Борис Акунин «Писатель и самоубийство»
Монография состоит из трех частей: «Человек и самоубийство», «Писатель и самоубийство», «Энциклопедия литературицида».
Первый том (первые 2 части) представляет собой исследование-эссе на тему суицида, где рассматриваются вопросы от истории и философии до географии и причин самоубийств, а второй том под названием «Энциклопедия литературицида» состоит из трехсот семидесяти кратких биографических статей и репродуцируемых портретов.
Как пишет в предисловии автор: «Это приложение к основному тексту книги по жанру является мартирологом, поэтому здесь содержится мало сведений о творческом пути того или иного литератора,упор сделан на причинах и обстоятельствах трагического конца. Суицидный финал —та специфическая призма, через которую «Энциклопедия литературицида» смотрит на писательскую биографию».
Переиздание 2006 года «Писателя и самоубийства» – как сообщил Акунин, вызвано необходимостью исправить некоторые фактические ошибки, а также тем печальным обстоятельством, что за прошедшие со времени первого издания годы добровольно ушли из жизни еще несколько писателей – в том числе в Японии и в России...
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
voroncovamaria, 4 апреля 2014 г.
Добротная книжка, причем сам Акунин скромно предупреждает, что это не научное исследование. Но получилась научная публикация в самом добром смысле этого слова. Одна акунинская эрудиция чего стоит! Приведено много биографий самоубийц, описаны экзотические способы ухода из жизни и упомянуты исследования, посвященные этой теме у широкого круга авторов. Писатель рассматривает отношение к самоубийству на разных широтах, в разные эпохи и во всех ведущих религиозных и философских учениях. Занятны его рассуждения в главе об эвтаназии. Акунин вкладывает в уста внука следующие слова:«Везем дедушку в эвтаназий. Я его понимаю: альцгеймер, недержание, да и без бабушки ему одиноко.» Неосознанно автор определяет для себя, что лучше уйти из жизни, нежели влачить убогое существование, но он уверен, что бабушка умрет раньше него. Умрет она быстро, легко, и ему не придется брать на себя эту страшную миссию — отвозить в эвтаназий любимого человека. Это просто — распорядиться собственной судьбой. Но когда дело доходит до тех, кого мы любим...
Акунин стоит на позиции «однозначно за», и все запреты на суицид вызывают у него внутренний протест. Он утверждает, что церковь жестко запретила налагать на себя руки, чтобы лишить человека свободы. Это положение опровергает сама история: как раз суицид стал орудием подавления инакомыслия в Риме, когда вынуждали совершить самоубийство неугодных деятелей (Сенеку, например). В наши дни отношение к самоубийству и эвтаназии становится всё более терпимым не из-за снижения авторитета церкви, как полагает Акунин, а из-за перенаселенности планеты. Ценность человеческой жизни будет уменьшаться вместе с увеличением населения, которому станет нечем питаться. К самоубийству как к допустимому и достойному поступку относились в Японии, где не было плодородных земель, и уход самурая, это уход лишнего рта, а евреи, скитаясь по пустыне, не могли позволить себе роскошь суицида, потому что вымерли бы. Акунину, исследователю японской культуры, жившему в Японии, тема харакири близка, понятна, позиция самурая для него органична. Но даже читатель, стоящий принципиально на другой позиции, прочитает этот труд с удовольствием. Акунин интеллигентен, мягок, и это располагает к нему.
armitura, 21 сентября 2009 г.
Изначально эта книга привлекла меня названием — известно, что по-настоящему талантливые писатели живут на острие ножа, чуть острее чувствуя мир, чем остальные. Это обостренное восприятие помогает им создавать настоящие шедевры и вместе с тем снимает броню перед жестокостью, несправедливостью, бедностью. О таких людях и пишет Акунин... простите, конечно, Чхартишвили. о них и, вместе с тем, не только о них. В частности, в книге рассказывается об одном племени на севере России, в тайге. Старики в том племени когда чувствовали, что становятся в тягость сородичам, уходили в тайгу и замерзали там насмерть. Сами.
Через некоторое время до этих людей добрались христианские миссионеры. Они ужаснулись этому обычаю и начали проповедовать слово Божье. Они смогли убедить жителей племени в бесчеловечности такого поступка и с чувством выполненного долга поехали дальше. А когда через несколько лет они ехали назад, то заехали в то самое племя... и онаружили лишь трупы. Все вымерли — тупо от голода, потому что не хватило еды на всех.
Вот так, стараясь сделать доброе дело, «Божьи люди» истребили целое племя. Сразу вспоминается поговорка про чужой монастырь...
И таких вот «частностей» в книге много. Проблема самоубийства рассматривается Чхартишвили хоть и несколько схематично, но чрезвычайно обширно и увлекательно — автор подает религиозный, географический, исторический срез проблемы. Через взгляд на самоубийство он великолепно рассуждает о культуре и ментальности англичан, немцев, японцев, русских...
Акунин — это нечто большее, чем автор детективных романчиков о Фандорине и Пелагее. Это еще и очень грамотный ученый, умеющий объединять науку с легким, увлекательным стилем изложения так, что чтение его работ доставляет не только гносеологическое (о Боже:))), но и чисто эстетическое удовольствие от хорошо написанного текста.
Дядюшка Шу, 20 июля 2008 г.
Чхартишвили как писатель и переводчик интересен мне больше, чем Акунин. У меня такое впечатление, что без псевдонима он занимается тем, что ему действительно интересно, а не просто деньги зарабатывает. Хотя Фандорин и занятен, но меня не увлёк. А эта книга прочиталась влёт, с перечитыванием отдельных избранных мест, с блужданием по энциклопедии... Замечательно.
В книге Григорий Шалвович приглашает читателей уточнять библиотеку литературицида. Сделать это непросто — книга капитально закрывает тему, тема суицида раскрыта полностью.
Однако мне удалось вспомнить известного автора, не упомянутого в книге. Это Януш Корчак. Конечно, назвать его случай суицидом можно с натяжкой, однако в книге, например, упоминаютсяи разбираются случаи Николая Гастелло и Александра Матросова — автор считает их случаи-таки суицидом, сделанным с патриотической и жертвенной целью, и сетует, что среди писателей подобных случаев практически не наблюдается. И вот!
Я попробовал связаться с автором — это оказалось на удивление непросто. Прямых адресов/телефонов нет, несмотря на приглашение в книге никаких контактов не указано, на официальной странице в инете он не появляется, на форуме официальной страницы нашлись лишь доверенные лица, утверждающие, что Чхартишвили просматривает форум. Пришлось довериться форуму.
Теперь жду третье издание, посмотрю, попадёт ли всё-таки Корчак в книгу.
Slad-Ko, 15 августа 2012 г.
Книга хороша как подборка фактов. Но так называемый «анализ» оставляет желать лучшего. Хм.. мягко я как-то. Нетуть там анализа никакого. Хотя, он его и не особо обещал. Много повторов и самоповторов. Много букв, мало смысла. Наверное, дело в моих завышенных ожиданиях. Но нет, не понравилась мне сия публикация.
Шалашов, 30 июля 2013 г.
Написано достаточно интересно — ну, еще бы, Акунин, но кое-какие моменты спорные. Касательно смерти А.К.Толстого, Джека Лондона. Ну, собственно — вопрос этот до сих пор открыт.
Хотя, зачем я это пишу, если Борис Акунин все равно читать не станет.
duke, 1 мая 2009 г.
Отличная книга. Интересная подборка фактов и огромная работа была произведена. Что само по себе достойно уважения. Со многим не согласен, половину акунинских умозаключений готов оспорить, но меньше 8/10 поставить не могу. Главный недостаток и одновременно главное достоинство (я так и не определился): комментарии к фактам, да и сама подборка материала, — далеки от объективности. А поданы и представлены так, как это видится Григорию Чхартишвили. А так как сравнивать данную работу попросту не с чем, вполне понимаю людей, оценивших книгу десяткой. Сам чуть было не поставил.
Резюме такое: тем, кто хоть в малой степени интересуется суицидальной проблематикой — читать обязательно.
PS Особо запомнился раздел, посвященный Достоевскому. Крайне любопытное исследование его отношения к проблеме самоубийства.
mordhe, 20 января 2009 г.
Действительно отличная книга.Но так как многоуважаемый автор сам просит в предисловии к «Энциклопедии литературицида» сообщить ему о возможных упущениях(хотя список уже был изрядно дополнен:
http://www.old.aif.ru/articles/article_prmid_dta62068.html)
-никак не могу воздержаться от комментария.
В книге упомянут известный голландский писатель-эссеист Менно тер Браак,который покончил с собой в день вторжения немецких войск в Нидерланды.Но был ещё один голландский писатель-натуралист Ян(Жан) Виллев тер Браак.Особо заметных следов его в литературе я не обнаружил-но данный персонаж прославился как немецкий шпион,готовивший покушение на самого Черчилля;но,обнаружив,что раскрыт английской контрразведкой,застрелился из револьвера.Данная история описана в книге «100 великих операций спецслужб»(можно ознакомиться с этим и по ссылке:http://greatoperation.narod.ru/4/terroristfurer.htm).Надеюсь,эта информация заинтересует Георгия Чхартишвили(а может,и его «альтер-эго» Бориса Акунина)-и послужит основой для написания какого-либо занятного произведения типа «Сэр Александер Фандорин и шпион-натуралист»...
P.S.Да,кстати-вообще тема про шпионов и разведчиков мне весьма близка,поэтому опять хотелось добавить и комментарий по поводу Семёна Кузьмича Цвигуна,свояченника Л.И.Брежнева и зампреда КГБ в 1967-82 гг.Всё-таки он являлся автором как минимум трёх книг и нескольких киносценариев-поэтому вполне был бы уместен в дополненом издании «Энциклопедии...»,наряду с такими упомянутыми в ней «особами,приближенными к императорам»,как Вань Гуань-ян,Пьетро делла Винья,Квинт Лутаций Катул или граф Матье-Франсуа де Мэробер.Версия о самоубийстве С.Цвигуна уже давно не подвергается сомнению-да и след в советской военно-шпионской прозе он оставил заметный.
Valerianne, 3 апреля 2010 г.
Слишком много доводов pro и слишком мало доводов contra. В целом книга звучит, как оправдание самоубийству. Не понравилась часть про русскую «интеллигенцию» и «народ», вообще, я оч. не согласна с автором.
Но его безупречная стилистика и легкость текста спасают все, чтобы он не написал...
etoneyava, 17 июля 2008 г.
Авторская публицистика ничуть не хуже беллетристики: такой вывод в отношении г-на Чхартишвили можно сделать безо всяких натяжек. Читал книгу в последнем, дополненном переиздании. Некоторые факты просто потрясли воображение. Наверное, всё же писательский труд высасывает душу так же верно, как и актёрский...
С.Соболев, 15 мая 2008 г.
Это не художественная книга. особый интерес представляют краткие биографии писателей, покончивших самоубийством — с описанием способов, которыми они это сделали, не только банальные веревка-пистолет-яд-балкон.
laborant81, 5 июля 2007 г.
Прекрасная книга. Глубоко, интересно, заставляет задуматься. По єтой книге можно судить не только о писателях и самоубийстве, но и окультурах разніх стран.