fantlab ru

Теодор Старджон «Умри, маэстро!»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.51
Оценок:
85
Моя оценка:
-

подробнее

Умри, маэстро!

Die, Maestro, Die!

Другие названия: Fluke

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 24
Аннотация:

Джаз-банда «Пропащие парни Латча Кроуфорда» находится на вершине популярности. Записи этой группы крутит каждый музыкальный автомат по всей стране. Основа коллектива – сам Латч Кроуфорд, вокруг него всё и вертится. Флуку это не нравится, и он решил убить Латча.

© Ank

Входит в:

— сборник «E Pluribus Unicorn», 1953 г.


Похожие произведения:

 

 


Умри, маэстро!
1999 г.

Самиздат и фэнзины:

Мне отмщение...
2000 г.
Бабушка не вяжет
2021 г.

Издания на иностранных языках:

E Pluribus Unicorn
1953 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ прекрасно написан (и, кстати, отлично переведён Мирером), сюжет остроумно и мастерски построен. Отдельно стоит отметить детали, связанные с музыкально-исполнительской тематикой. И тем не менее, оставляет тяжёлое двойственное впечатление.

Во-первых, как-то просто неприятно, что повествование ведётся от лица свихнувшегося на почве комплексов убийцы, как и то, что его оставляют безнаказанным, что ни к чему хорошему привести не могло. Во-вторых, подумав, вычленил психологически недостоверный аспект: трудно поверить, что группа со столь нездоровой атмосферой (где все отнеслись к попытке серьёзных отношений между Латчем и Фоун негативно из банальной беспричинной зависти), смогла сплотиться и продолжить успешную деятельность после исчезновения своего лидера.

Да и Латч тот ещё неадекват. Отшить любимую девушку ради «сообщества» и пригретого урода... Как к этому можно отнестись? Именно поэтому очень сильный сам по себе лейтмотив «оставаться живым в музыке» не работает в полной мере... Впрочем, познакомиться всё равно стоило.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тут говорилось, что, мол, рассказ не фантастический, но Старджон почему-то поместил его во вполне себе фантастический сборник E Pluribus Unicorn. Автору, как говорится, виднее, к тому же дальше в сборнике можно обнаружить такой же не фантастический рассказ «Шрамы». Да и «Летающая тарелка одиночества», по большому счету, вовсе не о летающих тарелках...

Иными словами, перед нами настоящая литература -- литература о ЛЮДЯХ, а все остальное -- просто декорации.

Рассказу, давшему название сборнику, повезло. Он переведен настоящим мастером слова -- писателем Александром Мирером. Дело даже не в том, что не в том, что переводчик профессионально разобрался в музыкальной терминологии, хотя это, по большому счету, та же декорация, театральный задник, на фоне которого пылают человеческие страсти. Дело в том, что каждому слову перевода -- веришь, а значит, веришь и автору, который хотел поделиться с нами своими мыслями, своими тревогами и жаром своего сердца.

Оценка-- 10. Лучший рассказ в сборнике, на мой взгляд.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начало рассказа было очень сложным. Странице на десятой даже думал забросить, ибо не понимал, что вообще происходит. Но далее становится ясно, что рассказ ведёт психопат со склонностью к убийству и с комплексом неполноценности. Середина рассказа с двумя первыми попытками избавиться от Латча, самая динамичная часть истории. Концовочка тоже в принципе динамичная, но ближе к концу я уже как-то позабыл, за что он этого Латча так ненавидит, и читать стало скучновато. Короче это история про то, что комплексы из-за внешности могут свести в могилу тебя и твоих близких.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Классный психологический рассказ о человеке, которому не повезло в жизни — он родился крайне безобразным на вид. Этот фактор не может не давить на психику, и немудрено, что герой, обладая тонкой душевной организацией, как и любой творческий человек, бесится, видя, что все вокруг, даже друзья по группе, его жалеют.

Не думаю, что Флук был завистливым человеком и жаждал всего того, чем обладал — и так легко — лидер их группы Латч. Думаю, он действительно свихнулся. На почве комплекса неполноценности вбил себе в голову, что все его беды от успешного лидера группы. Интересно, в какой момент он окончательно съехал с катушек.

Очень здорово написано. Флук так ловко действует и логично рассуждает, что даже не подозреваешь, что он псих. Шикарен этот переход в конце к осознанию читателем его невменяемости, с хитрой ловушкой от Криспина — действительно в такую ловушку мог попасться только сумасшедший. Латч в начале, когда мы знакомимся с ним со слов Флука, выглядит надменным и слишком самоуверенным из-за того, что ему не приходится прикладывать никаких усилий для достижения чего-либо. В конце понимаешь, что скорей всего это только видение самого Флука, а на деле он более благороден. И вот это:

«Фоун подняла руки и снова спросила:

- Так чего бы хотел Латч?

- Я убил Латча, — сказал я».

В двух фразах просто шикарно передано то состояние психики, в котором находится герой, ведь он даже не понимает (разумеется), что он ненормален.

Понравилось весьма.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Довольно бестолковая, хотя и приятно написанная вещь.

Бестолковая в смысле полного отсутствия фантастики, и, соответственно, нахождения в этом сборнике и этой серии. Она настраивает на совершенно другое чтение, чем ожидалось.

Это слегка сумбурная (из-за рассказчика) история становления и восхождения к вершинам славы эстрадного коллектива, куда однажды приходит работать пианисткой чистая как ангел молоденькая девочка, влюбленная накрепко в солиста, который слегка не от мира сего. Слишком просто и легко ему все даётся, падает в руки, он не умеет ценить подарков судьбы. До поры до времени девушка сдерживает свои чувства, но однажды все меняется...

Рассказ ведётся от лица крайне уродливого парня, работающего в коллективе кем-то вроде конферансье. Сидит в темноте, чтоб публику не пугать, объявляет номера, заводит хохмами и прибаутками зрителей.

И лютой, бешеной завистью завидует лидеру этой банды, завидует, что полюбили не его, завидует его простому отношению к жизни и доброте его ко всем тоже завидует, да. Пользуется его добротой, гребет деньги, но ненавидит его за это.

Он сходит потихоньку с ума, делает попытки убийства Литча, но каждый раз что-то непредвиденное нарушает его приготовления...

Любопытная психологическая повесть, почти триллер, которой самое место в жанровом сборнике наподобие «Блюза Сонни».

Здесь же это абсолютно инородный элемент, выбивающий из колеи, так как дальше будет настоящая мощная фантастика, за которую я ценю Старджона.

Мило, но не более того. Проходной рассказ на избитую даже для года написания тему безумия и творчества.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Нефантастический, но очень интересный рассказ. Человеческая зависть к успешному музыканту заставляет Флука трижды совершать убийство. Сам Флук безобразен так, что его прячут в тени во время выступлений ансамбля.Безобразие , а оно не редкий гость среди людей, вызывает зависть и желание убивать более награжденных природой.Вечная проблема человечества.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ насмешливый и жутковатый одновременно. О любви и ненависти, и о человеческой одержимости и тем, и другим — одна из центральных тем во всем творчестве Старджона. Флюк — не музыкант. Он чувствует музыку, он слышит музыку, он понимает музыку и он отличный диджей, но творить музыку он способен не больше, чем способен очаровать понравившуюся девушку. Флюк — уродец и одержимый, раз за разом пытающийся убить Клатча. Клатч хорош собой, весел, музыкант от бога и все дается ему легко и без всяких усилий с его стороны, что музыка, что любовь прелестной девушки. По крайней мере, именно так думает Флюк. Холодная убежденность Флюка, что со смертью Клатча все его проблемы исчезнут, перерастающая в настоящую манию, в результате сыграет с ним злую черную шутку. Погибший Клатч звучит в глиссандо гитары, его пальцы пробегают по клавишам рояля и отстукивают его фирменный ритм, его «Дабу-дабей» на барабанах. И сходящий с ума Флюк продолжает «убивать» Клатча снова и снова.

А тот по-прежнему звучит в каждой мелодии, сыгранной его группой. И умирать не собирается. Потому, что убить человека — проще простого, а вот убить созданную им музыку — задача невыполнимая.

Финальная месть музыкантов Флюку проста и холодно-жестока в своем милосердии. Финал классический, как часто у Старджона — выворачивающий наизнанку и обнажающий все чувства, изящный и устрашающий совершенством возмездия.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Странно,что рассказ Старджона «Умри, Маэстро!» попал в сборник фантастических произведений, ибо какой-либо фантастической фабулы здесь никак не просматривается. Но с другой стороны Теодор Старджон себя преподнес в другой реалистической интерпретации с долей мистического оттенка, что вероятно, весьма интересно, если оценивать творчество писателя с разных сторон. Возможно сначала и ждешь после описания внешности главного героя раскрытия какой-то более страшной тайны, но в конце-концов Флюк остается всего-лишь одержимым уродцем с безобразной внешностью, желающим добиться чего-то более своими собственными силами...Клатч — его «друг», наставник, товарищ-музыкант и лидер популярной топовой джаз-банды «Пропащие парни Латча Кроуфорда» становится точкой внутреннего раздора Флюка, ибо Клатч — душа всех и всего, добивается больших успехов, а Флюк — всего-лишь бледная тень на фоне всеобщего успеха ... Отсюда и навязчивая идея , перешедшая в манию преследования и желание уничтожить все и вся, что связано с Клатчем и его самого. Убить человека можно, но творение рук его едва ли. В этом Флюку придется убедиться на себе сполна, ибо месть , обрушившаяся на горе-маньяка еще более ужасна, чем он сам...

Хотелось бы отметить прекрасное описание Старджоном музыкальной атмосферы популярного во все времена джаза — автор своим почитателям невольно дал намек на вкус, которого он придерживался в музыкальном мире...

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

История явно сумасшедшего музыканта, считающего, что лидер его группы не даёт ему возможности для собственного развития, и в связи с этим решившего этого самого лидера убить. Вот только убийство желаемого результата не приносит... Рассказ любопытный, но какой-то безэмоциональный, и ввиду этого к концу попросту утомляющий читателя.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх