Михаил Арцыбашев «Из дневника одного покойника»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Жизнь после смерти
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Что ещё остается делать человеку, лежа в гробу? Наблюдать за распадом собственного тела? Это быстро надоедает. А вот наблюдать за живыми — это гораздо интереснее!
Входит в:
— антологию «Мистика Серебряного века», 2002 г.
— антологию «Серебряный век», 2009 г.
— антологию «Чертовщина», 2011 г.
— антологию «Глубина. Погружение 6-е», 2018 г.
— антологию «La Grande Anthologie du fantastique russe et ukrainien», 2020 г.
- /языки:
- русский (8), французский (1)
- /тип:
- книги (9)
- /перевод:
- П. Лажуа (1), В. Лажуа (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vanishrap, 19 августа 2024 г.
«Из дневника одного покойника» — это хороший рассказ, который мне абсолютно понравился. Если брать рассказ от начала и почти до самого конца, за исключением буквально нескольких последних предложений, то это отличный рассказ. Он повествует о размышлениях и чувствах со стороны мертвеца. Причём не со стороны обычного мертвеца, а человека, который даже после своей смерти не получил особого уважения от живых. Его жизненная история закончилась плохо, и он остался один даже после смерти.
Рассказ представляет собой историю изнутри гроба, из-под земли, где покойник размышляет о своей жизни, смерти и о том, как он слышит голоса людей, находящихся на кладбище. Всё это подано в интересном формате, и мертвец периодически обращается к читателю, вступая с ним в своеобразный диалог. Он напоминает читателю, что все мы когда-то окажемся на его месте, что смерть — это часть жизненного цикла, и никто не избежит разложения.
Несмотря на философскую загруженность и мрачную тему смерти, рассказ читается легко. Однако, как я уже упомянул, концовка оставляет немного разочарование.
Zlata.24, 15 апреля 2019 г.
Странный рассказ. Начало заинтриговало. Думаешь: а почему бы и нет? Почему бы и покойнику не испытывать скуку и потребность вести наблюдение за живыми. Такие мелочи, как отсутствие функционирующего мозга в качестве инструмента для мыслительного процесса, не особо задевают. Равно как и закрываешь глаза на фразы «я уже сидел на крышке гроба моего соседа и болтал ногой», «Я посидел, посмотрел», «Признаюсь, я заслушался», «Я ушел в могилу удивленный и грустный…» — если пытаться совместить их с реальностью, то будет взрыв мозга, лучше просто принять, как есть. И именно в таком же ключе ждала развязку, т.е. толику волшебства, ведь я же подстроилась под твои фантазии, автор, я готова к сумасшедшему финалу. Но автор обманул и здесь.Он все-таки устроил встряску с реальностью.
Единственное, что безотказно срабатывает, — история любящей пары, и горе старушки, похоронившей своего мужа. Искренние эмоции вызывают сочувствие и белую зависть к их отношениям. Но точно так же могла сыграть любая другая история, давящая на чувства читателя, например, матери, похоронившей своего ребенка. НО: эта история уже не задела бы нашего героя-покойника, учитывая причины его расставания с жизнью.
Ольгун4ик, 19 марта 2019 г.
Как можно в одном рассказе совместить сатиру, трагедию, юмор, хоррор, вечную любовь и
История слишком короткая, но очень объемная. И, да
Кроме этого, история выбрана в Выпуск, посвящённый «русской готике» шестого погружения на Глубину и читает рассказ Олег Булдаков.
Для меня это уже знак качества рассказа. Но действительность превзошла ожидания.
Рассказ написан в 1905 году.
В 1905 году!
Современен до неприличия, актуален до бессмертия.