Борис Акунин «Ф. М.»
- Жанры/поджанры: Детектив
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь ) | Вторичный литературный мир
- Время действия: 21 век | Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
В увлекательном детективе Бориса Акунина «Ф. М.» читатель встретится с уже знакомым персонажем: внуком Эраста Петровича Фандорина Николасом Фандориным, которому предстоит увлекательное и опасное приключение — поиск неизвестной рукописи Достоевского, представляющей огромную ценность.
Входит в:
— цикл «Приключения магистра»
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
strannik102, 7 декабря 2024 г.
Ник Фандорин во всей своей красе
На этот раз исторических приключений практически нет. Зато имеется литературная мистификация. Мистификация-игра. Акунин играет на поле детектива. А в качестве литературной основы берёт одно из самых известных произведений Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». И часть книжного действа разворачивается в нашем пространстве-времени, сиречь в Москве и буквально в наши дни. А другая часть событий повторяет строки и главы романа ФМД. Повторяет, но только лишь отчасти. Потому что по версии Акунина в руки Фандорина попадают главы первой версии этой книги. В которой главным злодеем назначается совсем другой персонаж этого романа, однако при этом событийный ряд отчасти совпадает с оригинальной версией.
И вся фабула нашего детективно-приключенческого романа строится на поиске разбросанных по Москве глав этой неизвестной рукописи маститого русского писателя. Поскольку тут изрядно замешана злая воля, причём не одного персонажа, а нескольких, то понятное дело, что поиски эти требуют от Николаса Фандорина изрядного проявления его лучших качеств: нестандартного мышления, а также смелости и … пожалуй, удачливости.
Поскольку издатель по каким-то соображениям изготовил эту книгу в двух томиках, то придётся и свой отзыв на неё делить надвое. Или напополам. Как получится, в общем.
Рукописи, как известно, не горят. Правда, иногда теряются… и находятся
На самом деле вот это разделение этой книги на два тома весьма условное. Хотя для чего это сделано, в общем-то, понятно. Поскольку если издать книгу форматом пакетбук в одном томе, то она явно перестанет быть карманной в силу толщины.
Итак, том второй — это просто продолжение нашей криминальной (в квадрате) истории о поисках неизвестной рукописи Ф.М.Достоевского. А заодно и знакомство с содержанием этого неизданного и незаконченного автором варианта «Преступления и наказания».
Помимо вот этих двух поистине криминальных и кровавых сюжетов в книге есть ещё и драма мужа, который подозревает свою жену в супружеской измене: да-да, наша Алтын (не наша, конечно, а Фандорина) увлеклась другим мужчиной и проводит с ним уйму времени под предлогом… под благовидным предлогом.
И в конечном итоге, и в рукописи Достоевского некоторые персонажи предстают перед нами совсем в другом свете, и в нашей современности многие герои играют разные и порой неочевидные роли, да и в драматической истории отношений мужчин и женщин тоже всё становится совсем не таким, каким представлялось на первый взгляд.
В общем, это было весьма интересно. Тем более, что к литературному слогу Акунина никаких вопросов нет.
А для меня интерес был двойным ещё и потому, что вот уже целый месяц слушаю подлинный вариант того самого «Преступления и наказания» — целый месяц, ибо в процессе этого процесса происходили и происходят всякие казусы. Но это уже совсем другая история.
mario1205, 4 февраля 2016 г.
Борис Акунин
Ф. М.
Ситуация точно такая же, как и в предыдущих романах о Николасе Фандорине: похождения баронета по прежнему наводят тоску и скуку. Получив от некоего наркомана несколько рукописных листков, Фандорин с изумлением обнаруживает, что это черновая версия известнейшего романа Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Ну того самого, где Родион-топор-старуха-Соня-«Тварь ли я...»-признание-каторга». Дальше начинаются поиски всей рукописи и ...тут полный провал. Понеслась круговерть из Спайдер-мэнов, Сэйлор-мунов, олигархов, свихнувшихся «достоевсковедов», трансгендеров, детей с печальными глазами...Такой бред, похлеще чем во «Внеклассном чтении». Честно, в какой то момент думал, что ещё пара страниц, и сюжет скатиться в откровенную чернуху, но кажись пронесло...
А вот история черновика «ПиН» уже интереснее. Нет, стилизацией под ФМД тут естественно и не пахнет, слишком разные фигуры — Достоевский и Акунин, поэтому из оригинального романа здесь присутствуют даже не персонажи, а имена — Раскольников, Лужин, Порфирий Петрович. Но расследование убийства старухи-процентщицы написано добротно,хорошо, плотно и завлекательно. Нет никаких глубоких идей, душевных терзаний, мук совести, а есть детектив — пародия времён ХIХ века происходившая в литературном городе Санкт-Петербурге. По крайней мере история Федорина написана на несколько порядков лучше метущегося Николаса.
Резюме — «Ф.М.» чуть лучше «ВЧ», но до действительно интересного «Алтын-толобас» не дотянула.
Самый большой плюс романа — он побудил меня в ближайшее время перечитать историю Родиона Раскольникова...
alex33, 15 января 2010 г.
2 в 1: исторический детектив + современный несерьёзный детектив. К Николасу Фандорину попадает часть неизвестной рукописи Достоевского — детективный роман с героями «Преступления и наказания». Николас берётся за поиски других частей этого бесценного раритета...
Концепция романа интересная, но сюжет получился особенно надуманным. Читается роман бойко, но часто возникало ощущение, что автор перегибает палку... Много трупов, эксклюзивных заболеваний, фантастичных событий. Создаётся впечатление, что Акунина мучила совесть так же, как и Фёдора Михайловича — писать хочется помонументальней, а нужно попопсовей. Вот и получилось увлекательное, но сильно нашпигованное чтиво. Историческая часть «под Достоевского», впрочем, выполнена достойно. Современная — чересчур неубедительно и поверхностно.
Читать рекомендую, но не больше 1 раза ) Несмотря на критику, я ставлю достаточно высокую оценку (8), т.к. роман читал четыре дня с большим азартом. Ещё — хороша тематика, ей можно подтолкнуть людей к чтению нашего великого классика. Ну и отличный слог Акунина всегда повышает оценку на бал )
Manowar76, 19 марта 2020 г.
Почему: когда-то давно, покончив с циклом про Эраста Фандорина, взялся за цикл романов о его потомке
В итоге: произведения про приключения Николаса Фандорина в современной Москве и предков Эраста в разные времена существенно уступают по качеству самому известному циклу Акунина.
Настолько уступают, что между чтением второго и третьего романа у меня прошло года четыре.
Начал читать и вспомнил, почему же я перестал читать «Приключения магистра» –меня раздражает малахольный англичанин Ника Фандорин. Как-то измельчало племя Фандориных за век.
Как и в других романах о магистре, современная линия уступает исторической части. Но в «Ф. М.» Акунину еще и чувство вкуса изменило. Многие сцены (и это не линия бойцовского трансвестита Вали) вызывали брезгливость. То ли это неуважение к читателю, то ли ужасная попытка сатиры на современное общество.
Несмотря на чёткую искусственную сконструированность и симметричность романа, автор допускает какую-то непростительную небрежность. Антагонисты впервые появляются в примечании!!! Вскользь, по касательной. Ничего не объясняя.
Современную линию несколько искупает «рукопись Достоевского». Здесь уже настоящая постмодернистская игра в классику. У следователя Порфирия Петровича из «Преступления и наказания» появляется фамилия! Догадайтесь, какая. Но и рукопись обрывается на полуслове, в самом финале.
Неряшливая поделка, издевательство над читателем. Вот уж никогда не думал, что напишу такое о творчестве уважаемого мной Акунина.
3(ПЛОХО)
lammik, 24 июня 2019 г.
2005 год. В руки директора фирмы «Страна советов» Николая Александровича Фандорина попадает рукописная страница, принадлежащая, впрочем предположительно, перу Фёдора Михайловича Достоевского. За рукописью идёт настоящая охота, в процессе которой уменьшается количество москвичей и гостей столицы, а тут ещё ко всему прочему семейная лодка Николая Александровича попала в жизненный шторм. И что со всем этим будет делать наш магистр...
«Ф.М.» из тех вещей, которые довольно быстро стираются из памяти. Похоже, «Приключения магистра» изначально задумывались как некая летопись эпохи, призванная отразить изменения, происходящие со страной через призму восприятия магистра и баронета. Вот и тут появляются «оборотни в погонах», рублёвский гламур и «Культурный разговор: Coelho-Murakami, Robsky-Dostoevsky.» Себя Борис Акунин тоже не преминул скромно упомянуть, пересказав сюжет «Азазеля».
Если при чтении предыдущего романа цикла казалось очевидным, что ничего более дикого в сюжетном плане в цикле этом уже не появится, то «Ф.М.» смело расширил границы восприятия. Тут тебе и люди с весьма странными болезнями, продажа девственности за три сотни долларов, рублёвская любовь между трансвеститом и лесбиянкой и череда изощрённых убийств японским псом-демоном, Красной Шапочкой, Человеком-пауком и ещё Бог знает кем.
Но при всей затейливости антуража, главная мысль у автора проста и не нова. Ничего-то не меняется. И вот уже в XXI веке живут герои Достоевского пусть и под другими именами. Есть и Лужин и Свидригайлов и старуха-процентщица и даже Сонечка Мармеладова.
В конце книги супруга магистра и мать двоих его детей Алтын Мамаева-Фандорина произносит странную фразу: «Ты без меня пропадешь. А меня без тебя вообще не будет…», что позволяет предположить — падение с крыши «Архива древних рукописей» не прошло для магистра и баронета даром и все последующие приключения не более чем коматозный морок внука Эраста Петровича Фандорина.
Игорь Екимов, 20 июля 2017 г.
Прежде чем писать отзыв на «Ф.М.», должен заметить, что мне ОЧЕНЬ сильно не нравится творчество Достоевского и прошу иметь это в виду. Я высказываю своё мнение, при этом законов нигде не нарушаю (никакого, там, терроризма, экстремизма и т.д.), а если каким-нибудь фанатам Достоевского мой подход не нравится, дальше эту рецензию им лучше не читать.
Итак. «Преступление и наказание» я в своё время читал в школе, но до конца не осилил, хоть оно и было в нашей школьной программе. Ну, я прочитал какие-то основные моменты, но буквально самый минимум, чтобы двойку не поставили. Дочитывать всё остальное у меня желания не возникает. В отличие от Достоевского, Акунин написал свой «Ф.М.» достаточно хорошо, на крепкую четвёрку. Во-первых, он существенно улучшил оригинал (т.е. само «Преступление и наказание»), но сумел сохранить стиль Достоевского. В общем, получилось весьма похоже, только гораздо лучше. Хотя мне всё-таки больше понравилась современная часть. Жизнь 19 века я знаю намного хуже, и она мне просто меньше нравится, чем наша нынешняя. Слишком уж многих необходимых вещей тогда не было.
Тем не менее, я всё-таки не могу поставить Акунину пять и даже пять с минусом. Ему мешают два серьёзных недостатка, частично пересекающихся друг с другом. И один из этих недостатков можно заметить во многих книгах Бориса. У него явно присутствует склонность к подробнейшему смакованию всяческих болезней, уродства и ошибок природы. Иногда меня это реально раздражает. Я не говорю о морально-этической стороне дела — нет, это просто противно. Неаппетитно, можно сказать.
Второй недостаток — это чрезмерное погружение в мир всяческой толерастии. Для чего понадобилось
Ну и ещё один маленький штришок, тоже в плане толерастии. А почему у Акунина главный герой называется «Ника»? Я бы на его месте был очень недоволен. Есть же нормальное мужское сокращение «Ник«! Извините, но я чувствую какое-то несоответствие, когда мужик носит прозвище «Ника», или когда Юрий Шевчук поёт «...Была я невеста, прекрасная дама», или когда историк Лев Клейн пишет про другого историка Л. Н. Гумилёва: «...В. Шаламов познакомил вольный мир с типичным образом лагерной Шехерезады — интеллигента, брошенного в среду урок и нашедшего способ адаптации к этой среде, способ выживания. Почти в каждом скоплении урок был такой рассказчик, ежевечерне «толкающий романы» для услаждения блатных. Я не знаю, был ли Лев Николаевич подобной Шехерезадой, но похоже, что был (никак не хочу его этим унизить — самой лучшей Шехерезадой, самой благородной).» Мне вот это всё режет слух. Может, отстаю от времени, ну и пофиг.
Таким образом, хотя в целом «Ф.М.» безусловно весьма интересен и я рекомендую его к прочтению, но ему всё же далеко до идеала.
Dart Kangol, 30 декабря 2009 г.
На мой взгляд цикл «Приключения магистра», куда входит роман «Ф.М.», вторичен по отношению книгам об Эрасте Фандорине. Менее яркие персонажи, откровенно слабая интрига. Да и современность какая-то неинтересная у Акунина получается. В общем, от Акунина ожидал большего.
baroni, 23 апреля 2007 г.
Роман получился слабенький. Раскрученный, распиаренный — это да. Скудный язык, убогая, надуманная интрига... Отсюда, наверное, все эти игры с закопанным перстнем. Но спасти роман не может, увы, ничего.Впрочем, мы и не обольщались.
URRRiy, 20 февраля 2020 г.
Очень и очень профессионально сделанное произведение.
Неплохой детективный сюжет — квест в буквальном смысле, реализуемый с помощью ключевого персонажа Николаса Фандорина вместе с коллегой-трансом, прости Господи (единственное, что является негативным фактором — это как раз пропаганда автором неправильного отношения к подобным личностям) , верной супругой Алтын и разного рода удачных совпадений.
Отдельный сюжетный элемент — это авторская версия всемирно известного романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание», конечно с определенным стебом и издевательством, но тем не менее весьма интересно и талантливо изложенная. Эта линия, на мой взгляд, получилась не менее великолепной.
Рекомендую.
VovaZ, 21 февраля 2016 г.
Ну-ну, мэтру захотелось немножечко побыть Фёдром Михайловичем Достоевским. И даже попробовать за него что-нибудь написать... :)
Таким образом, роман всецело посвящён этой идее, овладевшей Акуниным. Автор ведёт линию современных событий, переплетая её с мотивами истории Достоевского, а так же, сюжетом вымышленного романа.
На мой вкус, линия самого романа от такого переплетения теряет. Акунин допускает ряд сюжетных ошибок, обычно не свойственных автору. Интрига явно отдаёт неблагородной бульварщиной.
Сценизм, в основном, удовлетворителен.
Образы героев понравились не все. Изображая наркомана, доктора, политика, автор тянет слишком много штампов. Пара героев откровенно бредовые. Детективная линия романа непривычно проста, и излишне утяжелена сущностями...
Тем не менее, для любителей творчества автора роман я рекомендую. Читается легко, и развлекает.
reason, 16 августа 2010 г.
Очень затянуто! Размышлизмы о Достоевском конечно хороши, сюжет развит, раскручен, но вот современная версия просто убивает своей наивностью. Главный злодей не впечатлил. Могу сказать это, пока первая книга автора которой я не поверил!
etoneyava, 2 июля 2008 г.
Последний роман в серии несколько слабее предыдущих. Оно и понятно: планка была задрана автором до небес. Отсыл к Достоевскому достоин похвалы, тем паче, что изложено хорошим русским языком, куда более простым, нежели у Фёдора Михалыча. Роман, несомненно, полезен, хотя и не так запоминаем.
NNN, 6 апреля 2007 г.
Перечитывать не захочется точно. Та часть, где действие разворачивается в наши дни — примерно в духе современных иронических детективов. Удовольствие получила только от части «под Достоевского», но концовка разочаровала. Осталось легкое недоумение и ничего больше...
Stalk-74, 10 февраля 2022 г.
Роман тех лохматых времен, когда Акунину еще больше нравилось оригинальничать в беллетристристике, чем зарабатывать на этом деньги, хотя чашечки весов уже стремятся одна к одной навстречу. Но здесь старание разбросать камешки заметно. От названия глав двумя словами на Ф и М до квеста с читателями про спрятанный перстень. И, конечно, сам Акунин явно старался мимикрировать под Достоевского, вставив в роман роман, аки Мастер для Маргариты. Поэтому и мнение по «Ф.М.» будут неоднозначные. Мне, например, резал постоянный рваный ритм, как ни старался писатель синхронизировать два сюжета. Кстати, сюжет с погибшим папенькой Мармеладовой он уже использовал в раннем японском Фандорине. Кроме того, оправдание названий глав в половине случаев была достаточно коряво, вроде Финальный Матч.Но читать было интересно и достаточно познавательно, что нечато в развлекательных произведений. Николас, конечно, слабый персонаж, но его худо-бедно юзают. Плюс детективная основа с разоблачением мистических видений.
Нормальная единица цикла.
Yazewa, 23 декабря 2013 г.
Занятно — в качестве чтения «для комплекта» — раз уж берешься читать Акунина. Так же, как в предыдущем романе, современная линия не очень удачна и интересна. А вот вариант Преступления и наказания» я читала с удовольствием. И, как тут уже писали, захотелось освежить в памяти первоисточник... Стиля Ф.М. тут, конечно, и близко нет. Но интересно.