Теодор Старджон «Умри, маэстро!»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Джаз-банда «Пропащие парни Латча Кроуфорда» находится на вершине популярности. Записи этой группы крутит каждый музыкальный автомат по всей стране. Основа коллектива – сам Латч Кроуфорд, вокруг него всё и вертится. Флуку это не нравится, и он решил убить Латча.
Входит в:
— сборник «E Pluribus Unicorn», 1953 г.
- /языки:
- русский (3), английский (1)
- /тип:
- книги (2), самиздат (2)
- /перевод:
- А. Мирер (3)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
technocrator, 9 сентября 2020 г.
Рассказ прекрасно написан (и, кстати, отлично переведён Мирером), сюжет остроумно и мастерски построен. Отдельно стоит отметить детали, связанные с музыкально-исполнительской тематикой. И тем не менее, оставляет тяжёлое двойственное впечатление.
Во-первых, как-то просто неприятно, что повествование ведётся от лица свихнувшегося на почве комплексов убийцы, как и то, что его оставляют безнаказанным, что ни к чему хорошему привести не могло. Во-вторых, подумав, вычленил психологически недостоверный аспект: трудно поверить, что группа со столь нездоровой атмосферой (где все отнеслись к попытке серьёзных отношений между Латчем и Фоун негативно из банальной беспричинной зависти), смогла сплотиться и продолжить успешную деятельность после исчезновения своего лидера.
Да и Латч тот ещё неадекват. Отшить любимую девушку ради «сообщества» и пригретого урода... Как к этому можно отнестись? Именно поэтому очень сильный сам по себе лейтмотив «оставаться живым в музыке» не работает в полной мере... Впрочем, познакомиться всё равно стоило.
wowan, 20 мая 2018 г.
Тут говорилось, что, мол, рассказ не фантастический, но Старджон почему-то поместил его во вполне себе фантастический сборник E Pluribus Unicorn. Автору, как говорится, виднее, к тому же дальше в сборнике можно обнаружить такой же не фантастический рассказ «Шрамы». Да и «Летающая тарелка одиночества», по большому счету, вовсе не о летающих тарелках...
Иными словами, перед нами настоящая литература -- литература о ЛЮДЯХ, а все остальное -- просто декорации.
Рассказу, давшему название сборнику, повезло. Он переведен настоящим мастером слова -- писателем Александром Мирером. Дело даже не в том, что не в том, что переводчик профессионально разобрался в музыкальной терминологии, хотя это, по большому счету, та же декорация, театральный задник, на фоне которого пылают человеческие страсти. Дело в том, что каждому слову перевода -- веришь, а значит, веришь и автору, который хотел поделиться с нами своими мыслями, своими тревогами и жаром своего сердца.
Оценка-- 10. Лучший рассказ в сборнике, на мой взгляд.
muravied, 22 июня 2019 г.
Начало рассказа было очень сложным. Странице на десятой даже думал забросить, ибо не понимал, что вообще происходит. Но далее становится ясно, что рассказ ведёт психопат со склонностью к убийству и с комплексом неполноценности. Середина рассказа с двумя первыми попытками избавиться от Латча, самая динамичная часть истории. Концовочка тоже в принципе динамичная, но ближе к концу я уже как-то позабыл, за что он этого Латча так ненавидит, и читать стало скучновато. Короче это история про то, что комплексы из-за внешности могут свести в могилу тебя и твоих близких.
kven irden, 6 сентября 2017 г.
Классный психологический рассказ о человеке, которому не повезло в жизни — он родился крайне безобразным на вид. Этот фактор не может не давить на психику, и немудрено, что герой, обладая тонкой душевной организацией, как и любой творческий человек, бесится, видя, что все вокруг, даже друзья по группе, его жалеют.
Не думаю, что Флук был завистливым человеком и жаждал всего того, чем обладал — и так легко — лидер их группы Латч. Думаю, он действительно свихнулся. На почве комплекса неполноценности вбил себе в голову, что все его беды от успешного лидера группы. Интересно, в какой момент он окончательно съехал с катушек.
Очень здорово написано. Флук так ловко действует и логично рассуждает, что даже не подозреваешь, что он псих. Шикарен этот переход в конце к осознанию читателем его невменяемости, с хитрой ловушкой от Криспина — действительно в такую ловушку мог попасться только сумасшедший. Латч в начале, когда мы знакомимся с ним со слов Флука, выглядит надменным и слишком самоуверенным из-за того, что ему не приходится прикладывать никаких усилий для достижения чего-либо. В конце понимаешь, что скорей всего это только видение самого Флука, а на деле он более благороден. И вот это:
«Фоун подняла руки и снова спросила:
- Так чего бы хотел Латч?
- Я убил Латча, — сказал я».
В двух фразах просто шикарно передано то состояние психики, в котором находится герой, ведь он даже не понимает (разумеется), что он ненормален.
Понравилось весьма.
montakvir7511, 4 сентября 2017 г.
Довольно бестолковая, хотя и приятно написанная вещь.
Бестолковая в смысле полного отсутствия фантастики, и, соответственно, нахождения в этом сборнике и этой серии. Она настраивает на совершенно другое чтение, чем ожидалось.
Это слегка сумбурная (из-за рассказчика) история становления и восхождения к вершинам славы эстрадного коллектива, куда однажды приходит работать пианисткой чистая как ангел молоденькая девочка, влюбленная накрепко в солиста, который слегка не от мира сего. Слишком просто и легко ему все даётся, падает в руки, он не умеет ценить подарков судьбы. До поры до времени девушка сдерживает свои чувства, но однажды все меняется...
Рассказ ведётся от лица крайне уродливого парня, работающего в коллективе кем-то вроде конферансье. Сидит в темноте, чтоб публику не пугать, объявляет номера, заводит хохмами и прибаутками зрителей.
И лютой, бешеной завистью завидует лидеру этой банды, завидует, что полюбили не его, завидует его простому отношению к жизни и доброте его ко всем тоже завидует, да. Пользуется его добротой, гребет деньги, но ненавидит его за это.
Он сходит потихоньку с ума, делает попытки убийства Литча, но каждый раз что-то непредвиденное нарушает его приготовления...
Любопытная психологическая повесть, почти триллер, которой самое место в жанровом сборнике наподобие «Блюза Сонни».
Здесь же это абсолютно инородный элемент, выбивающий из колеи, так как дальше будет настоящая мощная фантастика, за которую я ценю Старджона.
Мило, но не более того. Проходной рассказ на избитую даже для года написания тему безумия и творчества.
vam-1970, 18 декабря 2016 г.
Нефантастический, но очень интересный рассказ. Человеческая зависть к успешному музыканту заставляет Флука трижды совершать убийство. Сам Флук безобразен так, что его прячут в тени во время выступлений ансамбля.Безобразие , а оно не редкий гость среди людей, вызывает зависть и желание убивать более награжденных природой.Вечная проблема человечества.
Aryan, 30 октября 2012 г.
Рассказ насмешливый и жутковатый одновременно. О любви и ненависти, и о человеческой одержимости и тем, и другим — одна из центральных тем во всем творчестве Старджона. Флюк — не музыкант. Он чувствует музыку, он слышит музыку, он понимает музыку и он отличный диджей, но творить музыку он способен не больше, чем способен очаровать понравившуюся девушку. Флюк — уродец и одержимый, раз за разом пытающийся убить Клатча. Клатч хорош собой, весел, музыкант от бога и все дается ему легко и без всяких усилий с его стороны, что музыка, что любовь прелестной девушки. По крайней мере, именно так думает Флюк. Холодная убежденность Флюка, что со смертью Клатча все его проблемы исчезнут, перерастающая в настоящую манию, в результате сыграет с ним злую черную шутку. Погибший Клатч звучит в глиссандо гитары, его пальцы пробегают по клавишам рояля и отстукивают его фирменный ритм, его «Дабу-дабей» на барабанах. И сходящий с ума Флюк продолжает «убивать» Клатча снова и снова.
А тот по-прежнему звучит в каждой мелодии, сыгранной его группой. И умирать не собирается. Потому, что убить человека — проще простого, а вот убить созданную им музыку — задача невыполнимая.
Финальная месть музыкантов Флюку проста и холодно-жестока в своем милосердии. Финал классический, как часто у Старджона — выворачивающий наизнанку и обнажающий все чувства, изящный и устрашающий совершенством возмездия.
romanpetr, 2 февраля 2014 г.
Странно,что рассказ Старджона «Умри, Маэстро!» попал в сборник фантастических произведений, ибо какой-либо фантастической фабулы здесь никак не просматривается. Но с другой стороны Теодор Старджон себя преподнес в другой реалистической интерпретации с долей мистического оттенка, что вероятно, весьма интересно, если оценивать творчество писателя с разных сторон. Возможно сначала и ждешь после описания внешности главного героя раскрытия какой-то более страшной тайны, но в конце-концов Флюк остается всего-лишь одержимым уродцем с безобразной внешностью, желающим добиться чего-то более своими собственными силами...Клатч — его «друг», наставник, товарищ-музыкант и лидер популярной топовой джаз-банды «Пропащие парни Латча Кроуфорда» становится точкой внутреннего раздора Флюка, ибо Клатч — душа всех и всего, добивается больших успехов, а Флюк — всего-лишь бледная тень на фоне всеобщего успеха ... Отсюда и навязчивая идея , перешедшая в манию преследования и желание уничтожить все и вся, что связано с Клатчем и его самого. Убить человека можно, но творение рук его едва ли. В этом Флюку придется убедиться на себе сполна, ибо месть , обрушившаяся на горе-маньяка еще более ужасна, чем он сам...
Хотелось бы отметить прекрасное описание Старджоном музыкальной атмосферы популярного во все времена джаза — автор своим почитателям невольно дал намек на вкус, которого он придерживался в музыкальном мире...
Nog, 11 июня 2009 г.
История явно сумасшедшего музыканта, считающего, что лидер его группы не даёт ему возможности для собственного развития, и в связи с этим решившего этого самого лидера убить. Вот только убийство желаемого результата не приносит... Рассказ любопытный, но какой-то безэмоциональный, и ввиду этого к концу попросту утомляющий читателя.