Максим Горький «Старуха Изергиль»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча | Реализм
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Герой рассказа беседует со старухой-цыганкой, которая поведала ему три истории: о человеке, наказанном за гордость, о горящем сердце Данко и — о себе самой...
Впервые напечатано в «Самарской газете», 1895, номер 80, 16 апреля; номер 86, 23 апреля; номер 89, 27 апреля.
В произведение входит:
|
![]() |
|||
|
![]() |
Входит в:
— журнал «Pearson’s Magazine #118, October 1905», 1905 г.
— антологию «Струна звенит в тумане…», 1987 г.
— антологию «Цветок папоротника», 1990 г.
— антологию «Заколдованная жизнь. Русская фантастическая проза второй половины XIX века», 1997 г.
— антологию «Золотая русская классика», 2009 г.
— антологию «Мистика Серебряного века русской литературы», 2014 г.
— антологию «Антологиjа руске приче. XX век», 2020 г.
- /языки:
- русский (70), английский (1), сербский (1)
- /тип:
- в планах (1), книги (69), периодика (1), аудиокниги (1)
- /перевод:
- З. Затовская (1), М. Чехова (1)
В планах издательств:
Издания:
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
1001, 23 марта 2025 г.
Хит школьной программы нашего времени.
Читали все :)
Нет, история про Данко нам была известна чуть ли не со времен детского сада (хотя почему — «чуть»? :)
И к моменту прохождения творчества Горького в школе уже успела набить оскомину от слишком частого упоминания (так как наше время отлично характеризуется словами одной из популярных тогда песен — «Ты можешь ходить как запущенный сад — а можешь все наголо сбрить. И то и другое я видел не раз — кого ты хотел удивить?»).
Но вот про Эммануэль («эммануэлизм» :) мы тогда ничего еще не знали. Где-то на Западе была сексуальная революция, о которой мы знали только то, что тамошние девушки ходят на пляжи без лифчика :)
И тут бац — в самом любопытном к подобным вещам возрасте нам порекомендовали (официально) прочесть про старуху Изергиль, причем у такого однозначного писателя, как Горького (старые фильмы «Детство», «В людях» и «Мои университеты» — постоянно показывались по ТВ :)
И мы прочли. Это было сильно :)
Прочитанное как-то смешало ход наших мыслей, по той причине, что до этого мы знали про тургеневских девушек и считали своих ровесниц такими же.
Конечно, нам ничего не обломалось тогда, но появилась надежда :)
(Намного позже выяснилось, что Горький хорошо знал тему, о которой писал :)
Одноклассницы наши никак не высказались на тему сюжета это книги, хотя воображение и у них было отличным.
(фото с нашего последнего звонка — все три десятых класса, и все девушки, как и положено — стоят во дворе в школьной форме. Только длина платьев абсолютно у всех такая, что моя дочка, увидев уже взрослой эти фотографии — была в шоке: «как можно было в таком виде ходить в школу?» :)
И на тлетворное влияние Запада тут сослаться было никак нельзя, так как «Старуха» была написана пролетарским писателем :)
(нет, мы еще и «Мать» проходили, но как-то эта тема не зашла :)
arey951, 28 мая 2021 г.
Рассказ замечательный!
Эстетичный и приятный слог погружает в мир символов и аллюзий, где сказки старухи Изергиль переплетаются с ее собственной жизнью.
Акцент в произведении сделан на том вызове, который бросает человек окружающему миру и грозным обстоятельствам. Сильные и независимые герои, каждый со своей судьбой и со своим нравственным уроком.
Написано, повторюсь, невероятно хорошо. Чтение приятно согревает тягу к прекрасному, а огненное сердце Данко воспламеняет горящими образами воображение читателя.
Mishel78, 19 апреля 2020 г.
Рассказ наполнен символизмом и, для пущей убедительности, в него вплетены две легенды: о Талле и о Данко. А поведает обо всём этом, да ещё и расскажет про свою жизнь, старуха-цыганка, с которой рассказчик сталкивается в Бессарабии. Надо сказать, что контраст с молодым рассказчиком и древней старухой, которая стала «похожа на тень» очень яркий и тем восхитительней кажется образный язык умудрённой жизнью женщины. Должно быть, каждый из нас замечал, с каким интересом порой, слушаются рассказы стариков, каким весом обладают их слова и как на философский лад настраивается сознание, пытаясь ловить всё, что может нам пригодиться в жизни.
В легендах, рассказанных старухой Изергиль рассказывается о гордыне и гордости, а история её жизни перекликается с разным её возрастом. Юная и безумно красивая цыганка сводит с ума разных мужчин и для того, чтобы получить их любовь ничего не делает. Гордыня переполняет её и она считает себя свободной от разных догм и моральных ограничений. Прямая параллель с легендой о Ларре очевидна. В ней повествуется о красивом молодом человеке, который в своей гордыне не останавливался ни перед чем и, в конце концов, она то и стала его проклятием.
А вот когда вторая половина жизни замаячила на горизонте, уже и Изергиль приходится наступать на горло своей гордыне — красота увядает, а любовь возраста не имеет. Но в сердце её остаётся гордость, и теперь ей приходится жертвовать ради любви. Здесь уже параллели с легендой о Данко, в которой молодой человек жертвует своим сердцем ради любви к людям.
Замечательный, высоколитературный рассказ, наполненный незамысловатой философией, интересными сюжетными параллелями и... описаниями жизни в чужом краю, которые настраивают читателя на нужный для восприятия произведения лад.
asakuro, 30 мая 2019 г.
Если считаете, что братья Гримм писали жестокие сказки, почитайте «Старуху Изергиль».
Первый рассказ. Огромный орел похитил из деревни девушку, каким-то образом изнасиловал ее, после чего у нее родился сын. Когда парень вернулся в деревню, он ударил первую же попавшуюся девушку, после чего ногой пробил ей грудь, отчего она умерла...
Второй рассказ тоже обычным не назовешь. Он про любовные похождения Изергиль с 15 лет. Среди ее любовников — румыны, гацулы, поляки, турки, венгры, евреи, старики, подростки, убийцы, торговцы...Жила в гареме, работала проституткой. Не маркиз де Сад, конечно, но тоже неплохо.
Третий рассказ про Данко и его сердце, наверное, знают и помнят все. Но не все помнят, что люди, которых он вывел из леса, потом специально наступили на его пылающее сердце ногой.
tim1997, 26 августа 2014 г.
Да, Горький был настоящим писателем.
Во-первых, его язык. Это не язык, это просто чудо. Мало кто может так живо, ярко, так сочно изображать происходящее кругом. Ты как будто сам оказываешься на берегу моря, недалеко от тебя — бескрайняя степь, рядом сидит старуха Изергиль и рассказывает легенды... И хочется слушать их, и слушать, и слушать. Легенда о Ларре, легенда о Данко... История самой Изергиль...
Постойте-ка. Разве легенды главное в этом произведении? Я так не думаю. Сразу бросается в глаза название: «Старуха Изергиль». Этот рассказ — лишь частично о легендах. Это рассказ о прошлом, о том живом, что уходит или скоро уйдет из жизни. Не зря же Изергиль часто повторяет автору: нынешние люди не умеют жить. Жизнь Изергиль — это целая история. И, как в любой истории, здесь есть грустное и веселое, доброе и злое. Но это — жизнь. Изергиль жила полноценной жизнью. Горький, должно быть, хочет нам сказать, что люди зачастую просто не умеют жить, используя слова Изергиль. «Старуха Изергиль» — это то чудесное прошлое, полное историй, мудрости, которое постепенно уходит от нас.
Ну и, конечно, легенды. Такой сказочности, описательности, такого яркого раскрытия окружающих пейзажей редко где увидишь. Вообще этим писатели фэнтези должны заниматься, вот только далеко, далеко не у всех это получается так, как у Горького.
Горький — мастер.
lubar, 26 января 2014 г.
Мне рассказ понравился. Интересный, динамичный и одновременно спокойный создающий атмосферу.
Подозреваю, что мы не всю школьную программу проходили на уроках литературы. Потому что достаточно много времени посвящали каждому произведению. Но «Старуха Изергиль» мы проходили. Мы, а не я ибо проболел и почему-то не пожелал наверстывать. Так что представление у меня об этом произведении были очень абстрактные, а точнее никаких кроме желания переделать в Извергиль. При этом Горящее сердце Данко я читал не один раз, в оранжевой книжке http://fantlab.ru/edition80986, но с самим рассказом это никак не ассоциировалось.
Наткнулся в своей электронной книге. И с удовольствием прочитал. Очень хорошо получился контраст между сегодняшней старухой и страстной девчонкой, которой она была. Хотя, несмотря на попытки автора уверить, что сейчас старуха уже не та, живёт только воспоминаниями и взгляд потух, я ему не поверил. И сейчас за ней чувствуется сила и страсть.
Истории Изергиль не соотвествуют стандартному представлению о морали, в них движущей силой является любовь и страсть. Кроме двух мифических героев, мы знакомимся , пусть и схематично, с мужчинами из жизни Извергиль, с храбростью и трусостью, предательством и самоотверженностью.
Легенды действительно сильные и возможно иногда кажется, что рассказ написан ради них. Потому что легенды без атмосферы получаются немного другими. История Лара — раскрытая тема истории Каина (не в смысле, что Каин вел себя как Лар, а в смысле как поведёт себя человек обреченный на жизнь не зависимо от своих последующих преступлений).
История Данко сильнее и многозначнее. Если также проводить библейские аналогии, то можно сравнивать с Моисеем и ропотом, как только что-то шло не так. Но Данко справился сам принимая сложные и героические решения.
В детстве я конечно не обратил внимание, что в Горящем Сердце погибло не сильно меньше людей, чем в истории с Ларом. Запомнился только факел, которым Данко освещал путь всем.
maxim_l, 8 января 2014 г.
Всегда задавался вопросом, что представляет собой человеческая гордость. Две легенды, рассказанные Изергиль, отразили «пропасть и вершину» человеческого духа. Легенда о Ларре служит уроком для любого человека, что излишняя эгоцентричность несет ему одиночество и угрозу окружающим людям. Легенда же о Данко — это настоящий гимн человеку, имеющему великую волю и мужественное сердце, пожертвовать собой во имя своего народа. Легенда о Данко это источник вдохновения на свершения подвигов нынешним и будущим поколениям ради жизни, свободы и будущего всего человечества.
Lena_Ka, 4 марта 2012 г.
Не могу сказать, что люблю раннего М. Горького. Я обожаю «На дне», «Дачников», «Жизнь Клима Самгина», автобиографическую трилогию. А вот раннее творчество, которое связано на прямую с моим городом немножко не моё. Слишком уж много Ницше, слишком уж всё СВЕРХ!
Два сверхчеловека на один небольшой рассказ — это всё же слишком, хотя выстроен всё абсолютно правильно, логически верно: от сверхэгоизма через своеволие человека, наказанного одиночеством, к сверхальтруизму. «Что сделаю я для людей?» — кричит Данко, разрывая себе грудь и освещая своим сердцем путь этим людям к солнцу. А осторожный человек наступает на это сердце. И так будет всегда. Но, по мнению писателя, есть только два процесса: гниение и горение. Вот каждый для себя и выбирает: гнить, истлевать, обращаясь в тень, примеряться к жизни или гореть, озаряя жизнь другим?
Сильно, мощно, но сказка. Слишком много приёмов намешано, чтобы я это полюбила по-настоящему. Уважаю писателя Горького. Но сверхлюдей не люблю даже в книгах.