Александр Шалимов «Охотники за динозаврами»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Африка (Тропическая Африка ) | Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Фантастические существа (Реликты и криптиды )
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
В болотах экваториальной Африки до наших дней сохранился ранее неизвестный науке вид древних ящеров. Экспедиция профессора Турского поймала детеныша динозавра.
Входит в:
— сборник «Тайна Гремящей расщелины», 1962 г.
— антологию «В мире фантастики и приключений», 1963 г.
— журнал «Знання та праця 1963'02», 1963 г.
— журнал «Знання та праця 1963'03», 1963 г.
— сборник «Охотники за динозаврами», 1968 г.
— сборник «Охотники за динозаврами», 1970 г.
— антологию «Гея», 1988 г.
— сборник «Охотники за динозаврами», 1990 г.
— сборник «Охотники за динозаврами», 2002 г.
— антологию «Зверь из бездны», 2016 г.
— антологию «Охотники за динозаврами», 2016 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 432
Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2696 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 57 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 48%, что гораздо выше среднего (37%)
Периодика:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
avsergeev71, 24 ноября 2017 г.
Первое окно выходит в поле,
В поле наших самых лучших лет,
В этом поле не бывает боли,
И любой вопрос находит свой ответ.
---
Старая добрая советская фантастика. Все четко, ясно и понятно. А если не сразу понятно, то по ходу повествования очень доходчиво объяснят. Главные герои, естественно, — из стран соцлагеря, главные злодеи, опять же естественно, — из капиталистических стран. Главные герои совершают добрые дела и поступки, злодеи, как водится, им всячески мешают. Вторые, само собой, в итоге будут наказаны, справедливость восторжествует, и вообще будет хороший конец. И никаких недосказанностей, полунамеков и полутонов.
Но вот что удивительно: при всем при этом книга прекрасно читается. Даже в наше время, когда, казалось бы, давно нет никакой идеологии (да и ничего святого, по правде сказать, тоже нет). И когда читатель настолько искушен и избалован западной фантастикой, что на советскую смотрит исключительно через губу, с легким презрением — чего, дескать, с них убогих взять. Да и вообще чем-то удивить этого читателя весьма и весьма трудно.
И вот, перечитывая в очередной раз «Охотников за динозаврами», я постоянно возвращался к этому вопросу: в чем секрет притягательности этой в общем то незатейливой Шалимовской прозы? Может быть дело в том, что для меня эта фантастика — своеобразная машина времени? Давно нет той страны, и та эпоха ушла безвозвратно, а на страницах книги она жива. И я могу опять отчетливо увидеть, как оно было — тогда. Не по своим смутным, почти исчезнувшим воспоминаниям, а напрямую, непосредственно, воочию. Увидеть и прикоснуться. И погрустить, потому что потомки мои уже не поймут моих чувств и переживаний, — для них это навсегда останется всего лишь фантастикой.
Darth_Veter, 12 июля 2021 г.
Опять динозавры?! Да сколько ж можно про них писать? Пожалуй, начал эту цепочку произведений знаменитый автор Шерлока Холмса в своем романе «Затерянный мир», а идею выживаемости динозавров в нашем времени научно обосновал гранд-мастер советской фантастики Ефремов («Странные рассказы»). Вторую же жизнь эти монстры получили уже после выхода на экраны спилберговской кинодилогии «Парк юрского периода». Зачем же автору идти проторенной кем-то дорогой?
Наверное, автор таким образом хотел проиллюстрировать свою гипотезу о существовании на лике нашей планеты геологически-изолированных регионов. С гипотезой Вегенера о дрейфующих материковых плитах это согласуется только отчасти, хотя в принципе такой вариант вовсе не исключен. Вот с изоляцией биологической возникают определенные проблемы. Конан Дойлю для ее оправдания пришлось придумать изолированное высокогорное плато на стыке амазонской и оринокской сельвы. А что же у Шалимова? Места обитания динозавров у него окружены обширными африканскими болотами. Сможет ли такая хлипкая (в обоих смыслах) природная преграда удержать столь могучих доисторических монстров? Тем более, что многие из них умеют плавать! Сильно сомневаюсь... Если б такое случилось в реальности, Африка опустела бы за несколько тысячелетий. А это значит. что наши с вами предки там просто не выжили бы, т.е. человек не появился бы как вид и некому было бы охотиться на этих динозавров. С этой точки зрения, идея Брэдбери о временнОй охоте на доисторических животных («И грянул гром...») выглядит более правдоподобной. Не стоит, правда, сбрасывать со счетов и желание автора романтизировать процесс освоения неизученных ранее земель. Даже в середине прошлого века такие регионы имелись не только в Южной Америке, но и в Центральной Африке (Бельгийское Конго точно так же лежит на линии экватора, как и Амазония). Нужно сказать, что романтическая составляющая у автора действительно удалась: вся первая половина произведения создает необыкновенно многоцветную картину нетронутого рукой человека мира, находящегося в том же состоянии, как и сотни миллионов лет назад. Но как только дело доходит до самих динозавров, весь былой блеск мигом слетает, интрига рушится, а финал откровенно разочаровывает. От романтики не остается ничего.
Персонажи повести во многом шаблонные и примитивные. Главный герой почему-то оказался поляком (они что — лучшие охотники в мире?), не бывшим на родине со времен Второй мировой войны (диссидент что ли?). Негр Квали, естественно, убежденный борец против колониализма. Ну а роль подлого антагониста играет «засланный казачок» Перси Вуфф. Опытный читатель заранее ожидает такого расклада и потому не будет сильно удивлен последующей развязкой.
В заключение — о самих динозаврах. В 60-х годах они представлялись эдаким причудливым симбиозом крокодила, слона и буйвола (или носорога). Тот рисунок, что приведен на обложке книги, уже 30 лет как не соответствует действительности. Взять, хотя бы, переднюю пару «рук». У Шалимова они вполне функциональны и несут противнику определенную угрозу. А по современным представлениям эти конечности были не более, чем рудиментами, и большого значения для своего хозяина не имели. Я уж молчу насчет лягушачьего способа передвижения таких гигантов! Тем более — по болоту...
Остается лишь выразить свое сожаление, что так удачно начавшееся произведение не смогло сохранить своего «драйва» и скатилось в какую-то вялую и неинтересную пародию на Конан Дойля и Брэдбери.
------------
РЕЗЮМЕ: приключенческая повесть на тему Великой охоты. Великой она, к сожалению, не стала, но 1-2 часа вашего времени вполне способна убить.
FionaFly, 7 сентября 2020 г.
Поймать динозавра, или Ускользнувшее открытие
******************************************
«Однако на таком древнем континенте, как Африка, некоторые виды этих пресмыкающихся могли сохраниться до наших дней».
(Александр Шалимов. «Охотники за динозаврами»)
***
И снова Александр Шалимов. Романтика приключений. Увлекательные загадки, которые автор предлагает решать самим читателям. Всё это – неувядающая фантастика советского периода нашей истории.
Повесть «Охотники за динозаврами» была написана в 1962 году, но несмотря на это она и сейчас весьма интересна: читается на одном дыхании, хотя современного читателя удивить чем-нибудь невозможно. Всем известно, что динозавры – вымершие животные, но существуют невероятные гипотезы о том, что они могли где-то сохраниться по сей день. Одна из таких гипотез легла в основу повести.
Африка… Далёкий и загадочный континент. Ученый-палеонтолог из Польши Збигнев Турский отправляется с экспедицией в центральную Африку с целью поймать живого или доставить мертвого динозавра, которого зафиксировал объектив камеры погибшего оператора. Динозавр принадлежит к какому-то ранее неизвестному науке виду. Турский преследует научные интересы, он на пороге великой сенсации.
Однако Турскому самостоятельно организовать экспедицию не под силу, да и идея поимки динозавра ему не принадлежит. Экспедиционные расходы оплачивает некий мистер Лесли Бейз, преследующий свои корыстные и амбициозные цели. Таким образом намечаются два противостоящих лагеря. С одной стороны, Турский – прогрессивный учёный дружественной СССР Польской народной республики, а с другой – капиталист «загнивающего» Запада. Образуется ещё и третья сторона – туземцы (автор их называет неграми), в которых только зарождается борьба за независимость. Такое распределение сил вам, уважаемые читатели, ничего не напоминает?
А дальше начинаются головокружительные приключения. Читатель забудет про идеологическую подоплёку произведений советского периода. Существуют злодеи и порядочные люди – отрицательные и положительные персонажи, на которых воспитаны люди старшего поколения и которых не достаёт зачастую в произведениях современных авторов. Мы как-то уже и привыкли к тому, что нет ни плохих, ни хороших людей, а есть просто – люди. Какой-то своеобразный «унисекс» получается. А так хочется героев, которые заслуживают подражания.
Не раскрывая сюжета повести, хочу добавить лишь то, что она мне понравилась и нескольких часов, потраченных на чтение, не жаль. Я почувствовала стиль автора. Он мастерски максимально сливает воедино фантастику и реальность так, что возникает ощущение правдивости и возможности происходящих событий. Это стиль Шалимова. Несмотря на то, что это ранняя повесть Александра Ивановича, написана она тщательно и хорошенько «отшлифована». И даже, если кто-то подметит некоторые огрехи (а они есть), их можно простить с высоты-то нашего продвинутого и информатизированного XXI века.
Я думаю, что людям старшего поколения будет приятно прочитать повесть и немного предаться ностальгии, а подрастающей любознательной молодёжи – не только приятно чтение фантастической приключенческой повести, но и полезно прикоснуться той атмосферы, в которой воспитывались их предшественники.
Всем читателям желаю приятного чтения.
bobo2, 22 ноября 2015 г.
Очень слабо. Автор не знал Африки, набор мифов:
1. Герои продираются через джунгли Итури — на самом деле там можно ездить на велосипеде, если не на мотоцикле.
2. У него в джунглях живут негры — на самом деле негры боятся джунглей, в них живут пигмеи.
3. Эфиопия у автора расположена в Центральной Африке — без комментариев...
4. Наскальные рисунки герои обнаружили во влажной болотистой местности — они сохраняются в основном в сухих местах типа пустыни.
И так далее. Бросил на 40 процентах, неинтересно.
Язык скудный. Читайте лучше на туже тему: Еремея Парнова «Конгамато». Это вещь.
olpo70, 18 августа 2015 г.
Этот рассказ не для взрослых антологий .Это юношеский рассказ.Но не для современных детей.В детстве я зачитывал до дыр подобную литературу.Сейчас я не могу представить как этот рассказ будут читать мои дети.
Alex_Zim, 22 ноября 2013 г.
Ни в коей мере не устаревшая повесть. Даже наоборот, как это интересно: открывать что-то новое, затем познавать это... Причем чужими руками, оплатив лишь жизнь и смерть этих чужих рук, стремится прибрать под себя всю славу. Стремится даже само это новое в науке назвать именем истеричной жены — жены богача с бандитскими наклонностями. Ничего не напоминает?! Какая уж тут старость повести...
nikchemu, 8 августа 2014 г.
А вот мне палеонтологии как раз и не хватило. Приключенческая повесть в духе «Затерянного мира». От науки далеко
Дженнер, 29 июля 2014 г.
Вполне читабельная даже по нынешним временам вещь, хотя, конечно, не шедевр. Есть качественная научная основа. Герои весьма схематичны, как и сюжет. Целевая аудитория — школьники от 9 до 13 лет.
chert999, 4 июня 2012 г.
Для 60-х — весьма добротная вещь, хотя уже тогда не шибко оригинальная и по идее, и по исполнению. Сам я впервые прочел в начале 70-х, понравилось. Но сейчас перечитывать уже не рискну — в отличие от некоторых других вещей Шалимова, которые все-таки не так устарели.
pava999, 12 апреля 2011 г.
Для первой повести автора — неплохо. Немного шаблонно — благородные угнетённые негры и злые американцы/бельгийцы/англичане. Но это есть во всей фантастике тех времён. И ещё, я как-то сразу догадался, что благородный чернокожий Квали придёт на помощь. Как-то по голивудски.
Но идея хороша, неплохо описана Африка. Да и главный герой Збигнев Турский, весьма хорошо описан.
Для начинающего автора нормально, а для начинающего автора в 60-е — отлично.
Bob-101, 3 июля 2011 г.
Для мальчишек 13-15 лет это было лакомство. Но сегодня когда тебе 40 или 50 конечно поздно читать подобное. Поэтому надо четко определять границы ,где детская фантастика начинается и где граница интересов заканчивается в силу того ,что человек постоянно развивается и не стоит на одном месте. Рассказ очень хороший,но для определенного возраста.:dont:
Oleg_Rubik, 20 июня 2010 г.
Рассказ мой ровесник! прочел его, естественно, чуть позже! :smile: Одно из первых моих НФ произведений. До сих пор очень теплые, но и очень расплывчатые воспоминания. Но раз с тех пор любимым жанром остается фантастика, видимо был не так уж плох! До сих пор помнятся переживания за успех той экспедиции...
Вертер де Гёте, 5 февраля 2008 г.
Рассказ на популярную в фантастике тему поиска «живых ископаемых». Классические (ничего особенно нового) охотничьи приключения в Центральной Африке. Вот только охота ведётся не на редких тропических животных, а на ...дожившего до середины двадцатого века тираннозавра. Впечатления от рассказа немного смазываются откровенным социальным пафосом.
ameshavkin, 15 мая 2009 г.
Больше про коварные замыслы империалистов, чем про динозавров. Читал в начале 70-х, впечатление тогдашнее.
Андрэ, 8 апреля 2008 г.
Добротное произведение. Поклонникам «Плутонии» и прочих «Затерянных миров» рекомендую