Олег Дивов, Макс Рублёв «Не прислоняться. Правда о метро»
Каждый день московское метро перевозит восемь миллионов пассажиров, но мало кто из них знает, насколько сложная вещь — метро Москвы. Нам предлагают посмотреть на метро изнутри, глазами машиниста электропоезда — человека, чья деятельность ежедневно поддерживает жизнь главной транспортной артерии Москвы — метро.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Reader-66, 27 февраля 2012 г.
Интересная получилась повесть. Хотя и мало, что есть в ней дивовского, но тем не менее... Любопытно было взглянуть на жизнь метро из кабины электропоезда глазами человека, который с ним так тесно связан. Да, воистину, государство внутри государства. И юмор, с коим это всё описано, вполне к месту, что ж поделать, если он иногда становится чёрным («c`est la vie» — как говорят французы), какая жизнь — такой и юмор.
Но... Ценность произведения состоит не только в его интересности и увлекательности, а ещё и полезности. А данная книга, по большому счёту, не только о метро, а об отношениях между нами — людьми. Наверное всем приходилось сталкиваться хамством или равнодушием в магазинах, больницах, ЖКО, на том же общественном транспорте и других присутственных местах. И это очень горько осознавать. И хорошо, что им это не прощается, особенно сейчас (чуть — что и на улицу). Им-то нельзя. А НАМ можно?! Вы на СЕБЯ-то со стороны смотрели? А посмотрите... откровенно... честно... без дураков. Может кто-нибудь узнает себя в «пассажире» метро?...
И спасибо Дивову с Рублёвым и иже с ними, что такие книги пишутся.
mist, 14 марта 2011 г.
Чем мне так понравилась эта книга? Даже сам затрудняюсь сказать. Понятно, что Дивова в тексте немного. Что фамилия его понадобилась в основном, чтобы раскрутить интересную книгу неизвестного автора, которая иначе осталась бы скрытой от большинства и погибла бы в мутном потоке выпускаемой книгопродукции. За это ему большое спасибо.
Максу Рубцову большое спасибо, за то что рассказал о метро и жизни простого его работника.
Спасибо им за «гиляровскость» книги. За проникновение и сопереживание, за отражение печали и радости, которые нас окружают, но не всегда остаются замеченными.
Спасибо еще и от своего лица как пассажира периодически ездящего с «Выхино»
Fagotin, 5 марта 2011 г.
Эта книга не о метро. Эта книга о том, что нужно оставаться людьми независимо то того, кто ты — пассажир, машинист, врач или диспетчер, и помнить, что вокруг тебя тоже люди. Это грустная книга. Наверное, если кто-нибудь напишет о работниках гипермаркетов, гостиниц, автозаправок и т.п., то слова будут теми же. Везде есть начальство, не понимающее проблемы простых солдат; несогласованность различных служб; бюрократы, тоннами выпускающие «закавыки»; клиенты, мнящие себя центром вселенной и т.д. А самое печальное, что исчезающе мала вероятность того, что кто-нибудь из отрицательных персонажей — малолетки, взрывающие петарды в вагонах, свинячащее быдло, упертые истеричные тетки — прочтут данную книгу и как-то попробуют измениться.
tapok, 21 мая 2013 г.
«Осторожно, двери закрываются»
Олег Дивов любит экспериментировать Эта книга тому доказательство. Если конкретно, то:
1) соавторство;
2) реализм без малейшей доли фантастики;
3) почти отсутствие Дивовщины.
Итак, роман интересный. По сути никакой динамики и сюжета. По сути почти нет главного героя как такового. Зато есть — метро. И его много. Есть машинисты. Могу сказать смело — тематики книги раскрыта. Объём труда поражает — это всего лишь 300 страниц, но проработка удивительна. Лично я был в метро всего лишь один раз. Почти ничего не помню, ибо на тот момент мне было 11 или 12 лет. Но с тех пор меня манит подземка. Я читаю много книг из «ВМ-2033», хочу вновь оказаться в московском метрополитене. Макс Рублев и Олег Дивов позволили мне это сделать. Пусть и мысленно.
Порадовали сноски. Объёмно и исчерпывающе. Юмор в дивовском стиле, то есть в меру и к месту.
Теперь о минусах. Их немного, но они есть:
1) слэнг (часто слова не объясняются, а знать их хотелось бы без гугла и яндеса);
2) повторы некоторых кусков текста (видимо — для объёма);
3) отсутствие смысла в некоторых «рассказах» (сомневаюсь, что они значимы даже для машинистов);
Итог: прекрасная книга, где много добра. Но самый большой плюс — это разговор о работе с любовными нотками. Лично я, читая «Не прислоняться» думал о том, как провожу время в лагере [вожатым]. У меня тоже куча проблем и нюансов на этой работе, трачу много сил и нервов, а заработок — так себе. Но я люблю эту работу. Надеюсь, не меньше, чем Метроэльф — свою.
chiffa, 10 марта 2011 г.
Занятная книга о взгляде на метро, таком привычном для москвичей и «гостей столицы» способе передвижения.Как выяснилось по прочтении книги, кто-то его еще и любит, что лично для меня звучит диковато (как можно любить место, где толпы людей почти круглые сутки?).
Заставляет задуматься о многих вещах, и глупости отдельных пассажиров подземки — лишь одна из немногих.
Вобще же, действительно — книга в большей степени о людях, только вряд ли кто из пассажиров, если им попадет в руки эта книга, захочет изменить себя и, как следствие, окружающую реальность....
Dead_Anarchy, 25 июля 2012 г.
Неожиданно хорошая книга, которую, к тому же, не так легко скачать в нете. Опасался, что будет ерунда, но очень заинтриговала книга оригинальностью. И хотя я пользуюсь киевским метрополитеном, а не московским, читалось с интересом, ведь разница между нашими организациями не такая уж большая. У нас тоже есть красная ветка, которая загружена, есть Черниговская, на которую подаётся пустой поезд, а самое главное — есть люди, которые так же хамят, хотят влететь в вагон, сесть на сиденье и прочее-прочее-прочее...
Понравилось, что между главами есть короткие истории из жизни машинистов, разряжает, а многие из них действительно смешные. Или пропитаны возмущением касательно чего-то. Все истории живые.
А вот что не понравилось, что местами автор углубляется в перечень Ход-1, светофоров и прочее, а точнее, что это часто повторяется. Благо, всё равно хороших моментов больше.
Но на самом деле книга не о метро. Да-да, антураж соблюден. Но вы же не говорите, что какой-то детектив — о Земле, ибо действие происходит на ней. Так и в этом «государстве в государстве». Так вот, книга-то о человеческих отношениях, и не в сопливом свете рассказывается о тяжкой судьбе персонажа. Здесь персонаж — весь народ, да даже тот, кто не пользуется метро. И всё реально, а не выдумано. Книга искренняя и это чувствуется, возможно, именно поэтому читается и читается и читается до конца... Атмосферно, свежо, полезно в наше время.
В целом, рекомендуется.
ivan2543, 1 августа 2011 г.
Книгу купил немедленно, как только она появилась в магазине. Собственно, помня «Оружие Возмездия», я представлял творческие возможности Дивова в жанре документальной прозы и поэтому ожидал, что «Не прислоняться» будет занятной вещью.
В общем-то можно сказать, что эта книга имеет на самом деле весьма косвенное отношение к творчеству Дивова. На самом деле это скорее переведенный в книжный формат онлайн-дневник Макса Рублева. Дивов по сути исполнил почти редакторские функции по «олитературиванию» текста.
Главное – это действительно нужная книга. Можно сказать, что подобные книги необходимы – очень интересно узнать о той или иной профессии из первых рук, но не менее важно увидеть себя глазами людей, с которыми встречаешься каждый день, не замечая – в данном случае, глазами машиниста метро. Потому что мало знать правила поведения на транспорте – очень важно иногда вспоминать, что в кабине машиниста (а также за рулем / за штурвалом / по ту сторону прилавка / в окошке кассы, нужное подчеркнуть…) тоже – человек. Такая же личность, как ты сам, со своими эмоциями, мыслями, мировоззрением. А вовсе не робот, не ходячая функция.
Многим не понравилось критическое отношение автора-героя книги, Метроэльфа (Макса Рублева) к пассажирам. Мол, все в черном цвете, не все же хамы. Честно говоря, откровенной мизантропии я в книге не нашел. А насчет свинства пассажиров – как изрядно поработавший в сфере обслуживания человек могу сказать, что может, быть, хамов и не большинство, но все же их ОЧЕНЬ МНОГО и они имеют свойство запоминаться надолго. И людей, склонных обматерить или разразиться угрозами гораздо больше, чем способных поблагодарить.
Чтобы никого не обидеть скажу на своем примере. До того, как мне пришлось поработать в магазине, я часто, будучи в плохом настроении, мог позволить себе весьма некорректное поведение по отношению к продавцам, библиотекарям, кондукторам в общественном транспорте и т. д. И просто не задумывался, что эти люди – на работе, они не развлекаются и не кладут в карман 100% прибыли. И у них хватает неприятностей без моих нервных срывов из-за плохих оценок и семейных ссор. И что если каждый из нас будет себя вести так же, то и отношение к нам — покупателям, пассажирам, клиентам – будет соответствующим. Взаимная вежливость – единственное, что может спасти сферу обслуживания от превращения в войну между людьми по ту и эту сторону прилавка, бесконечную череду хамства, жалоб, драк и судебных исков (что мы в общем-то, зачастую и наблюдаем). Хамство – это разновидность насилия, а оно имеет свойство стремиться к эскалации.
Так что книга в этом отношении полезна. Вполне.
Что касается остального – удовольствие от чтения портила одна мелочь – я… никогда не пользовался услугами метрополитена. Так что временами жалел, что нет такой же книги, скажем, о пригородных поездах – много интересных фактов, думаю, можно было бы привести. Но все равно, получилось очень любопытно и очень познавательно.
Единственная, но не маленькая ложка дегтя – некоторые моменты даже избыточно познавательны. Описание управления поездом в мельчайших подробностях – понимаю, что машинисту описывать суть его любимой работы очень интересно, но читать это будет скучно и простым читателям-пассажирам (потому, что многовато подробностей), и коллегам автора (потому, что сами знают). Непонятно, кому вообще интересны такие эпизоды, разве что тем, кто сам мечтает о профессии машиниста.
Ну и отдельно стоит отметить коротенькие вставки между главами – иногда смешные, иногда печальные. Они, пожалуй, даже интереснее самих глав. Да, и юмора в книге хватает – остроумного, живого, народного. Черного юмора, правда, то же – а что поделать, такая жизнь, такая работа.
Достоинства произведения:
книга действительно нужная, нелишнее напоминание о том, что те, кто обслуживает нас на транспорте – тоже люди, а правила техники безопасности – не чья-то бюрократическая прихоть;
книга привлекает внимание к проблемам метрополитена;
способна привлечь новые кадры в ряды машинистов (как ни странно, дело в том, что Максу Рублеву его работа очень нравится, и в тексте это чувствуется);
авторы разоблачают многие бредовые мифы, связанные с подземкой;
при этом в книге много интересных правдивых историй, иногда смешных, иногда грустных, иногда шокирующих.
Недостатки:
некоторые отрывки крайне скучны (и это, к сожалению, почти треть книги);
далеким во всех отношениях от метро людям книга малоинтересна;
ничего дивовского в этой книге, увы, нет.
Итог: местами очень интересно, местами – весьма скучно. Но книга для общества полезная.
слОГ, 14 июня 2011 г.
На некоторые произведения стоит писать отзыв только после того, как улягутся первые впечатления, когда эмоции схлынут, а проза Дивова, всегда считающаяся провокационной, заслуживает более отстраненного взгляда в первую очередь.
Итак, мы имеем очень успешный проект с допечатками (если верить самому Дивову- а как ему не верить?), чего нельзя сказать об остатуэченных Симбионтах... (Кстати вот уже второй раз из книг Дивова выходящих дуплетом, более успешна нефантастическая — без комментариев). Забавно, но после десятка отзывов, оставленных сразу после выхода книги -тишина. Обсуждать видимо нечего... Еще бы это ведь как бы документальная повесть, так?
А по мне это хоррор с примесями трэша. И это мнение у меня появилось месяца через полтора после прочтения сего опуса и сдается мне не изменится.
Главные герои — машинисты — зомби. У них есть специальный коктейль ААА, благодаря которому после трехчасового сна они готовы вновь работать при этом у них артериальное давление находится в строго установленных нормах. Их выводит из себя запах духов, но они безразличны к запаху бомжей, они могут определить неисправность в 3 минуты и неспособны отстаивать свои права... У них такое чувство юмора... Ну не для простых людей, а только для своих. Ну и трэш — самоубийцы, хулиганы и просто курьезы типа бегущих на костылях старушек... Ну и естественно все самое-самое: лучшие машинисты, самая загруженная линия, легендарные вагоны.
Но! Эта такая документалистика, когда за частями не видно целого. Сколько не собирай по кусочкам информацию разбросанную по тексту — цельную картину функционирования метрополитена создать не получится. Создастся впечатление, что метро работает вопреки а не благодаря. Что машинисты очень любят свою работу, вот только пассажиры и диспетчера им мешают, а за что эту работу любить если она ломает всю жизнь — не очень понятно.
На всякий случай, я очень люблю метро. Как пассажир — это самый удобный вид передвижения по Москве. По ТКЛ в частности, но это не идеальная система. Фраза о том, что всегда будет еще один поезд верна, однако, когда едешь на электричку (которая ходит 4 раза в сутки) с Тушино на Текстили, имея в запасе приходя на Тушино 10 минут, а интервал движения между поездами оказывается 9 минут (утром в субботу в 6:30)- короче в принципе, по поводу часа пик я согласен, а в остальном помните, что всегда существует и другая точка зрения. Пассажиры тоже люди, каждый в отдельности, а не только те индивидуумы, на которых случайно фокусируется взгляд хорошо выполняющего свою работу машиниста.
Shean, 29 апреля 2011 г.
Толковая и разумная вещь.
Дивову благодарность за уже упомянутую «раскрутку» (когда уж продажники поймут, что стратегия Хейли беспроигрышна?) и за язык (особенно в диалогах мохнато торчат знакомые уши)
Рублеву благодарность за сбор материала, за фактурные детали, за ощутимое чувство спокойной гордости своей работой (это нынче считается отрыжкой социалистического прошлого, а таки зря) — и за работу, конечно. Любой гость Белокаменной теперь может с полным правом считать, что ездил в поезде, ведомом именно этим машинистом)))))
VinsanT, 21 марта 2012 г.
Книга вызвала живой интерес. Это уже после было просмотрено много роликов о метро, прочтено новостей и рассказов, а сейчас (когда читалась книга) хочется подойти в метро к «джентельмену» или торопящемуся на «последний поезд в светлое будущее» со словами: «Братюнь, успокойся. Все там будем»
Спасибо авторам.
Много узнал, многое почерпнул.
Velary, 28 апреля 2017 г.
Любите ли вы метро так, как люблю его я? Мечтаете побывать в служебных помещениях? Пройти по тоннелям? Посмотреть изнутри? Если да, это книга для вас!
Это адаптированный в книжный вариант блог Метроэльфа, но я, к счастью, ЖЖ не читаю (иначе я бы только и делала, что круглосуточно читала интересных мне авторов), поэтому для меня все байки внове и я получила массу удовольствия! Плюс тонну полезной информации, конечно же. Особенно круто читать эту книгу, когда едешь в метро: очень атмосферно (:
nafanila, 29 июня 2015 г.
Книга, которую прочитать, в принципе, можно, но можно и не читать. Если кто-то повелся на имя Дивова будет разочарован. Описываются производственные будни машиниста метрополитена. Интересные в том плане, что раскрывают часть большого производственного процесса, но не более того. Читается достаточно легко, но художественной ценности не несет.
mlonely17, 2 декабря 2014 г.
1.Наверно правильнее было бы назвать книгу «Записки машиниста» ,так как правда о метро от диспетчера будет иной,а правда о метро от лица дежурного по станции может кардинально отличаться от этой книги.2.По поводу «закавык» -исходя из своего опыта ,могу судить,что составляющие инструкции индивиды вполне сознательно делают так,чтобы поставить людей,обязанных сие исполнять в заведомо проигрышную ситуацию.При абсолютно беспрекословном исполнении-работа станет невозможной.На мелкие нарушения закрывают глаза,зато если вдруг ЧП-ага,вот вам виновник-нарушитель.Беспроигрышный вариант,к сожалению работающий не только в метро.Всегда виновато низшее звено,а вверху все белые и пушистые,да еще и на белом коне.Печально.3.Прочитать наверно стоит .Хотя бы для того,чтобы не ломиться в закрывающиеся двери,а подождать следующий состав .
indieboot, 1 декабря 2012 г.
Я на метро не езжу (в смысле — у меня его по близости нет), но есть знакомые машинисты, у которых есть схожие проблемы и мироощущение.
Книга понравилась. Очень. Прочитал за раз. О достоинствах и недостатках смысла говорить нет — об этом написали до меня. А посоветовать для прочтения могу. Читайте — думаю, разочарованы не будете.
k2007, 29 апреля 2011 г.
Было очень интересно читать. Метро пользуюсь каждый день, поэтому многие картинки, описанные в книге, узнаваемы. И поезд однажды на моих глазах проехал остановку первого вагона (немножко совсем), и был случай, когда состав въехал на станцию только двумя первыми вагонами, и нас выводили из поезда через торцевые двери вагонов. Интересен взгляд изнутри на, казалось бы, знакомые вещи. И написано хорошо.