Александр Шалимов «Брефанид»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Сатирическое | Ироническое | Юмористическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Искусственный интеллект | Роботы | Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
В будущем кибернетизация начинает затрагивать все сферы человеческой деятельности. Не стала исключением и художественная литература. Для борьбы с банальностями и плагиатом редактором одного из издательств создан уникальный аппарат «Брефанид». Но получится ли у машины систематизировать несистематизируемое?
Чтобы правильно понять и оценить суть рассказа, необходимо вспомнить монументальную работу «Регистр научно-фантастических идей» Генриха Альтова (псевдоним основателя ТРИЗ Г.С. Альтшуллера). Первый вариант «Регистра…» появился в конце 60-х годов. Работа вызвала множество споров в литературных кругах, много раз дополнялась, но при жизни автора так и не была опубликована.
Входит в:
— сборник «Странный мир», 1972 г.
— антологию «Kroki w nieznane 4», 1973 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
FionaFly, 6 сентября 2020 г.
Калёная метла, или Борьба за оригинальность идей
*******************************************
«… всю мировую литературу следует подразделить на два основных вида: фантастику и ахинею».
(Александр Шалимов. «Брефанид»)
***
Весьма любопытный рассказ прочитала – «Брефанид» Александра Шалимова. Этот рассказ входит в сборники: «Странный мир» (1972), «Тайна Тускароры» (2018). Я нашла его в бесплатной электронной библиотеке. Не припомню уже, что явилось наводкой.
Короткий сатирический рассказ на тему литературной критики, взаимоотношений редактора и писателя. Общеизвестный факт, что многие критики от литературы считают жанр фантастики наиболее «лёгким» жанром и что писать в этом жанре сумеет каждый. Я не писатель и не литературный критик, поэтому судить по этому поводу не мне, но всё же собственное мнение на этот счёт имеется.
Писательский «хлеб» нелёгок, в каком бы жанре не подвизался писатель, особенно в наше информатизированное время. Писателей становится всё больше и больше – издаваться может любой благодаря «самиздату». В огромном писательском изобилии читателю ориентироваться всё сложнее и сложнее: всё труднее «отделять зёрна от плевел». В этой же связи нелегко приходится и настоящим редакторам. Но и настоящим писателям, не графоманам, тоже приходится нелегко!
На мой взгляд, А.И. Шалимов в своём коротком рассказе «Брефанид», который не утратил своей актуальности и в наши дни, поднимает тему конфликта писатель – издатель. Кто из писателей имеет право издаваться, а кто – нет? У меня даже где-то подспудно возникло ощущение, что когда-то такой конфликт мог иметь место между Александром Ивановичем и издателем. Повторяю, всё на уровне ощущений.
Судите сами. Имеется некое зарубежное издательство МППФ — Мировая порнография, приключения, фантастика, которое стремясь увеличить прибыль от своей деятельности, пытается использовать современные прогрессивные технологии, позволяющие учитывать читательский спрос, а, следовательно, продаваемость своих книг.
Сначала был изобретён порнографометр. Цифровые технологии (кибернетизация по Шалимову) позволяли определять коэффициент порнографичности литературы с поправкой на не понятно, как рассчитанный «индекс интеллигентности» потребителя. Правда за норму этого коэффициента были взяты показатели «с потолка». Бред полный! Разумеется, продаваемость книг не увеличилась.
И вот Олл Флипс, новатор и экспериментатор, изобретатель порнографометра и других выдающихся устройств, после смерти старшего редактора (умер, прочитав подряд три фантастических рукописи!) занимает его место. Вот теперь-то он развернётся во всю!
На самом деле Олл Флипс должен быть признан умалишенным. Шалимов настолько едко описывает его бредовые идеи, касающиеся мировой литературы в целом и фантастики в частности, что не подумать о вышеупомянутом конфликте невозможно. В этой связи речь уже идёт не о сатире, а сарказме.
Олл Флипс изобретает робота, внешне похожего на главного редактора. Имя ему — Брефанид. Если подумать, то, по-моему, оно происходит от следующего: БРЕ (бредовая) ФАН (фантастика) ИД – суффикс, определяющий принадлежность к классу. Этот робот должен определять оригинальные идеи литературных произведений. Естественно выдумывается коэффициент оригинальности. Если писатель приносит в редакцию произведение с недостаточным коэффициентом оригинальности, то его заворачивает Брефанид, стоящий у входа в редакцию, «подумать ещё» (и это в лучшем случае!)
Умница, Александр Иванович! Цитирую: «- Значит, борьба за оригинальность идей. Говорите — сбыт будет обеспечен? Ну, а где ваши авторы возьмут новые идеи? Придумают? Так... А пока они будут придумывать, что прикажете печатать?
- Если оригинальных окажется мало, — сказал Флипс, — предлагаю пока переиздавать. Будем переиздавать классику с самыми низкими индексами повторяемости идей. Теперь при помощи Брефанида мы без труда узнаем, что следует переиздавать в первую очередь». Вот она, пресловутая оригинальность идей, которая, возможно, и стала причиной конфликта автора рассказа с издателем и послужила темой написания данного рассказа. А, возможно, и не было никакого такого конфликта. Возможно, что это была критика, или упрёк за неоригинальность идей…
Развязка рассказа неожиданна и уморительна!
Как бы там ни было, идея рассказа, по-моему, заключается в том, что талант писателя определяется не оригинальностью идей (на какие только темы не писали?), а его художественным мастерством, писательским искусством. И разве не прав был Стивен Кинг, который сказал: «Не важно, что ты пишешь, важно — как». А вы как думаете?
Stirliz77, 14 августа 2011 г.
Сплошь и рядом говорят и пишут не думая.
Писательский труд, если говорить именно о писателях, а не о графоманах, никогда не был простым делом. Но современная книжная индустрия стремится поставить процесс книготворчества на поток, чтобы иметь возможность бесконечного тиражирования однажды найденного прибыльного решения. Так появляются бесконечные серии, подсерии, а так же набравшие в последнее время бешеную популярность серии «с точками», в которых печатается исключительно однотипная продукция, ни в коей мере не способная вызвать отторжение у читателя однажды полюбившего ту или иную из них. Об опасности бесконечного пережевывания одной и той же идеи писатели начали задумываться уже давно, вот из такой мысли и родился этот небольшой сатирический рассказик.
В черезвычайно прогрессивном и современном западном издательстве МППФ (Мировая порнография, приключения, фантастика) один из его не менее прогрессивных сотрудников, уже успевших прославиться на ниве создания схем, для оценки перспектив популярности рукописей, предложил создать механическое устройство, которое, содержа в себе базу по фантастическим сюжетам, могло бы в автоматическом режиме рассматривать поступающие в издательство фантастические рукописи. Чем реже встречался в базе сюжет, тем выше была вероятность того, что предложенный текст напечатают. Таким образом изобретатель хотел застраховать своё издательство от выпуска вала однотипной продукции. Так на свет появился Брефанид — Большой регистр фантастических идей.
Рассказ, задуманный как сатира на очередное проявление западной культуры, через много лет после написания стал сатирой на современную российскую действительность. Ведь ситуация на современном отечественном книжном рынке сейчас мало отличается от представленной в этом тексте. Разве что в издательствах ещё не применяют порнографометры, идееметры, «максмины» и прочие Брефаниды. Повеселила описанная в этой истории ситуация с переизданием фантастической классики, когда Брефанид забраковал все до единого классические произведения по причине крайней растиражированности представленных в них идей.
Итог: коротенькая история переросшая своё время и изменившая свой смысл. Вполне подойдет как иллюстрация к нашей действительности. Рекомендовать, в силу специфичности, не буду.
drogozin, 18 апреля 2010 г.
«Литературу следует подразделить на два вида: фантастику и ахинею... и переплетаются они настолько тесно, что нет никакой возможности разделить их».
Отличный рассказ, за наводку на который огромное спасибо Sawwin'у. Ключевые теги, характеризующие рассказ — уморительная ирония, которую действительно оценят хардкорные лаборанты, и системный подход, без которого этим самым лаборантом человек не становится.
Это короткое произведение следует прочесть (если они его не читали) ответственным за классификатор (нам есть над чем трудиться :inv:). А ещё оно является квинтэссенцией всей темы про плагиат и свежие идеи в фантастике.
Это небольшой рассказик. Если Вы лаборант — прочтите обязательно, не пожалеете.
Sawwin, 16 апреля 2010 г.
Всякий, зарегистрированный на Фантлабе пользователь, желающий не только выставить оценку прочитанному произведению, но и классифицировать его, должен сначала прочесть этот рассказ и лишь затем, с большой опаской подходить к классификатору. Как Александру Шалимову в 1972 году удалось разглядеть сегодняшние проблемы Фантлаба, видимо, навсегда останется его тайной.