её привычек, культуры. Хорошо, очень детально показано её непростое вживание в новый земной мир.
Неплохо выписаны и окружающие её герои, в первую очередь привлекает образ Виктора Муратова. Герои получились настолько живыми, искренними, достоверными, что в описанные в книге события начинаешь верить.
Также в книге звучит не совсем привычная для советской фантастики тех времен тема о возможном нашествии на Землю жестоких инопланетян.
Конечно, в романе Георгия Мартынова имеются и такие страницы, которые сейчас читаются с трудом. Это, в основном, радужные представления о грядущем коммунистическом строе на всей Земле.
Но если это принять за данность, то дальнейшие события будут восприниматься вполне нормально.
Роман писался Мартыновым в два приёма — основная часть была уже готова в 1963 году и заканчивалась самоубийством Гианэи. Потом писатель дописал ещё две части, где есть более счастливый финал. Первый вариант романа мне представляется более достоверным.
Образ Гианэи несомненно повлиял на творчество новых поколений фантастов. Сразу же вспоминается Нийя из киносценария Кира Булычёва «Через тернии к звёздам». В определённой степени черты Гианэи передались и Миэль, героини романа чешского писателя Александра Ломма «Дрион«покидает Землю».
nafanila, 21 февраля 2018 г.
Посоветовали почитать эту книгу. С удовольствием приняла совет, так как помню по очень смутным подростковым временам, что она мне понравилась. Начсала читать, и чем больше углублялась, тем больше понимала, как я далека от того подростка и коммунистической романтики. Здесь нет людей, здесь сплошные ходячие носители светлого будущего, естественно, коммунистического. Здесь нет сомнений, что правильно, а что нет. В силу этого, наверное, и юмор исчез. Здесь единые законы развития всего человеческого, которые, автоматически распространяются и на внеземную цивилизацию. Герои чисты и благородны, волосок к волоску. Единственно, Гианэя может испытывать сомнения и колебания, но это понятно, она выросла в обществе эксплуататоров — капиталистов и ее надо перевоспитать, убедить. И это прекрасно получается. Жуткая агитка того времени...
йети, 8 сентября 2015 г.
Очень романтический Контакт — с оттенком трагизма. Читать было интересно. Наверное, будет интересно читать и сегодняшним читателям. Одно из лучших произведений Мартынова.
lubar, 12 августа 2015 г.
Понравилось. Интересно прочитать.
Мне казалось, что когда-то конфисковал книжку из дедушкиной библиотеки. Но экслибриса на ней не оказалось, а книга оказалось на даче, где я её по второму разу и настиг.
От первого прочтения не осталось, к сожалению, ничего, кроме короткого дежавю, где-то в середине книги.
Завязка получилась интересной и захватывающей. Иногда казалось, что автор раскрыл всё с самого началась. И аннотация (издание 1965 года) и первая часть наводили на очевидную мысль, Гианэя – гостья из будущего.
Но, как известно, любая сложная проблема имеет простое и… неправильное решение. Автор похоже тему временных завихрений рассматривать не собирался, строго веря в закон причинности.
Небесная механика мало меняется со времён Ньютона. Так что расчёты орбит и полёты на метеоритах между планетами до сих пор интересны и актуальны, хотя сейчас не так модно изучать эту тему.
Радиотелефоны и как видно что-то типа видеотелефонов не такой частый гость фантастики 60х годов. И тут всё вполне актуально.
И даже портативный компьютер выглядит неплохим предсказанием, но вот карточки с программами воспринимается сейчас с улыбкой. Плёнка для фото и видео материалов тоже может вызвать усмешку, но с другой стороны качество на плёнках может и сейчас выигрывает.
А вот со скоростью поездов в романе нам пока тягаться тяжело. Хотя японцы, кажется, двигаются к заданным планкам.
В остальном нам несколькими штрихами показывают, как мир 2020х года крут. Болезней нет. Земля ничего не боится и уверена в своих силах.
Скорость, с которой пытались переиграть пришельцев, поражает. И хотя вскрыть защиту базы и спутников не удавалось, удалось минимизировать опасность, исходящую от пришельцев.
Главным героем книги, кажется, Муратов именно он участвует практически во всех событиях книги, исключая действия на планетах инопланетян. И именно за его мыслями мы следим. Великолепный учёный, с нестандартным мышлением, умеющий решать сложные задачи, не очень приспособлен к общению с женским полом, не смотря на наличие сестры. Поэтому его роман с небесной гостьей так и остаётся в зачаточном состоянии, снимая с автора проблему биологической и генетической совместимости.
Главную героиню Генеэа, мы видим только со стороны глазами людей коммунистического будущего. И, к сожалению, психология, как наука, в этом мире не в почете, хотя может это и хорошо, что с ней работали только любители. Очень тяжёлое испытание выпало на долю гостьи Земли. По современным меркам ещё ребёнок-подросток, а с учётом продолжительности жизни соплеменников уж точно совсем ребёнок. Ей пришлось улететь из привычного дома к дикарям, увидеть, как любимый человек убивает других любимых ей людей и погибает сам, а самой отправится в руки к страшным дикарям. И теперь совсем одной, от имени своего народа или вопреки ему, принимать решения, что можно открыть своим новым то ли друзьям то ли охранникам. Люди земли оказались слишком похожи на людей, которых знала Генеэа, что бы не перенести на них предрассудки своего детства.
Автор вроде бы не должен быть сторонником аристократии. Но гостья из космоса настоящая аристократка, её умение себя вести, скрывать чувства и даже спортивные достижение, всё-это автор связывает с её аристократическими воспитанием.
Не понравилось мне появление эпизодических героев. Думаю биолог Болотников должен был сыграть более серьёзную роль, чем просто показать возможность мировой медицины и немного развлечь Муратов, да усилить эффект от общения Гианэя с маленькими людьми.
Мне показалась, повесть не очень идеологически выдержанна. На Земле везде наступил коммунизм и мир. Как распределяются блага, просто не обсуждается. Как распределяются ресурсы тоже. Но люди работают в своё удовольствие, сами выбирая интересующие их проекты. Девушка, не работающая больше года, вызывает удивление. Но опять-таки мы сталкиваемся только с учёными и космонавтами.
Вроде рабов и господ нет. Начальники и подчиненные общаются на равных. Но как легко в глазах гостьи прочитали презрение к низшим. А значит эти чувство вполне понятны землянам, просто показывать их не принято.
Вроде все равны и границ нет. Встречается Украина, Япония, Южная Америка и Бразилия, Северная Америка как место где есть Ниагарский водопад.
Есть некоторые расовые стереотипы, при обсуждении белой расы гостьи: отличие гостьи от современных белых людей, которое меньше меж расовых, при этом представители чёрной расы так и не встречаются, а расовое отличие японцев не обсуждается.
Интересно, что мне рассказ о Гинеэа напоминал представление о японцах, да и имя тоже напомнило японское, как видно цель такая была, раз Япония оказалась очень интересна и близка гостье.
Такие добрые люди Земли легко оправдывают поголовное уничтожение “ненавистных”. И даже требование выдать ребёнка-подростка на расправу им понятно, хотя они и готовы защищать Гианэю как гостью.
Рийагейа заслужи памятник на Земле, но никто его не поставил. И остаётся только наедятся, что на его родной планете, он не считается преступником, благодаря Вийайа, хотя именно он на суде назвал Рийагейа сообщником.
Земляне хвастаются, что ничего не боятся, но возможность пришельцев очень велики. База и спутники почти невидимы и непроницаемы, хотя и уязвимы. Как достигается невидимость не очень ясно и почему вблизи спутники поймать сложнее чем издалека не ясно, но приходится принять за данность. А вот зачем вообще спутники шпионы годами летали по орбитам, если шпионская миссия на них не была возложена, а только атакующая не ясно. Скорее всего, мысль потерялась по дороге. Спутники не были в строгом понятии спутниками, так как имели мощные двигатели для постоянной корректировки и изменения орбиты. Сама атака тоже была странной. Не ясно, что за лучи могут нанести ущерб всей планете. Зачем их испускать с почти лунных орбит. И с каким надо быть самомнением, что бы ожидать, что удар по миллиардному (на тот же 1927 год) человечеству, не был бы локализован до полного вымирания. А если в мире пришельцев главная проблема перенаселение, то атака вообще могла привести к решению проблемы перенаселения Земли и как следствие к скачку в развитии. И опять ситуация напоминает нашествие марсиан Уэллса, в том смысле, что атакующие не направили на решение проблемы всей мощи планеты, а атака частная инициатива небольшой группы пришельцев.
Не доказанной осталась и антропологическая тема. Я согласен с Муратовым, что вероятность одинаковых разумных существ не очень велика. И возражения, о одинаковым процессах в природе, выглядят слабо. Именно поэтому я решил, что лучшим объяснением может стать, что Гинеэа – гостья из будущего. Возможной альтернативой могли бы быть процессы конвергенции. В таком варианте люди могли бы быть похожи, даже не имея ничего общего биологически. И наконец, остаётся вариант с сеятелями тоже очень спорный.
Почти дописав отзыв, сунулся в интернет, что бы быстрее найти имя идеолога спасения Земли Рейайа. И обнаружил вариант книги на две части длиннее, причём тоже подписанную Ленинград 1963.
Я думал, что там чуть-чуть и в результате с экрана читал до 3х ночи. Это неожиданное продолжение, показалось мне, более динамичным и интересным. И написано чуть по-другому.
Проблему биологической совместимости Мартныов решил совсем не тривиально, о генетике не думая вообще. Оказывается главное кровь землян и солнышко.
Аборигенов планеты, на которой выросла Гианеэя, немного выгородили, сняв с них вину, хотя бы за убийство детей.
В этой части отношения мальчик-девочка приобрели больший смысл, хотя роман Марины и Синицина остался за скобками. Надо же, что бы хоть одна пара не сошлась к концу книги.
Немного расширилась география. Появился Вашингтон. Но вот совершенно чётко повторяется, что Украина некоторая независимая территория. Слово СССР не упоминается ни разу. Москва один раз походя, как точка по которой время измеряют.
Больше появилось информации для оценки расстояний между системами и скоростей. Время на кораблях течёт в два раза медленнее, чем на Земле. Это (по моим, не уверен, что правильным, расчётам) соответствует скорости 0,85 скорости света. Тогда до планеты Гинеэа 13-14 световых лет. Тормозить с такой скоростью до 0 за полторы недели – это 30-35g, без искусственной гравитации действительно не обойтись.
Падать на Солнце с расстояние в 1 световой год – это почти шутка. Потребуются десятки тысяч лет, что увеличить скорость на 1 метр в секунду.
Обычно в фантастике, которую я читал, полёты за границы Солнечной системы, проходят в плоскости Эклептики, что позволяет ставить форпосты в районе орбиты Плутона. В этой же повести я долго не мог понять, как корабль пришельцев оказывается то в районе Луны, то вообще в районе Венеры. В последних частях находится ответ. Корабли взлетают и как видно влетают в солнечную систему под прямым углом к плоскости Эклептики.
Линдабрида, 3 июля 2013 г.
Интереснее всего было следить за героиней и пытаться увидеть события с ее точки зрения. Нет, действительно. Гианэя резко выделяется на фоне прочих довольно одномерных персонажей. И на ее плечи автор взвалил поистине невероятный груз. Она одна среди чуждых ей людей, от которых не ждет ничего хорошего. Да и как тут ждать хорошего, если единственная здесь подруга обязательно сообщит куда следует о каждом твоем слове. Если любой твой шаг тут же вызывает шлейф комментариев, часто совсем не добрых: «Ей надо сказать, что она находится на Земле, а не у себя на родине...» «В их мире мораль находится не на высоком уровне...» и т.п. Если единственная твоя защита от возможной враждебности — лишь гордость да молчание. Если, наконец, человек, который нравится, смотрит на тебя как на неведомую зверушку. Недаром у Гианэи вырывается безнадежное: «Я обреченная». Чтобы выдержать такое безмерное одиночество, нужна огромная сила духа — и я искренне восхищалась героиней.
Мир вокруг Гианэи оказался вовсе не так интересен. Простенький сюжет, не слишком продуманная научно-фантастическая часть (чего стоит хотя бы эпизод, когда у землян не оказалось приборов, способных улавливать инфракрасную или ультрафиолетовую часть спектра, и пришлось полагаться на уникальное зрение Гианэи), бледноватые декорации вместо общества будущего. И все-таки здесь есть то, ради чего я читаю советскую фантастику: светлая, чуть наивная доброта, которой так не хватает в нашем настоящем.
grazhina, 27 августа 2013 г.
Книга по ошибке попала в дровяной сарай на даче у бабушки, мышки погрызли. Мной откопана, за вечер и ночь прочитана (16 лет было). Потом еще перечитывала. Понимала, что неубедительно, не верила вполне истории о цивилизации захватчиков, и все равно перечитывала, перечитывала с удовольствием. История Гианеи здорово похожа на историю Деленн из «Вавилона 5» — долгий путь к взаимопониманию и взаимонеобходимости, «мост» между народами, наполовину человек, наполовину инопланетянка, ребенок, и главное — всесильность любви.
KROKS, 19 мая 2017 г.
С осторожностью отношусь к советской фантастике, но данное произведение на удивление порадовало. Герои, конечно, соответствующие эпохе, характеры, как водится, одномерные и клишированные, но таковы уж традиции жанра – их остается только принимать как правила игры. Не обошлось и без милых анахронизмов, вроде полиэтиленовых пластинок с программами и многокилометровых кабелей связи на Луне.
В дебри матчасти автор не углубляется, дает только то, что будет понятно юному читателю. Темп повествования очень ровный, причем настолько, что порой от этого страдает драматизм эпизода.
Авторы предисловия упирают на то, что вариант концовки первой редакции (три части) более силен драматически. Мне лично так не показалось. Дело в том, что характер и мотивы главной героини автор рассказывает, а не показывает, от того финал третьей части показался скорее надуманным, чем трагичным. В последних двух частях главная героиня на некоторое время отходит на второй план, а на первый выступают ее соплеменники. Пожалуй, эти две части удались лучше.
Позабавил эпизод с обнаружением инопланетного объекта. У ребят бодро курсируют звездолеты по маршруту Венера-Земля-Марс, но при этом требуется трое(!) суток на то, чтобы в их светлые головы забрела мысль, что объект, орбиту которого никак не удается просчитать, может иметь искусственное происхождение. Инерция мышления совершенно недопустимая для ученого мужа эпохи победившего социализма, или кто у них там победил.
В целом же книга оставила приятное впечатление, во многом благодаря авторскому оптимизму, пусть он слегка равнодушен к своим персонажам, в стиле «все будет хорошо, человек со всем справится».
namco 87, 29 июля 2013 г.
«Гианэя» — добротная, крепкая советская фантастика, немного наивная, идеологическая (как без этого) но зато про любовь. Да еще какую — внеземную. Читая такие произведения сразу видишь дух людей того времени. В отношениях все просто: если грустно то персонаж печален, радостно герой смеется. Нету еще сильного влияния запада, где говорят одно, а за спиной делают другое. Поэтому персонажи предстают не закрученным клубком психологических выкрутасов, а обыкновенными мужчинами и женщинами с открытой душой. Только одна Гианэя поначалу темнит, делая из себя девушку-загадку. Так и должно быть, ведь она из другого мира/планеты и ей надо вести себя осторожно на чужбине.
Конечно Георгию Мартынову далеко до Станислава Лема, который описывал чужие планеты и их обитателей с таким мастерством, что некоторые вещи с первого раза можно было не понять. Так все было чуждо человеческому. А тут писатель гийанейцев изобразил почти похожими на нас. Создал он это для того, чтобы осветить вопрос любви между различными видами гуманоидов (чувствую, что у современников есть романы на эту тему похлеще). И любовь эта у автора закономерна. Он считает, что только человекоподобные гуманоиды могут жить во вселенной (точнее очень похожие на людей). Для романтических натур эта книга будет интересна (тут нету стрельбы, бравого космического десанта, технических прибамбасов таких что голова кругом), а любителям жестокой и слишком научной фантастики можно пройти мимо.
Есть в начале романа один момент, который мне показался немного неудачным. Так что я надеваю амплуа великого критика и ловлю ваши помидоры. Итак Виктор Муратов отправился к своему другу Сергею Синицыну, чтобы помочь рассчитать и определить местоположение в Солнечной системе неких внеземных объектов. Добираясь к нему на авиалайнере Виктор узнает, в нужном ему месте посадка не будет производиться. Тогда герой спрыгивает из лайнера с парашютом и благополучно приземляется на землю. Все это опасное приключение не занимает даже страницы. Описано оно небольшим диалогом с членом экипажа и все Муратова уже подбирает планелет после приземления. Ни одного слова о там как происходил прыжок. Если нам хотели показать храбрость как основную черту характера Виктора, то почему все происходит мимолетом, парой предложений, невзначай. Словно парень это делает каждый день перед обедом. Тогда почему дальше нету таких маленьких смертельно-героических поступков (занимающих три от силы четыре предложения). Видать что-то тут не то. Ой-еей ребят зачем так сильно помидорами кидаетесь?! Ладно, понял. Снимаю с себя образ великого критика.
Книгу конечно лучше посоветовать для ознакомления в юношеском возрасте и тем, кто еще не знаком с насилием и извращениями в литературе. А уж если вы читали «Гианэю» в детстве поверьте еще не раз вы к ней вернетесь.
P.S: Блин синяки от помидоров остались.
mogzonec, 21 октября 2014 г.
Замечательная, интересная повесть. Одна из последних мартыновских. Когда читал, был подростком и удивлялся, почему это злодеи не такие уж из злодейские. Есть в книге какая-то лиричность. В повести нет резких поворотов, сногсшибательных приключений, есть какая-то обыденность и даже нудноватость. Тем не менее, читалась с большим интересом, и для себя пытался разобраться, так кто же она — главная героиня. Так и не разобрался. И еще книжка проиллюстрирована замечательными картинками Льва Рубинштейна.
vgi, 18 декабря 2012 г.
Продолжаю знакомиться с непрочитанной в детстве классикой фантастики. На сей раз это роман Георгия Мартынова «Гианэя».
Прежде всего, Мартынов нетвёрд в физике. Эти спутники-шпионы — не то абсолютно белые, не то абсолютно чёрные — которые можно заметить с Земли, но почему-то не видно в упор, и которые по инерции летают по спиральным орбитам. Эти гравиометры, которые указывают наличие массы, но почему-то не направление на неё. Эта идея о том, что достаточно развернуть летящий межзвёздный корабль носом в какую-нибудь сторону, чтобы он туда сразу и полетел. И т.д. и т.п. Всё это немного напрягает. Ну и ладно, не он один такой, и не это главное.
Сюжет романа не вполне тривиален. Это уже далеко не профессор Всезнайкин, путешествующий на космолёте с пионером Петей и собакой Тузиком, типичный для некоторой части отечественной НФ того времени. И даже не «Каллисто» (в общем-то, довольно стандартная история про тесные контакты 3-го рода). Есть в нём и совершенно нешаблонная для советской фантастики того времени инопланетянка (чем-то напоминающая Нию из «Через тернии к звёздам»), и некий психологизм. Есть и другие находки — вероятно, бунт управляющего кораблём компьютера Мартынов описал чуть позже, чем Кларк в «Космической одиссее 2001», но совершенно независимо от него.
Кроме того, сюжет динамичен и способен удерживать внимание читателя (ну, по крайней мере, моё). На мой вкус, с этой динамичностью автор даже временами перебирает через край — иногда она уместна скорее для сценария, чем для романа («Лица стоящих напряглись. Что же делать? — явственно читалось на них. Как же нам поступить? Как же? Что же будет? И никто не знал, что в этот самый момент...» Это написал я, а не Мартынов, но принцип тот же). Так что вполне могу представить себе это на экране в качестве очередного творения Бондарчука нашего джуниора. Не дай бог, конечно.
С другой стороны, у меня, как и в случае «Каллистян», возникло ощущение, что в какой-то момент текст надоел автору. Ружья развешены, часть из них еще не выстрелила... И тут автор цедит: «Ну, в общем, и так далее, вот в таком примерно духе...» Примечательна фраза, которой кончается книга: «Остальное было понятно...». Возникает впечатление, что в этот момент писателя позвали обедать, и к роману он уже не возвращался.
Кстати, я читал переработанный книжный вариант 1971 года — с дописанным хэппи-эндом. Интересно было бы сравнить его с первым журнальным вариантом 1963-го.