Гарри Гаррисон «К звёздам»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Антиутопия | «Твёрдая» научная фантастика | Космоопера )
- Общие характеристики: Социальное | Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос ) | Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Спасение мира | Революция
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Близкое будущее. В этом мире забыли слово «демократия». Земля — промышленный гигант, а остальные планеты — сырьевые и пищевые придатки, работающие круглый год, чтобы прокормить Землю, и полностью зависимые от нее в плане оборудования и топлива. Общество разделено на два класса: немногочисленная элита и пролы, серое большинство, которые за похлёбку будут работать круглые сутки. Единственное государство, где существует равенство и демократия — это маленький, но гордый Израиль, который и является центром сопротивления.
Ян Кулозик — инженер, представитель правящего класса, элита — однажды узнает подлинную историю Земли, понимает несовершенство сложившегося порядка и, добровольно отказавшись от всех благ, вступает в подполье. Тяжелую долю выбрал он себе, ведь его ждет потеря работы, разлад в семье, смерть любимой, ссылка на каторгу и много других событий, наполненных опасностью и приключениями. Но ни что не может сломить дух истинного подпольщика, который ради светлого будущего пойдет на всё.
Содержание цикла:
|
||||
|
||||
|
- /языки:
- русский (14), английский (7)
- /тип:
- книги (20), самиздат (1)
- /перевод:
- Г. Швейник (11)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 3 мая 2024 г.
Обычный инженер одной из английских корпораций неожиданно для себя оказывается втянут в опасную политическую игру, которую ведет правительство Земли с набирающим силу движением внешних колоний за независимость. Ставки в этой игре высоки, методы не совсем благородны, а результат совсем непредсказуем...
Честно говоря, не стоило делать из столь очевидной идеи трилогию. Сюжет ее оригинален только в первой части, где герой живет в мире иллюзий и ложных надежд, считая себя вполне успешным работником, а свое общество — счастливейшим в мире. Интрига как раз и заключается в процессе «раскрытия глаз» и «прочистки ушей» главного действующего лица. Правда, происходит этот процесс как-то слишком уж просто и буднично, хотя в реальности должен сопровождаться нервными срывами и депрессией. Ведь всё, во что ты верил, оказывается сплошной ложью, а на самом деле в мире царит полная несправедливость! Осознание правды должно быть постепенным и фрагментарным, чтобы, искусно играя на его чувствах читающего, не дать угаснуть его интересу. А герой трилогии получает всю информацию скопом, фактически, в одном-единственном диалоге с агентом израильской разведки и воспринимает её по-философски спокойно, словно речь идет о каком-то вымышленном мире, а не его собственном. Даже когда гибнет его возлюбленная, он не особо расстраивается и продолжает работать «на систему». Лишь в третьей части, где события приобретают особо широкий масштаб, у него появляется хоть какая-то реакция на происходящее, но она всё же не мешает главзлодею еще раз использовать главгероя в своих собственных целях. Словом, психологическая линия произведения прописана слабо и неубедительно. А это значит, что большой симпатии от читателя Ян Кулозик не получит.
Вторая часть — самая слабая в трилогии, хотя и описывает загадочный и невероятный мир Внеземелья, в создании которого автор стал почти что докой. Но сюжет опять ограничивается социальной составляющей (противостояние героя совету глав семейств), оставляя за бортом уникальные условия жизни на едва освоенной планете (которые в свое время принесли славу «Неукротимой планете»). Опять упор делается не на тот аспект, из-за чего градус интереса не добирается до критического значения. И только в третьей части наблюдается тот размах и динамика, которые присущи знаменитым циклам о Стальной Крысе и Язоне дин Альте. Только вот второе вхождение в реку не получилось таким же эффектным, как это было ранее, поскольку перестало быть новацией (а также из-за низкой харизматичности героя). К тому же, в сюжете очень много натяжек и откровенных реверансов в сторону главного персонажа, которые снижают и без того невысокий уровень доверия к нему со стороны читающего.
Подводя итоги, можно только сожалеть о том, что автору не удалось как следует раскрыть свою идею именно с приключенческой стороны, фактически ограничившись рамками политического памфлета о противостоянии хороших граждан «плохой» власти. Но даже это противостояние грешит многочисленными допусками и даже откровенной фальшью, ибо за основу будущего мироустройства взято архаичное общество израильского кибуца, которое сложно назвать универсальным и прогрессивным. Если уж и выбирать у Гаррисона что-либо для чтения, то лучше отдать предпочтение старым и проверенным временем вещам, нежели новым веяниям.
-------------
РЕЗЮМЕ: трилогия о противостоянии сил демократии и прогресса коррумпированному полицейскому правительству Старой Земли. До идеала данную тему довел, пожалуй, только Азимов в своем знаменитом цикле об Основании.
Яр Родин, 11 января 2019 г.
Моё близкое знакомство с творчеством Гаррисона началось именно с этого цикла. На мой взгляд, «К звёздам» получился несколько сильнее, чем «Стальная крыса», являющаяся первой ассоциацией с именем Гарри Гаррисона.
Данный цикл балансирует между «мягкой» социальной, «твёрдой» фантастикой и приключенческим боевиком. Равновесие соблюдено превосходно. Гаррисон подробно рассмотрел, как истощение природных ресурсов повлияет на человечество, отбросив его назад в жестокое неравенство и несвободу и как преодоление кризиса не выправит ситуацию, но принесёт лишь новые формы гнёта. Вместе с этим описанные технологии будущего впечатляют даже сейчас. И конечно, это не было бы произведением Гаррисона, если бы здесь не было увлекательного сюжета с мастерски описанными драками, перестрелками и погонями. В цикле, особенно в первом романе цикла, «Мир Родины», заметны аллюзии к знаменитой антиутопии «1984», однако «К звёздам» мне лично нравится не в пример больше.
«К звёздам» включает в себя три романа. Первый, «Мир Родины», повествует о положении дел на Земле, том чудовищном социальном расслоении и несвободе, царящем на ней, несмотря на значительный научно-технический прогресс. Отдельное место занимает тема технологий слежки, используемых спецслужбами. Пожалуй, здесь роман смотрится довольно наивно: ни для кого не секрет, что в реальности человечество продвинулось в этой области сильнее, чем в «Мире Родины». Второй роман цикла, «Мир на колёсах», рассказывает о колониях на примере планеты Халвмерк. Эта часть отличается мегаломанией, что ни в коем случае не недостаток, но наоборот, делает роман запоминающимся. Центральное место занимает борьба с беспощадной стихией чужой планеты, но отражено и общественное устройство колонии, косное и несуразное, искусственно насаждённое, дабы колония исправно выполняла свои функции. Завершает цикл роман «Возвращение к звёздам», сосредоточенный на всевозможных сражениях и приключениях. Этот роман я считаю несколько слабее предыдущих, главным образом, из-за ряда сюжетных дыр, но в целом я воспринял его также положительно.
Трилогия произвела на меня сильное впечатление. И ярко описанным техническими достижениями будущего, и тем, как легко в ней рассказывается о довольно непростых вещах.
Нескорений, 31 июля 2015 г.
Название трилогии было выбрано, на мой взгляд, неудачно — основные события первого и последнего романов разворачиваются на Земле, а второй роман предлагает нам перенестись на далекую планету Халвмерк, приключений в безвоздушном пространстве, как таковых, в сериале крайне мало, любители космической фантастики, привлеченные громким названием, могут остаться разочарованными.
Попробуйте себе представить какой станет наша планета через 500 лет, уже сейчас перед нами неиллюзорно стоят проблемы перенаселения и невосполнимости ряда важных природных ресурсов, сумеет ли человечество справиться с решением этих задач на практике нам, вероятно, узнать не суждено, поэтому давайте вместе с Г. Гаррисоном попробуем смоделировать эту ситуацию.
Земному человечеству пришлось пройти через период Регрессии, удержаться на пороге ядерной войны, стабилизировать численность населения и найти альтернативные источники природных ресурсов, более того — научные исследования вывели человечество за рамки Солнечной системы, земляне основали ряд колоний на удаленных от колыбели разумной жизни планетах, но не слишком ли дорогую цену пришлось заплатить за это нашим далеким потомкам?
Основная масса населения — забитые и бесправные пролы, живущие на пособие и не имеющие никакой возможности улучшить свою жизнь. Все богатства сосредоточены в руках узкой прослойки населения — технических специалистов, представителей силовых структур и правителей. Главный герой — представитель высшего сословия, который внезапно прозрел и решил, что с несправедливостью должно быть покончено.
Несмотря на наличие сквозного сюжета, каждый роман по-своему индивидуален — первая книга это гибрид шпионского триллера и антиутопии, второй роман — планетарная фантастика с элементами дорожного приключения и «социалки», а заключительная часть трилогии — фантастический боевик, почти в чистом виде. Первая книга доставила мне изрядное удовольствие перекличкой с романом «1984» Дж. Оруэлла, вторая книга — вполне добротная фантастика, которая прекрасно смотрелась бы в качестве внециклового произведения, а завершение эпика губит обилие «роялей» и нелепый финал, испортивший мое впечатление от трилогии в целом.
В романах есть запоминающиеся герои, несмотря на то что большинство персонажей автору не удалось наделить чертами личности. Яркий и запоминающийся злодей получился даже сильнее, чем было необходимо, на его фоне главный герой временами кажется Петрушкой из провинциального вертепа. Радует грамотный подход к описанию технических моментов романов — если космическое сражение, то такое каким оно могло бы действительно быть в реальности — без грохота взрывов в безвоздушном пространстве, лазерных стрелялок и автогоночных маневров. Если же речь идет об описании бытовых технических новинок, то автор опирается на реальные выводы футурологов, не стремясь удивить читателя навороченными агрегатами, действующими на непонятных, почти магических принципах.
Сюжетная сцена пестрит обилием декораций, хотя за ярким фасадом периодически видны фанерные заплаты. Наиболее удачным можно признать описание планеты Халвмерк — климатические особенности, ландшафт, фауна — все это в совокупности создает в нашем воображении стройную четкую картину описываемого мира. С описаниями стран и народов Земли дело обстоит значительно хуже, если бы автор прямым текстом не извещал читателя о перемещении героя из одной земной локации в другую, то, к примеру, отличить синайскую пустыню от мохавской пустоши было бы довольно проблематично.
В финале цикла не обошлось без «клюквенного десерта», если во второй части эпопеи русские упоминались без лаптей и матрешек, то в третьей книге появляется русский адмирал, который пьёт vodka без закуски, курит papirosi и щеголяет на капитанском мостике в кавалерийских шпорах. Хотя последний элемент, справедливости ради надо сказать, нередко используется Гаррисоном при описании высшего командного состава независимо от национальной принадлежности и рода войск (см. Билл — Герой Галактики; Чума из космоса).
В целом трилогия смотрится неоднородно, и виной тому, по большей части, жанровый разнобой составляющих ее романов. По сути финальную точку можно было бы ставить уже в конце первого романа, вторая книга выглядит самодостаточной и может быть прочитана в отрыве от остальных составляющих цикла. Завершающий трилогию том смотрится несколько вымученным, написанным лишь потому, что истории требовалось хоть какое-то завершение — отсюда обилие встроенных в сюжет «роялей», попытка скрыть отсутствие идейных глубин обилием сцен экшена и довольно спорные сюжетные ходы, а также финал, который у ряда читателей вызовет недоумение.
k2007, 18 июля 2018 г.
Цикл жестких романов о прекрасном на первый взгляд обществе будущего, которое, однако, поделено на жесткие страты, и переход из одной в другую невозможен. У одного из привилегированных членов открываются на это глаза, он вступает в Сопротивление.
Чем хороша книга — это не боевик. Она честно показывает ход и исход борьбы одиночек или мелких групп и устойчивой системы
primorec, 4 апреля 2013 г.
Начну, пожалуй, с названия. Такое завлекательное, такое чарующее...«К звездам». Так и представляешь, что речь пойдет о межзвездных странствиях, колонизации планет и необыкновенных приключениях. И испытываешь некоторое недоумение, когда в первой книге оказываешься на матушке-Земле, а про какие-то там Звезды читаешь лишь вскользь. И только под самый конец цикла начинаешь понимать данное ему автором название.
Но это так, вступление. А что до самого цикла, то он получился не слишком ровным по форме и содержанию. Если первый роман «Мир Родины» привлек необычным для Гаррисона накалом социальных проблем и формой, которая ближе к шпионскому триллеру или антиутопии, чем к фантастическому боевику, то уже второй — чистое приключение, которое отправляет туда, куда и ожидали, исходя из названия — к Звездам. «Мир на колесах» получился не менее захватывающим и напряженным приключением, чем знаменитая «Неукротимая планета». И очень приятно, что читать его можно в отдельности, без связи с остальными романами цикла.
А вот последний роман откровенно разочаровал. Вновь обманное название. «Возвращение к звездам». После «Мира на колесах» так хотелось продолжения приключений среди планет, сулящих невообразимые возможности. А вместо этого мы опять на Земле, где наш герой прыгает, бегает, стреляет, невероятным образом выпутывается из самых сложных ситуаций и покоряет женские сердца, как фантастический Джеймс Бонд. От социального накала первой книги и приключений второй фактически ничего не осталось.
Но все прощается за образ Сергуда-Смита. Редкая вещь, когда второстепенный персонаж запоминается больше, чем главный герой. Этакий вариант серого кардинала, раковой фигуры, стоящей за фактами и событиями, за долговременной Игрой, где призом становится безграничная власть. Игрок, деликатно переставляющий фигуры на доске, умело дергающий за ниточки, на конце которых болтается наш главный герой — супермен.
Так что, если Вы любитель приключений, то смело читайте романы этого цикла. Что радует, можно остановиться в любом месте или перескочить через книгу — в плане восприятия ничего не потеряете.
Алексей_Ше, 29 января 2014 г.
Прочитал трилогию “К звёздам !”. Лично мне роман понравился. После насыщенного (даже перенасыщенного) экшэном “Многоярусного мира” Фармера, хотелось прочитать чего-нибудь поспокойнее так сказать. И “К звёздам !” оправдали все мои ожидания. Как по мне, это этакая социальная фантастика. Причём сюжет весьма закручен и скучать вовсе не даёт. Весьма увлекательно и читается влёт. Стиль Гаррисона, по-моему, не предусматривает скукоты и тягомотины. Говорю это ещё не прочитав “Звёздно-полосатый флаг”. Там по отзывам вроде как всё плохо. Не знаю. Но пока Гаррисон для меня на высоте.
Читая первую часть романа, ловил себя на мысли, что описанное будущее где-то смахивает на наше настоящее. Те же олигархи уже сейчас отгораживаются от остальных “пролов” (пляжи, лесные массивы, водоёмы – становятся частными и разных “голодранцев” туда уже не пустят). Копеечные зарплаты весьма напоминают пособия “пролов”. И причём люди рады и такому (ситуация весьма схожа с описанной в романе).
Вторая часть у меня вызвала ностальгию о советском прошлом (в том смысле — о “книжном” прошлом). Когда-то я читал книгу А. Калинина “Цыган”. Так вот часть трилогии “На колёсах” чем-то напоминает описание колхозных будней в советском романе. Но не в плохом смысле. А разбавлено всё это стремительным и увлекательным ходом событий и скучать не даёт уж точно. И в тему ещё русский мужик по фамилии Семёнов.
В третьей части всё более завертелось-закружилось. Как по мне послабее она первых двух. Кстати момент, когда русский адмирал Капустин накануне боя выпивает, считаю абсолютно уместным и реальным. Это в духе русской армии, также как и издевательство над подчинёнными (тем же помощником Онегиным). Армейские принципы “инициатива наказуема” и “здесь я думаю и решаю, а вы выполняете” чётко подмечены Гаррисоном именно в контексте русских. Когда тупой генерал отправляет на смерть тысячи подчинённых. Это факты из истории весьма недавней войны. Народу на Руси всегда было много и жгли его, что спички – коробками. Бабы ещё нарожают. Такие как Капустин в сотый раз посылали людей “высотки” брать без артподготовок, и расстреливали собственными руками тех старшин, кто брал под сомнение идиотские приказы.
Развязка романа несколько разочаровала. Как-то всё не реально получилось. Вопросов больше, чем ответов. Ну США и Англию Кулозик, Тергуд Смит и Ко, допустим, приведут к новому образцу демократии. И то вряд ли. А другие страны ? Та же феодальная Россия ? Что там ? Революция ? Или Мировая война, чтобы подавить заразу с Запада. Короче события там видятся весьма драматичными.
По мне лучше такой финал – Земля остаётся как была (можно было оговорить лазейку для пролов, желающих покинуть родину и отправиться на заселённые планеты). Планеты-колонии создают федерацию со своими порядками и законами. И Кулозик улетает к своей жене. Занавес.
krycek, 6 сентября 2013 г.
Восхитительный цикл. Для меня в первую очередь, тем что в отличии от Эдема и «Молот и Крест» Гаррисон не загубил концовку. Все три части очень достойны, при чём совершенно разные. Первая — для любителей шпионской тематики и, скажем, проблем социального устройства будущего. Вторая — чистой воды фантастика про приключения землян на другой планете. И третья — экшн, битвы в космосе, битвы на земле и всё такое.
Вещь намного серьёзнее, чем Билл и Крыса, но не такая зануд...э заумная, как Эдем и Молот и Крест. Я бы поставил на одно место с трилогией (да трилогией, остальное от лукавого :) ) про Ясона ДинАльта.
И ещё один большой плюс — Сергуд-Смит. Замечательнейший персонаж. Спойлерить не буду, но в пятёрку самых хитросделанных злодеев попадает легко.
Советую.
sham, 8 июля 2009 г.
Что-то не везет мне последнее время с Шедеврами фантастики. То ли не шедевры печатают, то ли я не могу понять их шедевральность. В начале был Ван Вогт, теперь вот трилогия Гаррисона «К Звездам». Трилогию в приницпе можно спокойно относить к Романам-эпопеям, а не к циклам, ибо все 3 связаны от начала до конца сквозным сюжетом, который, кстати, оставляет желать лучшего. НЕ понятно по какой причине Гаррисон в начале 80-х годов будучи уже в зрелом возрасте (середина шестого десятка лет) вдруг так проникся идеями коммунизма. При чтении трилогии постоянно свербила мысль, что автор недавно почитал Маркса, Ленина и, наконец, проникся их идеями, хотя они и переданны в типично американской манере.
Если говорить о сюжете: бодрее всего читался первый роман. Второй совсем был тяжелый и я чуть не бросил. На третьем чуть проснулся, но и он далек от совершества. В «Мире Родины» главный герой с удивлением обнаруживает, что пролы живут впроголодь и узнает смысл слова «демократия», а потом уходит в подполье к недовольным. Весь роман — явки, побеги, слежка... в общем романтика подпольщика, которого в итоге вяжут. В «Мире на колесах» главного героя ссылают на странную планету, где он естественно поднимает революции, где все это описанно так приторно пронзительно, что спалось на ходу. В итоге весь роман можно разделить на две части: путешествие на машинах с одного конца планеты на другой и собственно восстание. В путешествии естественно с героями случается все плохое, причем с такой технической детализацией, что я опять же чуть не уснул. Ну и восстание — без комментариев — длинные пронзительные монологи и в конце, когда революционера уже почти казнили пришла помощь и все — революция свершилась. В «Возвращении к звездам» всех ждет справедливое возмездие и пожар революции охватывает всю галактику и без главного героя естественно ничего бы не срослось.
Что не понравилось еще: излишняя фантастичность. Я понимаю, что жанр обязывает, но когда главный герой, сидя в тюрьме, просит заключенных сотоварищей отдать ему всё, что у них есть в карманах, а потом из этого мастерит чип, которым открываются все двери на космическом корабле — это мне кажется перегиб, которых в принципе достаточно во всей трилогии.
Герой Гаррисона был бы кем-то другим написан, если бы он не овладел всеми молодыми женщинами в трилогии. Их было 3 (сестру героя не считаю) по одному в каждом романе, вот их он и покорял ественно: по одной в каждой книге. Причем первая и третья оказались сетрами, а на второй он женился. Поэтому когда общался с третьей, его мучила совесть, что добавило пикантности размышлениями о верности революционера.
Некоторые вещи в трилогии, описанные были пророческими, в смысле изобретений и это понравилось: один ключ от домофона чего стОит и работа с компьютером опять же. Очень понравились новости, которые вели ГОЛЫЕ ведущие женщина и мужчина — надеюсь, что это пророческая фишка, жду с нетерпением: некоторые ведущие очень привлекательны уже сегодня :gigi:.
Итог: трилогию перечитывать больше не буду. Не самая удачная в творчестве автора. И соотвественно начинающим знакомиться с творчеством данного автора пожелание — лучше не с нее.
Strannic86, 13 июня 2008 г.
Цикл, неплох, но в сравнение с ранними работами автора уровень его ниже. Первая и вторая книга цикла показывают чего может «достичь» человечество потеряв самый распространённый источник энергии-нефть и его продукты, но как говорил «Мюнхгаузен»-«безвыходных положений не бывает», и новый источник энергии позволил вырваться человечеству в далёкий космос. Ну, а третья книга мне не очень понравилась, скорее всего идеями демократизации общества, которые изгадили в наше время.
MakoL, 28 октября 2008 г.
А мне понравился. И при первом прочтении в 10-11, когда я даже не понял, что три части про одного героя и читал роман как отдельные повести, и когда перечитывал несколько раз позже.
На фоне интервью с автором «Хватит ненависти» роман видится несколько иначе.
oleg6672008, 10 июля 2008 г.
Очень хороший цикл! Составил достойную конкуренцию «Стальной крысе». Все романы интересные, хороший сюжет. Очень увлекательные произведения об освоении дальнего и ближнего космоса!
exord, 2 апреля 2008 г.
Для 80-х вообще, роман достточно не плох, тем более на фоне кризиса в западная фантастике.
abadinttb, 18 мая 2007 г.
Будущее тоталитарный режим, герой крутой всех победил везде выжил.Как всегда писатели хотят предсказать будущее человечества не очень удачно,не лучшее произведение гарриссона но и не худшее.
Бывший, 26 мая 2006 г.
Посредственно. Первая часть — политическая антиутопия про мир тотального контроля без демократии. Политический шпионский триллер с драматичным финалом, лучшая часть трилогии. Вторая — ГГ в ссылке на другой планете вместе с остальными ссыльными пытается выжить в суровых условиях. Очень технический роман, почти что производственный и практически не связанный с двумя остальными романами цикла. Третья — реванш, крушение режима, обилие роялей в кустах.