Гарри Гаррисон «Планета, с которой не возвращаются»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Планетарная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Спустя несколько недель после событий на Дите Брайан получает новое задание. На планете Сельма II погибли два разведчика, но одному из них удалось выяснить, что на этой с виду не тронутой человеком планете ведут войну армии боевых машин. Герою книги предстоит выяснить откуда взялись эти машины и почему они воюют.
Входит в:
— цикл «Брайан Брандт»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Стронций 88, 1 июня 2019 г.
И вновь, как и первый роман из дилогии, я читал этот после произведений о Язоне ДинАльте, и некоторые аналогии опять-таки были, особенно в моменте, когда Брайану Брандту пришлось «внедриться» в племя туземцев и поднять там свой социальный статус – его «собрату» Язону приходилось делать то же самое и не раз. Только вот тут, в отличие от первого романа, «суперменность» нашего героя просто резала глаза. Суператлет со способностью чувствовать мысли других – в условиях населённой дикарями планеты всё превращается для него в лёгкую прогулку, и это даже слегка раздражает, если честно. А начало-то было многообещающим – планета с воюющими машинами, уничтожающими всё и вся, профессиональные контактёры, которые не протянули на планете и часа и т.д., всё обещало множество тайн и приключений. Но, кстати сказать, мысль о неуправляемых машинах, воюющих уже сотни лет, возникла почему-то сразу (Станислав Лем вспомнился) – и в этом тоже беда, в ощущении, что наши герои не могут сразу сложить два и два, и очевидные мысли приходят к ним не сразу… Хотя, концовка, конечно, выдала другой результат, но и тут опять же вспомнился Лем и его «Мир на Земле» (да и ещё что-то подобное мне попадалось). Одним словом, в плане идей ничего нового для себя я не увидел. Да ещё и сюжет казался слабоватым – возможно из-за того, что за героя, которому всё даётся благодаря его способностям и физической силе, переживать трудно. Да и вообще штампованность сквозила. Особенно «радовало» присутствие спутника-женщины – всё как водится: симпатичной, с кулаками, но, такой, что её приходится защищать, а через её взгляд заодно мы можем восторгаться «сильной фигурой Брайана». Только вот ума не возьму, зачем она нужна была в этой мисси, какие такие особые её способности понадобились Фонду Взаимодействия Цивилизаций на этой планете – быть миленькой обузой? Да и концовка… Почему этой военной нации не пристукнуть наших героев, и не свалить с планеты по тихому – никто бы ни о чём не узнал, а так – ведь это ж был риск сам по себе… Какие-то слишком добрые военные диктаторы.
Не знаю, может, прочитай я это лет в двенадцать, или хотя бы не после историй о ДинАльте, по сравнению с которым Брайан Брандт сейчас кажется вылепленным из картона силачом (да ещё и глупеющим по ходу действия – то мы боялись даже кусок металла с собой взять, и вполне обоснованно, но к концу прём с собой гранаты, передатчик и прочее, маскируя всё только куском кожи – что за чёрт?), напрочь лишённым харизмы, а вся история лезет в глаза бахромой от белых ниток, мне бы может и понравилось. Но сейчас я готов отметить лишь многообещающее начало и то, что роман написан так легко, что читается очень быстро. И на этом, пожалуй, всё…
VovaZ, 11 апреля 2021 г.
Несколько лучше «Планеты проклятых». Очередные приключения гениального космического “Рэмбо” на очередной планете, с сексуальной партнёршей под мышкой. Не смотря на плоскость образов и диалогов, некоторые события увлекают.
Возмутила общая идея интриги, некие гады воюют ради своего удовольствия, просто потому, что любят это дело. “Империя зла”, в общем. Ну ни чо, скоро прилетят джедаи, и научат их, куда демократию вставлять. Политические аналогии вполне прозрачны.
Nikonorov, 18 июня 2019 г.
Суть этого романа — сова, натянутая на глобус. Раз какой-то планете потребовалось, чтобы два государства повоевали как надо, они решили отправлять всю технику через телепорты на необитаемую планету. И почему-то какому-то там Центру потребовалось выяснить, а почему это так, почему на планете идет война машин. Вопрос: если планета не заселена, не считая ящеров, вам ли не похрен? Зачем туда лететь, зачем отправлять с риском для жизни ОДНОГО ГЕРОЯ? ВСЁ ТОГО ЖЕ АТЛЕТА СО СВОЕЙ ПЛАНЕТЫ?
Я не всегда понимаю логику в выстраивании сюжета у Гаррисона. Похоже, что всё — ради динамики, не более.
И вновь роман пестрит одинаковыми приемами. Одна из жутких проблем — диалоги, персонажи. Всё это выглядит как плохая театральная постановка.
Slow Hamster, 19 июля 2016 г.
Перечитывая собрание сочинений Гаррисона, не устаю удивляться, за что этот автор так популярен стал на просторах ex-СССР. По сути нет ничего в этом романе, (кстати, почему роман? всего-то 130 страниц, повесть по идее) ни сюжета, ни новой идеи, ни даже добротного подхода к тексту. Обилие штампов, самоплагиата и заранее угаданной концовки. Супергерой, победитель всех Олимпиад, вместе с подругой спускаются на планету, где идет постоянная роботизированная война, чтобы выяснить, как и почему так произошло. Ну вот просто для затравки: как вы думаете, удастся им выполнить миссию? Выживут ли они под непрерывными опасностями и непредвиденными нападениями аборигенов, механизированных чудовищ и природных катаклизмов? Бинго!!! Вы угадали, они, таки победили. Скучно. Меня непрерывно преследовала аналогия с фильмом «Командо» и Шварцнеггером. Просто с первых кадров (сорри, страниц) понимаешь, что уж этот самец точно всех .... победит. Так оно и просходит. Интригу составляет только ответ на вопрос, откуда берется военная техника и кто воюет на этой планете. Признаюсь, я не угадал ход мысли автора, но на самом деле это и не играет большой роли. Пафосное, антивоенное и социально правильное окончание полностью добивает ценность произведения, если таковая хотя бы малость и присутствовала))
Нескорений, 22 июня 2015 г.
Второе и, как показало время, последнее приключение Брайана Бренда, если сравнивать с крепким началом цикла, порядком меня разочаровало. Вдвойне обидно, что причиной стало не халтурное отношение автора к написанию текста, а наоборот стремление провести работу над ошибками, исправить имевшиеся недочеты. Как показывает практика, если схема работает, то лучше не стоит ее менять, будет только хуже, в итоге перед нами иллюстрация известной пословицы о том куда могут привести благие намерения. Несмотря на столь эмоциональное вступление к рецензии, роман не безнадежен и вполне может найти своего читателя, о том, что вызвало неудовольствие лично у меня речь пойдет ниже.
Не успев толком оправиться после событий, развернувшихся на планете Дис, Брайан и его возлюбленная Леа получают новое задание — при высадке на оторванную от цивилизации планету Сельм-2 погибают агенты планетарной разведки, раскрыть тайну гибели людей и решить загадку враждебной планеты под силу только человеку с талантами Брайана. В целом завязка событий романа напомнила мне «Конных варваров», только вместо безжалостных кочевников агрессию проявляют высокотехнологичные боевые юниты.
После высадки главных героев на проблемную планету возникает когнитивный диссонанс — ожидаешь атмосферы тотальной войны с применением тяжелых вооружений, а получаешь приключение в каменном веке. Хотя сверхсовременные машины для убийства изредка появляются на горизонте, основная угроза исходит от столкновений с представителями местной динозавроподобной фауны и примитивными племенами дикарей. В целом атмосфера напоминает гибрид «Мира смерти» и «Эдема», при этом упомянутые циклы по отдельности смотрятся гораздо сочнее и правдоподобнее созданного в этом романе синтеза.
Автор старательно пытается придать происходящим событиям логическую и психологическую достоверность. К примеру, если человеческое общество деградировало до уровня каменного века, его представители не могут изъясняться на литературном английском или эсперанто, язык, будучи частью культуры, неизбежно подвергается деградации. При первом контакте с дикарями цивилизованные герои не могут мгновенно освоить язык дикарей и через пару страниц свободно общаться на туземном наречии — необходим процесс усвоения языка, взаимного обучения представителей разных культур. Подобные моменты автор старательно прописывает — беда в том, что в жертву достоверности приносится динамика, т.е. одно из главных преимуществ приключенческих романов Гаррисона.
Нельзя сказать что динамика в романе отсутствует напрочь — какие-то события происходят постоянно, но потасовки с дикарями и динозаврами и странствования по лесам и долинам производят впечатление мышиной возни, в некоторых местах становится откровенно скучно. Где-то в середине романа я даже умудрился забыть о существовании глобальной загадки Сельма-2, пытаясь уследить за перипетиями взаимоотношений главных героев с аборигенами. Куда исчезло тревожное напряжение первой части, когда вместе с главным героем постоянно считаешь часы и минуты до нейтронного апокалипсиса и переживаешь, успеет ли Брайан спасти миллионы невинных людей — здесь этого нет и в помине.
Доктор Моррис постепенно перестает вызывать симпатию и в итоге начинаешь чувствовать в отношении нее раздражение — автор старается показать ее реальной женщиной, не картинкой из комиксов про супермена, только вот получается какая-то гламурная киса в костюме учёной леди — помощи Брайану от нее почти никакой, зато она постоянно требует внимания и заботы, психует, язвит и депрессует — уж лучше бы сидела весь роман на планетарной орбите, хотя бы под ногами не мешалась.
Концовка романа выглядит упрощенной — от героев не требуется проявлять сообразительность, смекалку, мужество, выдавать оригинальные и нестандартные решения — все что требуется, это уворачиваясь от не особо активных танков и истребителей добежать до финального чекпойнта, где получить ответы на все вопросы, как говорится, на блюдечке. В финале мы получаем ряд авторских аллюзий на холодную войну, гонку вооружений и даже индейские резервации, всё это идет под толстым слоем антивоенного пафоса. Концовка романа дает более чем прозрачный намек на продолжение цикла, которого не последовало, видимо, дальше развивать образ Бренда при наличии сильной конкуренции со стороны других героев типа Язона динАльта и Стальной крысы автор не захотел, что ж всё что ни делается, все к лучшему.
Александрович, 19 января 2016 г.
Спустя два десятилетия Гарри Гаррисон решил вернуться к приключениям Брайана Брандта и превратил сольный роман в цикл. Решение, учитывая, что оргининал не относится к самым популярным его творениям, но таящие в себе большой потенциал.
Ахиллесововой пятой части дилогии было вопиющие сходство с «Неукратимой планетой». Конечно Гаррисон приложил все силы, чтобы сделать Язона, Брайана и места действия максимально непохожими друг на друга, но то ли времени прошло слишком мало, то ли сказались жанровые ограничения, при чтении «Планеты проклятых» мозг невольно проводит параллели с «Миром смерти».
С первых страниц «планеты с которой не возвращаются» читатель понимает. что чувств дежавю у него не будет. По сюжету. спустя несколько недель после событий на Диите Брайан и Леа получают новое задание. Им необходимо выяснить ,что происходит на планете Сельма II. На ней уже погибло две экспедиции, однако удалось выяснить, что на поверхности планеты нет следов цивилизации, кроме боевых машин. ведущих между собой войну.
Герои попадают в сложное положение. Информации у них мало, помощи ждать неоткуда, да ещё и машины пытаются уничтожить всё неорганическое. Несмотря на это они выясняют, что происходит. Сюжет делает резкий поворот и... Гарри Гаррисон обрывает книгу на полуслове. Финал вышел настолько искусственным, что вызывает в лучшем случае недоумение. Была ли это попытка прекратить повествование, которое слишком далеко ушло от задумки? Возможно финал стал заготовкой для третьего романа ,который не увидел свет? В любом случае так делать не надо.
Несмотря на неудачный финал «Планета с которой не возвращаются» хороший приключенческий роман.
primorec, 18 марта 2013 г.
Открыв несколько абсолютно беспроигрышных сюжетных ходов, разработав особо милые читательскому сердцу типажи героев и выяснив, какие декорации для действия особо привлекательны, можно составить рецепт, позволяющий производить достаточно крепкие фантастико-приключенческие произведения в неограниченном количестве, просто-таки в промышленном масштабе. «Планета, с которой не возвращаются» — яркий представитель такого «массового производства».
Мы снова, как и во многих романах Гаррисона, на неизвестной планете, на которой есть глобальная ТАЙНА. В этот раз это будет бесконечная война, которую неизвестно сколько и непонятно зачем ведут таинственные воины. Война, которая загнала местных обитателей в самый настоящий тупик: они не могут не только воспользоваться металлами, но даже разжечь огонь, и вынуждены влачить жалкое существование, постоянно опасаясь полного уничтожения.
Конечно, таким положением вещей не может не заинтересоваться ФКО. И эта вездесущая организация, после целого ряда неудач, не может не обратиться за помощью к нашему супермену Брайону Брандту и его ученой подружке, землянке Леа.
В этом романе присутствуют все перечисленные выше компоненты крепкого приключения. Таинственная планета, агрессивные дикари, разнообразная флора и фауна, сражения на кулаках, ножах и с помощью современного оружия — для основы очередного коктейля от Гаррисона. Поиски разгадки тайны и полное опасностей путешествие по чужой планете — беспроигрышные сюжетные ходы, добавляющие остроты вкуса всему этому блюду. А если еще добавить красавца -героя, равно способного сложить песню и снести врагу голову, умницу и тоже, понятное дело, красавицу, которая выдает время от времени научные теории, а затем плеснуть в этот котел чуточку социальной драмы в виде несчастных аборигенов, ставших невинными жертвами на чужой войне, бросить щепотку антивоенной философии, самую малость любовной романтики — и готово! Вполне достойный и интересный роман, который читается легко и прочитывается абсолютно незаметно, ничуть не хуже, чем вариации этого же рецепта под названием «Мир Смерти» или «К Звездам».
Конечно, можно сказать: а где новые находки и развитие характеров? Что ж, Друзья, может это блюдо и не из элитного ресторана, но насытить без побочных эффектов жаждущую приключений душу и взволновать застоявшееся болото воображения вполне может.
Сказочник, 27 февраля 2013 г.
Насколько хороша первая книга, настолько разочаровывает вторая. Пол-романа проводишь в ожидании чего-то более глобального, чем погони за дикарями, не дожидаешься, расстраиваешься, злишься, а тут и продвинутая цивилиация с милитаристскими замашками нарисовывается. Причем, то ли перевод такой своеобразный, то ли и вправду Гаррисон решил задавить мышление читателя лозунгами наподобие союзных или Китайской Народной Республики. Создалось впечатление, что в какой-то момент Гаррисону надоело писать о приключениях Брайона, и он просто «свернул всю тему» — уж очень быстро кончился роман, буквально оборвался, едва разогнавшись.
Жаль, поскольку первая часть приключений чемпиона Двадцатых читалась на одном дыании.
k2007, 12 августа 2015 г.
Второй роман дилогии находится практически на уровне первого. Конечно, здесь уже не удивляешься способностям главного героя, он уже закаленный планетарный агент. Но как и в первом романе, перед ним стоит загадка, для решения которой нужны в первую очередь мозги, а уже потом оружие. Хотя оружие не помешает, конечно
OnegiN 4ever, 7 мая 2015 г.
Ну вот! Гораздо лучше чем начало!!! И читается легко и события развиваются более динамично и красочно! Рекомендую. Время за прочтением пролетело незаметно и радостно)
Гриф Рифт, 16 сентября 2009 г.
Второй роман серии оказался намного интереснее первого!!! Леа и Брайона отправляют на очередное задание ФКО, цель которого выяснить что за чертовщина твориться на планете Сельма-2... начало ничуть не выдаёт чем закончиться сюжет, атмосфера в которой развиваются события фактически идентична атмосфере романа(«Планета проклятых») изменяется лишь фауна!!! Опять происходит контакт с первобытным народом, но уже роль самого народа совершенно меняется, здесь они как бы выступаю в роли жертвы !!! Было ощущение что этот роман — предистория к циклу Ф. Саберхагена «Берсеркеры», но оно под конец улетучилось также внезапно, как и появилось!!! В конце оказалось всё гораздо страшнее- Сельма- 2 была лишь «ареной» для военных действий двух государств — милитари... Не хочу вдаваться в подробности этого романа, чтобы не разрушать интригу, и не отбивать желания у читателей познакомиться с этим произведением:biggrin:, но на мой взгляд всё очень даже «GOOD». присутствует динамика сюжета, произведение затягивает, такое впечатление что в первом романе цикла Гарри Гаррисон примеривался, давал воэможность познакомиться с главными героями, а вот во втором романе ( «Планета с которой не возвращаются») выдал всё на что способна его безграничная фантазия и тяга к приключениям!!! Получилось очень даже неплохо, и наверное подтолкнуло меня к тому, что я присоединился к армии поклонников его творчества ещё больше:mafia:. Обязательно прочитайте этот цикл, надеюсь вы получите истинное удовольствие!!!
ZiZu, 29 ноября 2007 г.
Мир хорош, но не нов. После первой книги уже не так удивляешься способностям Брайана. Лея тоже представлена не как отважный исследователь, а как обычная девушка, которая много боится, но всегда готова поддеть Брайана. Идея не новая (даже для 81 года). В среднем очень средне.
Gwynnblade, 9 марта 2006 г.
Вот блин... Не очень интересно. Читалось в 15 лет. Сейчас уже возраст не тот. Всё таки, Гаррисону стоило бы охватывать более широкий таргет групп... Почитайте, если хотите.