Джон Мини «Ragnarok Trilogy»
Содержание цикла:
|
||||
|
||||
|
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
FixedGrin, 23 августа 2013 г.
Конечно, это по сути не трилогия, а один огромный роман, произволом то ли автора, то ли издателя разделенный на три части. Но его фрагменты обрываются на полуслове, и читать «Рагнарёк» можно по сути с любого места. Наиболее точная аналогия в области мейнстрима – «Облачный атлас» Митчелла. Временной и пространственный охват труда Мини колоссален – от Норвегии девятого века до Луны спустя полмиллиона лет от нашего времени, от Земли до Лабиринта, столицы таинственной расы оборотней-Пилотов, выстроенного в му-пространстве (пишется μ, но читается авторской волей как японское «му» – «не-время-не-бытие нирваны»). Десяток сюжетных линий, хаотично перемешанных в нарезанные тонкими ломтиками главки.
Кажущаяся какофония: от скандинавской саги в киберпанк, от космооперы в роман-катастрофу, от Контакта в постапокалипсис. Но за всем этим чувствуется странное, хотя и несколько эпигонское изящество. Заметно сильное влияние Винджа (гибель планеты Фульгор под ударом аномалии почти текстуально напоминает захват Погибелью высокотехнологичных миров Галактики в «Пламени над бездной»), Зинделла (Пилоты и математически выверенные, сходные скорей с доказательством сложной теоремы полеты в гиперпространстве му), М. Джона Харрисона (линии Кальцони-Блэкстона немного сходны с аналогичной парой Керни-Серия Мяу Гэнлишер, с поправкой на гендерную инверсию), особенно – Уилсона (правда, жизнь, основанная на темной материи, еще не успела стать элементом Малого типового конструкторского набора писателя-фантаста, так что спишем пересечения с «Utriusque Cosmi» на игры разума) и Бира (постоянные зацепления разных культур и эпох, чреватые, в буквальном смысле слова, столкновением прошлого и будущего у врат последней цитадели человечества, очень сильно резонируют с замечательным «Городом в конце времен»). Как видите, произведение Мини хотя и масштабное, амбициозное, но скорее похоже на паззл, чем на гобелен. Финал прописан вяло, туда влезает четверо, а то и пятеро богов из машины.
Довольно высокую оценку ставлю за:
1. Скандинавскую линию воина-берсеркера Ульва. Стилизация отменная, научный базис под старонорвежскую мифологию «Эдды» подведен – иголки в щель не просунешь.
2. Инфосферу (Skein) и метатехнологии XXVII века. Эффект погружения в инаковость очень стойкий, Симмонс вежливо курит в коридоре. Стилистические переходы галлюцинаторные.
3. Лингвистический элемент истории о Контакте; на сей раз ее расскажут на языке запахов.